г. Ессентуки |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А61-2636/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 11.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., при участии в судебном заседании от Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Пронина Ю. Н. (доверенность от 09.01.2019), Хубулова Г. В. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Асфальт" (ОГРН 1111513002677, ИНН 1513006225), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.2019 по делу N А61-2636/2019 (судья Родионова Г.С.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.2019 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Асфальт" (далее - заявитель, общество) к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) об оспаривании постановления от 14.05.2019 N 1100-з/10.1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение и отказать в удовлетворении требования общества, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела. Заявитель жалобы считает, что процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании обращения Управления ФСБ России по РСО-Алания от 12 марта 2019 года N 68/6/И/1277 Ростехнадзором 12 марта 2019 года проведено обследование эксплуатируемой ООО "Асфальт" сети газопотребления, расположенной по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Молодежная, 21, по результатам которого выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
- средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком госповерки, что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N116-ФЗ);
- не представлены паспорта на газопроводы, что является нарушением пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 22 приказа ФСЭТАН от 15.11.2013 N 542 "Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее - Правила N 542);
- не в полной мере проводится техническое обслуживание газового оборудования. Газопровод частично не окрашен, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 24 Правил N 542;
- отсутствует ответственный за безопасную эксплуатацию сети газопотребления из числа руководителей (специалистов), прошедших проверку знаний в области промышленной безопасности, и его заместитель, что является нарушением пункта 15 Правил N 542;
- отсутствует аттестация в области промышленной безопасности у операторов АБЗ, что является нарушением требований статьи 9 Закона N 116-ФЗ;
- не проводятся проверки срабатывания предохранительных клапанов; отсутствуют документы подтверждающие проведение данных работ, что является нарушением пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 24 Правил N 542;
- отсутствует действующий договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, что является нарушением статьи 10 Закона N 116-ФЗ.
Письмом от 18 марта 2019 года N 416-3/10.1 Ростехнадзором в Управление ФСБ России по РСО-Алания направлена информация о результатах обследования ООО "Асфальт".
На основании указанных результатов обследования и информации Управления ФСБ России по РСО-Алания от 11 апреля 2019 года N 68/6/и/2613 о принятии мер административного характера Ростехнадзором в адрес ООО "Асфальт" направлено уведомление от 16 апреля 2019 года N N 620-з/10.1 о необходимости явки в 09 час. 30 мин. 24 апреля 2019 года в помещение Ростехнадзора для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Уведомление от 16 апреля 2019 года N 620-з/10.1 вручено ООО "Асфальт" 22 апреля 2019 года с почтовым уведомлением о вручении N 362001330999352 (л.д. 66).
По факту выявленных нарушений 23 апреля 2019 года в отношении общества составлен протокол N 1100-3/10.1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 09 час. 30 мин. 14 мая 2019 года направлены в адрес общества почтовой корреспонденцией и вручены его представителю 30 апреля 2019 года с уведомлением о вручении N 36200133100089.
По результатам рассмотрения материалов проверки Ростехнадзором 14 мая 2019 года в отношении ООО "Асфальт" вынесено постановление N 1100-3/10.1 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество, полагая, что постановление административного органа от 14 мая 2019 года N 1100-3/10.1 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением и с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов для юридических лиц в виде штрафа в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении требований промышленной безопасности, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения. Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью административного органа обеспечить соблюдение прав и гарантий лиц, привлекаемых к ответственности.
Так, согласно пункту 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, действующее законодательство с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Судом установлено, что ООО "Асфальт" 22 апреля 2019 года было получено уведомление от 16 апреля 2019 года N 620-3/10.1 (л.д. 64, 66) о вызове для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, где обществу было предложено явиться в Управление в 09 час. 30 мин. 24 апреля 2019 года. То есть, общество, получив уведомление, имело точное представление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 24 апреля 2019 года в 09 час. 30 мин.
Однако административным органом протокол об административном правонарушении N 1100-з/10.1 был составлен 23 апреля 2019 года в отсутствии законного представителя ООО "Асфальт", то есть до даты, указанной в уведомлении. При этом иных доказательств уведомления общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 23 апреля 2019 года в материалы дела административным органом не представлено.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 23 апреля 2019 года составлен в отсутствии законного представителя общества при отсутствии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общества. Надлежащих доказательств обратного административным органом в суд не представлено.
В данном случае в нарушение положений статей 25.1, 25.15, 28.2 КоАП РФ Ростехнадзор не предоставил обществу возможность обеспечить свое участие или участие своего законного представителя при составлении 23 апреля 2019 года протокола об административном правонарушении, что является нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доводы представителя Ростехнадзора о том, что в определении о назначении времени и места составления протокола была допущена механическая ошибка при указании даты его составления, в частности, вместо 23 апреля 2019 года была указана дата 24 апреля 2019 года, судом не принимаются.
Вынесение 05.08.2019 (через три месяца после рассмотрения дела) административным органом определения "об исправлении технической ошибки (опечатки)", соответствующее противоречие, как указывает в апелляционной жалобе управление, не устранено, в связи с чем доводы о допущенной технической ошибке (опечатке) не могут быть приняты судом.
Указанные процессуальные нарушения является существенными, возможность устранения их последствий при рассмотрении дела отсутствует, а потому данные нарушения в силу части 2 статьи 211 АПК РФ являются самостоятельным и достаточным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа полностью.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.2019 по делу N А61-2636/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2636/2019
Истец: ООО "Асфальт"
Ответчик: КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ