г. Киров |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А82-17085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Научно-производственного центра по охране окружающей среды
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2019 об отказе в принятии заявления по делу N А82-17085/2019,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Научно-производственного центра по охране окружающей среды (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям
(ОГРН: 1047600206334, ИНН: 7603028094)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Научно-производственного центра по охране окружающей среды (далее - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям (далее - ответчик, Управление) от 23.08.2019 N 260/4043/76 по делу об административном правонарушении.
Данным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2019 отказано в принятии названного заявления ввиду того, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда отменить, направив заявление в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Общество в жалобе оспаривает вывод суда о неподведомственности его заявления арбитражному суду, настаивает, что рассматриваемый спор связан с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности. В обоснование доводов податель жалобы ссылается на судебную практику. Более подробно позиция Общества изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответчик с 24.09.2019 именуется как Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявитель представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.08.2019 должностным лицом Управления вынесено постановление N 260/4043/76, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 80 000 рублей. Названным постановлением заявителю вменено нарушение требований пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).
Общество, полагая, что привлечено к ответственности незаконно, обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 29, 127.1, 207 АПК РФ, статьей 30.1 КоАП РФ, разъяснениями пункта 33 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) пришел к выводу о неподведомственности дела арбитражному суду, в связи с чем отказал в принятии заявления Общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Предметом настоящего спора является требование о признании незаконным и отмене постановления Управления от 23.08.2019 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Между тем, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 19.07.2011 N 17-П, Определение от 20.02.2014 N 261-О), право каждого на судебную защиту не предполагает возможность для заявителя по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. Они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами, к числу которых относится, в частности, АПК РФ.
При этом никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело.
По смыслу статей 4, 27, 29, 207 АПК РФ дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникающие из публичных правоотношений, в частности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, рассматриваются арбитражными судами, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании соответствующих заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом дел по заявлениям юридического лица или индивидуального предпринимателя об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является предпринимательский (экономический) характер административного правонарушения. При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской (экономической) деятельности с учетом содержания и особенностей данных видов деятельности. Административное правонарушение, совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех юридических и (или) физических лиц, независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности, не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть, в таком правонарушении отсутствует предпринимательский (экономический) характер.
Соответственно, постановление административного органа по делу о таком административном правонарушении не может быть оспорено юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в арбитражном суде. В этих случаях указанные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания настоящего спора не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде и, как следствие, относящимся к компетенции суда общей юрисдикции. Иная позиция заявителя основана на неверном толковании норм права применительно к имеющим место фактическим обстоятельствам дела.
В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.21 КоАП РФ. Названная статья КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Установленная названной нормой административная ответственность основана на положениях статьи 14 Закона N 96-ФЗ.
Согласно указанной статье выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правовая норма, предусматривающая состав административного правонарушения по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ, имеет объектом посягательства общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а объективная сторона выражается в нарушении указанных требований.
Рассматриваемая статья расположена в главе 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Из пункта 33 Постановления N 5 следует, что жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, если они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Исходя из содержания приведенного разъяснения, а также предусмотренного вмененной подателю апелляционной жалобы нормой КоАП РФ объекта посягательства совершенного административного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено заявителем в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, рассмотрение жалобы на постановление административного органа о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ относится к компетенции суда общей юрисдикции.
Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения рассматриваемого спора (заявленного в рамках настоящего дела требования) с его участием к компетенции арбитражного суда. Выполнение лицом требований в сфере охраны окружающей среды и природопользования по вмененному нарушению не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
В настоящем случае отсутствуют достаточные основания считать, что вмененное правонарушение носит предпринимательский (экономический) характер, связано с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности.
Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановления от 23.08.2019 и отказа суда общей юрисдикции в принятии указанного заявления, судом не установлено, заявителем не представлено. Оценка фактических обстоятельств совершения правонарушения, выполнения административным органом процессуальных требований должна производиться компетентным судом, рассматривающим дело по существу.
На основании изложенного необходимо признать, что заявление Общества об оспаривании постановления Управления о привлечении к ответственности по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 127.1 АПК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 19.12.2016 N 435-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в силу пункта 1 части 1 указанной статьи, судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в принятии заявления ОАО "РЖД". При таких условиях оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции не имеется.
Указанные в апелляционной жалобе номера арбитражных дел не имеют отношения к предъявленному Обществом требованию, часть из указанных дел связана с рассмотрением споров по иным статьям КоАП РФ, другая часть дел находится в производстве и процессуальные решения не приняты.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2019 по делу N А82-17085/2019 об отказе в принятии заявления оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Научно-производственного центра по охране окружающей среды - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17085/2019
Истец: ОАО Научно-производственный центр по охране окружающей среды - филиал "РЖД"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9014/19