город Омск |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А70-7346/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Краецкой Е.Б., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11719/2019) товарищества собственников жилья "Цитадель" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2019 по делу N А70-7346/2019 (судья Соловьев К.Л.), принятое по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Цитадель" (ОГРН 1027200835837, ИНН 7202084327) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) о разрешении разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток", Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Пуховой Натальи Александровны (паспорт, по доверенности N 97/2019 от 01.07.2019 сроком действия один год),
установил:
товарищество собственников жилья "Цитадель" (далее - истец, ТСЖ "Цитадель") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ответчик, ООО "ТЭО") о разрешении разногласий, возникших при заключении договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - АО "ЭК "Восток"), Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - Департамент, третьи лица соответственно).
Решением от 16.07.2019 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Цитадель" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ТСЖ "Цитадель" указывает на следующее: работа по учету проживающих в многоквартирном доме (далее - МКД) и приему обращений граждан по выполнению перерасчета, в том числе из-за временного отсутствия граждан в жилом помещении (более 5 дней) в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) осуществляется только исполнителем коммунальной услуги, обслуживающим жилой дом, в связи с чем ссылка суда на исполнение подпункта "з" пункта 34 Постановления N354 безосновательна, поскольку данный пункт никакого отношения к услуге ТКО при заключении договора не имеет, а относится к другим коммунальным услугам; пункт 148 (25) Правил N 354 относится к Потребителю коммунальной услуги, т.е. жильцам и собственникам жилых помещений МКД, и к ТСЖ "Цитадель", как к исполнителю коммунальной услуги по обслуживанию МКД, не относится; суд необоснованно определил, что обязанности потребителей, закрепленные нормами действующего законодательства, транслируются на исполнителя в отношениях с региональным оператором либо ресурсоснабжающей организацией; выполнить требования, установленные действующим законодательством со стороны истца возможно только при условии раздельного накопления ТКО; суд неправомерно определил, что у ТСЖ "Цитадель" отсутствуют условия для введения раздельного накопления ТКО, так как раздельное накопление не организованно со стороны ответчика и органов местного самоуправления; ссылается на СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", зарегистрированный Минюстом Росси 15.07.2010 N17833, который распространяет свое действие на МКД, указанный в договоре, а не на какую-либо территорию, п. 8.2.4, которого определяет, что контейнеры и другие емкости для сбора бытовых отходов и мусора должны вывозиться - ежедневно в не зависимости от времени года.
ООО "ТЭО" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также письменный отзыв в материалы дела поступил от Департамента, согласно которому Департамент указал, что решение подобных вопросов не входит в его полномочия.
Департамент также представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
30.09.2019 в материалы дела от ТСЖ "Цитадель" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
АО "ЭК "Восток", ТСЖ "Цитадель" и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТЭО" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя ООО "ТЭО", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.02.2019 в адрес ТСЖ "Цитадель" поступил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N ТО02КО0101003743, предлагаемого к заключению.
По итогам рассмотрения оферты, истец, в связи с несогласием с предложенными ответчиком условиями договора направил в адрес последнего протокол разногласий к договору.
В соответствии с протоколом разногласий истец предложил ответчику внести следующие изменения в представленный ему проект договора:
Дополнить пункт 13 договора подпунктом "к" следующего содержания:
"Потребитель в случае изменения сведений, предоставленных им при заключении настоящего договора, обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты произошедших изменений письменно уведомить регионального оператора о произошедших изменениях.
Потребитель несет ответственность за последствия, возникшие в результате непредставления либо несвоевременного представления указанных сведений.
При этом региональный оператор вправе использовать имеющиеся у нее сведения и информацию, необходимые для начисления стоимости коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также сведения и информацию, указанные в реквизитах потребителя (раздел XII договора).
В случае несогласия с используемыми региональным оператором сведениями и информацией для начисления стоимости коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель вправе обратиться к региональному оператору с заявлением о пересмотре указанных данных с предоставлением подтверждающих документов".
Как пояснил истец, данное дополнение предложено внести в связи с тем, что эти обязанности предусмотрены разделом 7 ЖК РФ, а так же указаны в подпункте "и" пункта 10 типового договора по обращению с ТКО для исполнителя коммунальной услуги, ГСК, СНТ.
Пункт 15 договора истец предложил изложить в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом исходя из:
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления".
Как пояснил истец, в соответствии с пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (с учетом изменений от 15.09.2018 Постановление Правительства N 1094), при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов или установленного норматива ТКО или количества объема контейнеров для накопления.
ТСЖ "Цитадель" в своей заявке на заключение договора по обращению с ТКО от 09.10.2018 N 86/ТСЖ указало количество образующихся ТКО в месяц - 27,59м3 из расчета 1 контейнера объемом 1,1 м3, при этом, по утверждению истца, все подъезды жилого дома оборудованы мусорокамерами. В соответствии с решением ТСЖ ежедневно проводится сортировка мусора. Картон, бумага, стекло, пластик, металл и пленка складируются отдельно в контейнеры на закрытой площадке дворовой территории и по мере накопления сдаются организациям, занимающимся приемом вторсырья. Контейнер с оставшимися после сортировки ТКО, технический работник отвозит в место (площадку) накопления ТКО - КП г. Тюмень, ул. 8 марта, 2 к.11 (как указано в приложение N 1 к договору).
Приложение N 1 к договору истец предложил изложить в следующей редакции:
"единица расчета: 1 контейнер; количество проживающих 184; объем контейнеров 1,1 м3, масса принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 40,569 т.; объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 401,5 м3; стоимость услуг с учетом НДС: 246962,75 рублей; периодичность вывоза твердых коммунальных отходов: ежедневно".
01.04.2019 ТСЖ "Цитадель" получило подписанный протокол разногласий с протоколом урегулирования разногласий, который отказалось подписывать.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "Цитадель" в арбитражный суд с исковым заявлением.
16.07.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим изменению, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Таким образом, акцепт возможен лишь при наличии оферты.
В соответствии со статьей 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
При наличии разногласий, возникших при заключении договора, защита нарушенного права стороны осуществляется в порядке статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации путем подачи иска об урегулировании разногласий по договору.
В соответствии с частью 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как указывалось выше, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0101003743 относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ООО "ТЭО" наделено статусом регионального оператора в Тюменской области.
Согласно пункту 8 (17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федерального закона N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пунктом 8(16) Правил N 1156, предусмотрено, что случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
В данном случае разногласия в проекту договору, направленные потребителем оператору не урегулированы, в связи с чем на основании приведенных выше норм ГК РФ суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии на стороне ТСЖ "Цитадель" права обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением об урегулировании разногласий.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, пришел к выводу о том, что предложенная ТСЖ "Цитадель" редакция спорных пунктов противоречит нормам действующего законодательства.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о том, что редакция спорных пунктов истца противоречит нормам действующего законодательства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, истец просит дополнить пункт 13 договора подпунктом "к" следующего содержания:
"Потребитель в случае изменения сведений, предоставленных им при заключении настоящего договора, обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты произошедших изменений письменно уведомить регионального оператора о произошедших изменениях.
Потребитель несет ответственность за последствия, возникшие в результате непредставления либо несвоевременного представления указанных сведений.
При этом региональный оператор вправе использовать имеющиеся у него сведения и информацию, необходимые для начисления стоимости коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также сведения и информацию, указанные в реквизитах потребителя (раздел XII договора).
В случае несогласия с используемыми региональным оператором сведениями и информацией для начисления стоимости коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель вправе обратиться к региональному оператору с заявлением о пересмотре указанных данных с предоставлением подтверждающих документов".
Как следует из подпункта "з" пункта 34 Правил N 354, потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Таким образом, редакция пункта 13 договора, изложенная истцом в протоколе разногласий, противоречит указанной норме материального права в части срока уведомления регионального оператора об изменениях, влияющих на исполнение условий договора.
Кроме того, условия подпункта "к" пункта 13 договора, предложенные истцом, дублируют условия пункта 30 оферты, согласно которому в случае изменения данных, влияющих на исполнение договора, стороны должны уведомить друг друга в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений.
Также подпункт "к" пункта 13 договора в редакции истца предусматривает право потребителя в случае несогласия с используемыми региональным оператором сведениями и информацией для начисления стоимости коммунальной услуги, обратиться к региональному оператору с заявлением о пересмотре указанных данных с предоставлением подтверждающих документов.
При этом, в случае заключения договора потребитель обязан руководствоваться его условиями и положениями действующего законодательства, регулирующего правоотношения по обращению с ТКО, в том числе положениями Правил N 354.
Потребитель обязан информировать регионального оператора, а региональный оператор обязан использовать информацию, предоставленную потребителем, что исключает возникновение ситуаций, при которых возникает необходимость обращения потребителя к региональному оператору по вопросу перерасчета.
При исполнении потребителем своей обязанности по информированию регионального оператора об изменении количества граждан, проживающих в жилом помещении, как это предусмотрено действующим законодательством, исключается вероятность (необходимость) обращения потребителя с заявлением о перерасчете.
Как верно указал суд первой инстанции, в подпункте "з" пункта 34 Правил N 354 о предоставлении информации исполнителю, а не региональному оператору, следует понимать, что в соответствии с пунктами 148 (1) - 148 (25) Правил N 354, региональный оператор исходит из того, что договор заключен непосредственно с ТСЖ "Цитадель", которое является представителем собственников квартир в многоквартирных домах и исполнителем коммунальной услуги для жителей многоквартирного жилого дома, в отношении которых региональный оператор будет оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, для ООО "ТЭО", как для поставщика коммунальной услуги по обращению с ТКО ТСЖ "Цитадель" является потребителем, поскольку последний приобретает коммунальный ресурс - услугу по обращению с ТКО, в связи с чем, у ТСЖ "Цитадель" возникает обязанность по предоставлению региональному оператору информации о количестве проживающих и (или) зарегистрированных собственников/жителей, в интересах и от имени которых ТСЖ "Цитадель" заключает договор на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанности потребителей, закрепленные нормами действующего законодательства, транслируются на исполнителя в отношениях с региональным оператором либо ресурсоснабжающей организацией.
Как верно указал суд первой инстанции подпункт "з" пункта 34 и норма пункта 148 (25) Правил N 354 не противоречат друг другу по содержанию и предусматривают пятидневный срок для уведомления потребителя об изменениях, влияющих на определение объема предоставляемой коммунальной услуги.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование истца о принятии подпункта "к" пункта 13 договора в редакции протокола разногласий противоречит вышеназванным нормам.
Как следует из материалов дела, истец просит изложить пункт 15 договора в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом исходя из:
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления".
Пунктами 1 и 2 ст. 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В свою очередь пункт 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" до утверждения нормативов накопления ТКО, но не позднее 01.09.2017, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется по формулам 9 (3), 9 (4) и 9 (6) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Данные формулы применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с Распоряжением Департамента Тарифной и ценовой политики Тюменской области N 08/01-21 от 24.01.2019 установлен норматив накопления для твердых коммунальных отходов для жилых помещений в Тюменской области: 1 проживающий - 276, 86 кг в год/2,74 м3 в год.
Пункт 14.5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п, устанавливает, что условия раздельного накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области устанавливаются соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области.
Разделом 3, подразделом 3.1, главой.3.1.1 развития системы обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области до 2027 года, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области (утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 09.09.2016 N 392-п в ред. Постановления Правительства Тюменской области от 29.11.2018 N 448-п), предусмотрено:
- раздельное накопление твердых коммунальных отходов организуется региональным оператором с участием потребителей и органов местного самоуправления муниципальных образований поэтапно в соответствии с его инвестиционной программой.
- условия раздельного накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области устанавливаются соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области.
Пунктом 4.1.7 соглашения от 27.04.2019, предусмотрена обязанность регионального оператора по разработке и представлению на согласование в уполномоченный орган плана внедрения системы раздельного накопления ТКО в Тюменской области (в случае принятия такого решения).
Региональный оператор самостоятельно не принимает решение о внедрении системы раздельного накопления ТКО в Тюменской области. Решение принимается Департаментом недропользования и экологии Тюменской области совместно с Администрацией города Тюмени.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, и только в случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в условиях отсутствия введения раздельного накопления ТКО для собственников и пользователей жилых помещений, вести учет ТКО, исходя из объемов и количества контейнеров в настоящее время на территории Тюменской области не представляется возможным.
Ссылка истца на то, что количество проживающих лиц с момента обращения с заявкой до момента заключения договора уменьшилось с 189 до 184 человек в данном случае не имеет значения, поскольку количество зарегистрированных граждан в жилых помещениях может постоянно варьироваться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
В Приложении N 1 к договору указано то количество проживающих лиц, которое было указано в заявке на заключение договора, данные договорные отношения распространяются на период времени, возникший с 01.01.2019.
Далее, в ходе его исполнения, согласно пункту 30 договора, стороны обязаны уведомлять друг друга об изменении данных, влияющих на исполнение договора в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений.
Таким образом, в случае изменения количества проживающих в доме в расчетном периоде, истец обязан уведомить ответчика о таких изменениях для проведения последним начислений по договору, вне зависимости от того, какое количество зарегистрированных указано в Приложении N 1 к договору.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что изложение пунктов 13, 15 и Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 NТО02КО0101003743 в редакции, предложенной ответчиком, нарушает его права или противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Между тем, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что в соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Данная позиция отражена в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В настоящем деле суд первой инстанции, оценив законность и обоснованность редакций, предложенных сторонами, отказал в удовлетворении иска, не определив, в чьей редакции должен быть изложен спорный пункт договора.
В результате принятия такого решения не достигнута цель обращения истца в суд, не выполнено требование гражданского законодательства о заключении переданного на рассмотрение суда договора в обязательном порядке.
По преддоговорному спору, суд обязан в резолютивной части решения указать конкретные условия договора, которые подлежат действию в указанной им редакции, по которым у сторон возникли разногласия, а не отказывать в целом в иске.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции не учел, что АПК РФ не предусматривает возможность отказа в иске по спору, возникшему при заключении договора (преддоговорному спору).
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2019 по делу N А70-7346/2019 подлежит изменению, с изложением резолютивной части в следующем виде: "Урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Цитадель" (ОГРН 1027200835837, ИНН 7202084327) и обществом с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0101003743.
Изложить пункты 13, 15, Приложение N 1 договора в редакции общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение".
Пункт 13 изложить без дополнения подпунктом "к".
Пункт 15 изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Приложение N 1 изложить в следующей редакции: ""единица расчета: проживающие; количество проживающих 189; норматив ТКО на одну единицу в год: 276,86 кг, 2,74 куб.м; масса принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 52,33 тонн; объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 517,85 куб.м; стоимость услуг с учетом НДС: 315 381,52 рублей; место (площадка) накопления крупногабаритных отходов: КП: Тюменская область, г.Тюмень, ул.8 Марта, д.2, к.11; периодичность вывоза твердых коммунальных отходов: согласно СанПин".
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.
Аналогичным образом распределяются судебные расходы истца по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2019 по делу N А70-7346/2019 изменить, изложив его резолютивную часть следующим образом.
Урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Цитадель" (ОГРН 1027200835837, ИНН 7202084327) и обществом с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0101003743.
Изложить пункты 13, 15, Приложение N 1 договора в редакции общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение".
Пункт 13 изложить без дополнения подпунктом "к".
Пункт 15 изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Приложение N 1 изложить в следующей редакции: ""единица расчета: проживающие; количество проживающих 189; норматив ТКО на одну единицу в год: 276,86 кг, 2,74 куб.м; масса принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 52,33 тонн; объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 517,85 куб.м; стоимость услуг с учетом НДС: 315 381,52 рублей; место (площадка) накопления крупногабаритных отходов: КП: Тюменская область, г.Тюмень, ул.8 Марта, д.2, к.11; периодичность вывоза твердых коммунальных отходов: согласно СанПин".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7346/2019
Истец: ТСЖ "ЦИТАДЕЛЬ"
Ответчик: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Третье лицо: АО "ЭК "Восток", Департамент тарифной и ценовой политики