г. Самара |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А49-4623/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" - Сатюкова И.В. (доверенность от 24.11.2017),
от Управления Федерального казначейства по Пензенской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Проект Инжиниринг Девелопмент" - Трушин В.Б. (доверенность от 15.09.2019), Ивахненко В.В. (военный билет),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2019 по делу N А49-4623/2019 (судья Петрова Н.Н.),
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" (ОГРН 1025801444833, ИНН 5837006543), г. Пенза,
к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ОГРН 1025801353060; ИНН 5836200530), г. Пенза,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Проект Инжиниринг Девелопмент" (ОГРН 1097325001476, ИНН 7325087462), г. Ульяновск,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" (далее - заявитель, ГБУЗ "ПОКЦК", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - ответчик, УФК по Пензенской области, УФК) о признании недействительным предписания от 27.02.2019 N 55-21-17/635 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции отказал ООО "Проект Инжиниринг Девелопмент" в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле УФАС России по Пензенской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных ст. 51 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что Управлением Федерального казначейства по Пензенской области грубо нарушены требования законодательства в части оснований проведения внеплановой выездной проверки.
Оспариваемое предписание не содержит ссылок на конкретные нормы нормативно-правовых актов, требования которых якобы нарушены заявителем.
Предписание также не отвечает таким требованиям как исполнимость и ясность, поскольку содержащаяся в предписании формулировка "принять меры по восстановлению неправомерно израсходованных средств федерального бюджета при исполнении Контракта" не позволяло заявителю определить какие конкретные действия необходимо совершить для прекращения и устранения выявленного нарушения, а ввиду неясности могло привести к применению в отношении заявителя санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации за неисполнение требований.
В процессе рассмотрения судом настоящего спора, при тех же обстоятельствах исполнения государственного контракта в адрес заявителя УФК по Пензенской области было направлено сообщение об отсутствии необходимости исполнения оспариваемого предписания.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, которые повлияли на исход дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители третьего лица - ООО "Проект Инжиниринг Девелопмент" считают решение суда подлежащим отмене.
В судебное заседание представитель УФК по Пензенской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом УФК по Пензенской области от 05.09.2018 N 314 назначена внеплановая выездная проверка ГБУЗ "ПОКЦК" по вопросу использования средств федерального бюджета на мероприятия по развитию служб крови за 2012-2018. Основанием для проведения проверки послужило обращение МВД России в Федеральное казначейство от 30.07.2018 N 7/24-11756.
В ходе проверки установлено, что ГБУЗ "ПОКЦК" принят от ООО "Проект Инжиниринг Девелопмент" в рамках исполнения контракта от 14.10.2014 N 0155200002214002193 и оплачен платежными поручениями от 05.11.2014 N 339154 и от 31.12.2014 N 421503 на сумму 145 945 720, 80 руб. товар - медицинское изделие модуль медицинский "Служба крови", не имеющий регистрационного удостоверения и не допустимый к обращению на территории РФ, что привело к неправомерному расходованию средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Пензенской области, связанных с реализацией мероприятий по развитию службы крови.
Указанное нарушение отражено в акте внеплановой выездной проверки от 15.01.2019.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки заявителя УФК 27.02.2019 вынесено предписание, в котором ответчик предписал заявителю в срок до 01.11.2019 принять меры по восстановлению неправомерно израсходованных средств федерального бюджета при исполнении контракта от 14.10.2014 N 0155200002214002193.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Объектами государственного (муниципального) контроля в силу п. 1 ст. 266.1 БК РФ являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
Согласно п. 2 ст. 267.1 БК РФ под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом.
Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Исходя из положений п. 1 ст. 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с п. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В силу п. 3 ст. 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в Положении о Федеральном казначействе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения N 703).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила).
Исходя из положений п. 3 Правил, деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), принятого в случае поступления обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций (п. 5 Правил).
Согласно п. 29 Правил контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Судом первой инстанции отклонен довод заявителя, изложенный им также в апелляционной жалобе, об отсутствии у ответчика оснований для проведения внеплановой выездной проверки, т.к. проверка учреждения проводилась на основании приказа и.о. руководителя УФК по Пензенской области от 05.09.2018 N 314. Основанием для проведения проверки явилось обращение МВД России в Федеральное казначейство от 30.07.2018 N 7/24-11756 в связи с выявленными грубейшими нарушениями при проведении технических испытаний и регистрации медицинского изделия - модуля медицинского для размещения службы крови и заключении и исполнении государственных контрактов по поставке указанного модуля.
В силу п. 67 Правил по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
В соответствии с подпунктом "а" п. 68 Правил при осуществлении полномочий, предусмотренных подпунктом "а" п. 6 настоящих Правил Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Представления и предписания в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об их направлении направляются (вручаются) представителю объекта контроля в соответствии с настоящими Правилами (п. 73 Правил).
Согласно п. 74 Правил отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что 14.10.2014 по результатам электронного аукциона между ГБУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" (после переименования - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр крови") (заказчик) и ООО "Проект Инжиниринг Девелопмент" (поставщик) заключен государственный контракт N 0155200002214002193 (далее - контракт), предметом которого является поставка модуля медицинского "Служба крови", цена контракта 182 432 151 руб.
По условиям контракта поставщик обязался поставить заказчику медицинское оборудование - модуль медицинский "Служба крови" (далее - товар) в соответствии со спецификацией и техническими характеристиками, согласованными в приложениях N 1 и N 2 к контракту, а заказчик обязался принять товар и оплатить за него обусловленную контрактом цену.
Согласно Приложению N 2 к контракту "Технические характеристики товара" медицинский модуль предназначен для заготовки: в диапазоне не менее 3000 и не более 10000 литров крови в год, ее переработки с обеспечением безопасности донорской крови, а также длительного хранения крови и ее компонентов с целью создания стратегических мобилизационных запасов, в том числе для осуществления комплекса мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Модуль медицинский должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и иметь предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение на его применение (использование) на территории Российской Федерации как объект, имеющий повышенную потенциальную степень риска применения в медицинских целях - иметь регистрационное удостоверение Минздрава России на медицинский модуль для размещения службы крови и принадлежности, обеспечивающие осуществление функций, предусмотренных настоящим Техническим заданием.
В п. 1.2 контракта предусмотрено, что поставка (отгрузка, доставка, разгрузка, установка, монтаж, пуско-наладка, запуск, инструктаж персонала работе с оборудованием, обучение персонала) осуществляется силами и средствами поставщика по адресу Заказчика: ГБУЗ Пензенская областная станция переливания крови, 440013, г. Пенза, ул. Клары Цеткин, 41а.
Цена контракта определена в твёрдой сумме - 182 432 151 руб. 00 коп. (раздел 2 контракта).
В пунктах 1.3 и 4.1 контракта стороны установили, что поставка товара осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу конечного места эксплуатации товара (г. Пенза, ул. Клары Цеткин, 41а) с последующей сборкой, установкой на конечное место эксплуатации - площадку с подключением к заранее подготовленным заказчиком наружным коммуникациям, наладкой, запуском и инструктажем специалистов заказчика.
Под датой поставки товара согласно п. 4.4 контракта понимается дата подписания товарной накладной или товарно-транспортной накладной (в случае доставки товара перевозчиком) и акта приёмки-передачи товара поставщиком и заказчиком.
Одновременно с отгрузкой товара поставщик обязан предоставить заказчику следующие документы:
- товарно-транспортную накладную (в случае доставки товара перевозчиком);
- товарную накладную, содержащую полную информацию по поставленному товару в соответствии со спецификацией к настоящему контракту;
- счёт/счёт-фактуру;
- акт приёмки-передачи товара;
- копию сертификата или декларации соответствия, заверенную печатью поставщика и производителя в соответствии с законодательством Российской Федерации (если такой документ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязателен для данного вида товара);
- копию регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России (министерством здравоохранения Российской Федерации), заверенную печатью поставщика (если такой документ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязателен для данного вида товара);
- технический паспорт на товар;
- гарантийный талон производителя и поставщика;
- инструкцию пользователя (руководство по эксплуатации) товара на русском языке в количестве, необходимом для эксплуатации товара (п. 4.5. контракта).
Пунктом 3.2. контракта предусмотрен порядок оплаты по контракту, который включает в себя 3 этапа:
- 30 % цены контракта (54 729 645 руб. 30 коп.) уплачивается не позднее 10 рабочих дней с даты отгрузки товара на основании полученного от поставщика счёта, счёта-фактуры;
- 50 % цены контракта (91 216 075 руб. 50 коп.) уплачивается не позднее 10 рабочих дней с даты фактической поставки товара на склад заказчика в соответствии с подписанной товарной накладной или товарно-транспортной накладной (в случае доставки товара перевозчиком) и актом приёмки-передачи товара поставщиком и заказчиком на основании полученных от поставщика счёта, счёта-фактуры и подписанных товарной накладной или товарно-транспортной накладной (в случае доставки товара перевозчиком) и акта приёмки-передачи товара;
- 20 % цены контракта (36 486 430 руб. 20 коп.) уплачивается не позднее 10 рабочих дней с даты подписания акта пуска товара, установленного поставщиком и принятого заказчиком, на основании полученных от поставщика счёта, счёта-фактуры, оригинала подписанного заказчиком и поставщиком акта запуска (с отметкой о проведении инструктажа).
Пунктом 1 5.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения обязательств по контракту, но не позднее 31.03.2015.
В пункте 15.2 контракта стороны предусмотрели, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно транспортной накладной от 23.10.2014 N 9 в адрес заказчика доставлен груз "Изделия комплектующие" весом 12 тонн.
Согласно транспортной накладной от 23.10.2014 N 12 заказчику доставлен груз "Модуль медицинский для размещения Службы крови" в количестве одной единицы.
05.11.2014 платежным поручением N 1356 учреждение перечислило в адрес поставщика денежные средства в сумме 54 729 645 руб. 30 коп. в качестве оплаты по контракту на основании счета от 27.10.2014 N 2.
Согласно товарной накладной от 22.12.2014 N 9 поставщик передал заказчику товар, в отношении которого в товарной накладной указано: "Модуль "Служба крови" (в комплекте)" в количестве 1 штуки на сумму 145 945 720 руб. 80 коп. Какие-либо иные документы, в частности, предусмотренные п. 4.5. контракта, заказчику не представлены, документальные доказательства их передачи заказчику в материалах дела отсутствуют.
13.12.2014 между заказчиком и поставщиком подписан акт приема-передачи товара, согласно которому поставщик в соответствии с условиями контракта на поставку модуля медицинского "Служба крови" от 14.10.2014 осуществил фактическую поставку товара заказчику. Количество, качество, комплектность, срок поставки товара соответствуют условиям контракта, недостатков товара не выявлено. Фактическая поставка товара осуществлена в количестве и комплектности в соответствии с условиями контракта.
Платежным поручением от 30.12.2014 N 1706 учреждение перечислило в адрес поставщика денежные средства в сумме 91 216 075 руб. 50 коп. в качестве оплаты по контракту.
Дополнительным соглашением к контракту от 11.12.2014 в п. 4.5. контракта сторонами внесены изменения, в соответствии с которыми абзац первый п. 4.5. контракта изложен в следующей редакции: "Одновременно с поставкой товара поставщик обязан предоставить заказчику следующие документы:".
Предметом контракта является модуль медицинский "Служба крови", предназначенный для заготовки, переработки и длительного хранения крови и ее компонентов с целью создания стратегических мобилизационных запасов.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Как верно указал суд первой инстанции, заготовка, хранение донорской крови и (или) её компонентов является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"".
Для заготовки крови в выездных условиях (вне станции переливания крови) могут быть использованы, в том числе модули медицинские, основная задача которых оптимальная организация производственного процесса заготовки и хранения крови, обеспечивающая соблюдение требований нормативной документации к условиям заготовки крови и её компонентов (включая требования к температурному режиму помещений).
Согласно приложению N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 28.03.2012 N 278н "Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения" в перечень оборудования для оснащения отделов заготовки крови и ее компонентов включен медицинский модуль для размещения службы крови.
Исходя из приведенных норм законодательства, модуль медицинский, предназначенный для заготовки, переработки и длительного хранения крови и ее компонентов с целью создания стратегических мобилизационных запасов, является медицинским изделием.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Частью 15 ст. 38 указанного выше Федерального закона установлен запрет на производство медицинских изделий, не включенных в государственных реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, производимых для проведения испытаний и (или) исследование, а также фальсифицированных медицинских изделий.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что модуль медицинский, предназначенный для заготовки, переработки и хранения крови, в целях допуска к обороту на территории Российской Федерации подлежит обязательной регистрации в качестве медицинского изделия.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила регистрации).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (п. 6 Правил регистрации).
Из транспортной накладной от 23.10.2014 N 9, транспортной накладной от 23.10.2014 N 12 и товарной накладной от 22.12.2014 N 9 следует, что поставщик отгрузил в адрес заказчика товар, именуемый в указанных документах "комплектующие", "Модуль "Служба крови" (в комплекте)". При этом не представил на этот товар регистрационного удостоверения о государственной регистрации в качестве медицинского изделия. Ни в момент поставки товара заказчику, ни в момент проведения проверки учреждения регистрационного удостоверения на поставленный заявителю товар не существовало.
Между тем обязанность государственной регистрации медицинского изделия с целью введения его в оборот на территории Российской Федерации установлена законом. Государственная регистрация осуществляется в отношении медицинских изделий, предназначенных для серийного выпуска, то есть на основании одного действующего регистрационного удостоверения может быть произведено любое количество медицинских изделий, соответствующих регистрационному досье на медицинское изделие, на что указано в письме Росздравнадзора от 31.10.2017 N 01-52251/17.
Предметом названного выше контракта является медицинское изделие, в связи с чем его поставка должна сопровождаться регистрационным удостоверением, которое является единственным подтверждением того, что поставленный товар является медицинским изделием и допущен в качестве такового к обороту на территории Российской Федерации.
Таким образом, отгруженные в адрес учреждения поставщиком комплектующие не могли быть отнесены к комплектующим медицинского изделия "Модуль "Служба крови", а являлись комплектующими изделия, не допущенного к обороту на территории Российской Федерации.
Однако заявитель принял у поставщика комплектующие части изделия, не допущенного к обороту на территории Российской Федерации, как товар, соответствующий требованиям контракта, о чем был составлен и подписан сторонами контракта акт приема-передачи товара от 13.12.2014, в котором отражено следующее: "Поставщик в соответствии с условиями контракта на поставку модуля медицинского "Служба крови" от 14.10.2014 осуществил фактическую поставку товара заказчику. Количество, качество, комплектность, срок поставки товара соответствуют условиям контракта, недостатков товара не выявлено. Фактическая поставка товара осуществлена в количестве и комплектности в соответствии с условиями контракта". При этом приемка товара произведена при отсутствии копии регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России, заверенной печатью поставщика.
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие - модуль медицинский "Центр крови" по ТУ 32.50.50-001-87731318-2018 N РЗН 2019/8239 было получено ООО "Проект Инжиниринг Девелопмент" лишь 26.03.2019, копия указанного регистрационного удостоверения передана поставщиком заказчику 10.06.2019, о чем составлен соответствующий акт приема-передачи.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, законных оснований для осуществления оплаты поставщику за поставленный по контракту товар в размере 80 % стоимости контракта (145 945 720 руб. 80 коп.) у заявителя не имелось.
Таким образом, ответчик обоснованно пришел к выводу о неправомерном расходовании бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Пензенской области, связанных с реализацией мероприятий по развитию службы крови.
Судом первой инстанции отклонен довод заявителя о том, что на момент проведения проверки контракт не был исполнен, поставка в понимании п. 1.2 контракта не была произведена, а поэтому документы, указанные в п. 4.5 контракта, в том числе регистрационное удостоверение на медицинское изделие, должны быть представлены в момент поставки товара, то есть после его монтажа и ввода в эксплуатацию.
Контракт по своему содержанию является смешанным договором, содержащим элементы договоров поставки и подряда.
Отношения сторон по указанному контракту регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Исходя из положений ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно п. 4.4. контракта под датой поставки (передачи) Товара стороны понимают дату подписания товарной накладной или товарно-транспортной накладной (в случае доставки товара перевозчиком) и акта приёмки-передачи товара поставщиком и заказчиком.
Обязанность представить документы, поименованные в п. 4.5. контракта (с учетом дополнительного соглашения от 11.12.2014 и мирового соглашения, утвержденного судом по делу N А49-3020/2015), возложена на поставщика одновременно с поставкой товара.
Разделом 9 контракта установлен порядок приемки товара. В соответствии с п. 9.1. контракта приемка поставленного товара осуществляется в ходе передачи товара заказчику по месту доставки и включает в себя следующие этапы:
а) проверка количества поставленного товара на соответствие спецификации контракта;
б) проверка полноты и правильности оформления комплекта товарно-транспортных документов, в соответствии с условиями контракта;
в) контроль наличия /отсутствия внешних повреждений (товарный вид);
г) проверка наличия необходимых документов, подтверждающих соответствие товара требованиям действующего законодательства и иной документации;
д) проверка наличия иной документации в соответствии с условиями контракта.
Пунктом 9.2. контракта предусмотрено, что приемка товара по количеству и качеству производится в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" N П-7 от 25.04.1966 и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" N П-6 от 15.06.1965.
Пунктом 9.4. контракта определено, что приемка товара по количеству (комплектности) и качеству оформляется актом приемки-передачи, подписываемым заказчиком и поставщиком не позднее 5 рабочих дней с даты приемки по количеству (комплектности) и качеству товара. Все претензии заказчика должны быть внесены в акт приемки-передачи товара.
Исходя из буквального толкования пунктов 4.4., 4.5., 9.1.-9.4. контракта в их совокупности и взаимной связи, УФК пришло к верному выводу, что понятие поставка товара в указанных пунктах контракта не идентично выполнению всех обязанностей по контракту с учетом п. 1.2. контракта.
Учитывая смешанный характер контракта, последующие установка, монтаж, пуско-наладка, запуск, инструктаж персонала работе с оборудованием, обучение персонала являются элементами подрядных отношений, а не собственно отношений по поставке товара в понимании приведенных выше пунктов контракта.
При отсутствии указанных в п. 4.5 контракта документов на этапе непосредственной приемки товара (в том числе в виде комплектующих) объективно невозможно установить факт того, относятся ли поставленные комплектующие к предмету контракта, то есть являются ли они тем самым медицинским изделием, поставка которого предусмотрена контрактом, невозможно установить комплектность и качество поставленного товара.
Аналогичное толкование условий контракта от 14.10.2014 N 0155200002214002193 содержится в судебных актах по делу N А49-902/2018.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан вывод, что заявитель произвел оплату поставщику в размере 80 % стоимости контракта в отсутствие на то законных оснований.
К моменту рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции между заказчиком и поставщиком по контракту от 14.10.2014 N 0155200002214002193 подписаны акты запуска (с отметкой о проведении инструктажа) от 14.05.2019, ввода (пуска) медицинского оборудования в эксплуатацию от 14.05.2019 и приема-передачи товара от 14.05.2019 и 10.06.2019, согласно последнему заказчику поставщиком передана копия регистрационного удостоверения на модуль медицинский "Центр крови" N РЗН 20198239 от 26.03.2019.
Ответчик, проанализировав указанные документы, письмом от 01.07.2019 N 2240 сообщил заявителю об отсутствии необходимости исполнения его предписания от 27.02.2019 N 55-21-17/635.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии в предписании ссылок на конкретные нормы нормативно-правовых актов, требования которых нарушены, подлежит отклонению в связи со следующим.
В предписании указано, что нарушены положения ст. 78.1 БК РФ и п. 4.5 контракта от 14.10.2014 N 01501555200002193 на поставку модуля медицинского "Служба крови".
Кроме того отсутствие в действующем законодательстве закрепленного понятия "неправомерное расходование бюджетных средств" не свидетельствует об отсутствии возможности получателей средств субсидии федерального бюджета расходовать средства вопреки требованиям правовых актов.
Так, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ субсидии предусматриваются на финансовое обеспечение конкретных целей и задач. В данном случае денежные средства выделялись на поставку медицинского модуля "Центр крови", а по факту на момент проверки был поставлен товар, не имеющий регистрационного удостоверения и не являющийся медицинским изделием.
Содержащееся в предписании требование о принятии мер по восстановлению неправомерно израсходованных денежных средств федерального бюджета при исполнении контракта, предусматривает, что ГБУЗ "ПОКЦК" не ограничен в выборе законного способа урегулирования возникших правоотношений. Так, предписанием учреждению предложено лишь предпринять меры по возмещению неправомерно израсходованных денежных средств, что подразумевает избрание учреждением любого способа, предусмотренного действующим законодательством, по восстановлению средств, и не является, по своей сути, властным указанием на необходимость прямого перечисления денежных средств.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 500 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 руб. платежным поручением от 27.08.2019 N 280484, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2019 по делу N А49-4623/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" (ОГРН 1025801444833, ИНН 5837006543), г. Пенза, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 27.08.2019 N 280484 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4623/2019
Истец: ГБУЗ "ПОКЦК", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Пензенской области, УФК по Пензенской области
Третье лицо: ООО "ПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ ДЕВЕЛОПМЕНТ"