г. Москва |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А40-87849/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р.Валиева,
судей Д.В.Пирожкова, Е.А.Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурадян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Газпром трансгаз Ухта" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 июля 2019 года по делу N А40-87849/19, принятое судьей Хайло Е.А., по иску ООО "Газпромтранс" к ООО "Газпром трансгаз Ухта" о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Григоренко Ю.П. по доверенности от 15.02.2018, Власова А.А. по доверенности от 16.04.2018
от ответчика: Муравьев А.Н. по доверенности от 05.09.2018
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГАЗПРОМТРАНС" обратилось с иском в Арбитражный суд г. Москвы к ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА" о взыскании суммы штрафа за нарушение срока оборота вагонов в размере 4 064 510 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09 июля 2019 год взыскано с ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА" в пользу ООО "ГАЗПРОМТРАНС" 2 032 255 (Два миллиона тридцать две тысячи двести пятьдесят пять) руб. 00 коп. штрафа за нарушение срока оборотов вагонов, а также 43 323 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что решение суда первой инстанции необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из искового заявления, в рамках договора N 107/1700171 от 27.06.2017 (далее - Договор) ООО "Газпромтранс" (далее по тексту - Экспедитор, Истец) оказывало ООО "Газпром трансгаз Ухта" (далее по тексту - Клиент, Ответчик) транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозки грузов материально-технических ресурсов, труб большого диаметра, труб малого диаметра) железнодорожным транспортом в собственном и привлеченном подвижном составе во внутрироссийском сообщении.
В соответствии с п. 2.1.13 Договора, Клиент, либо указанный Клиентом грузополучатель и/или иное лицо (в совокупности) обязуется осуществлять выгрузку груза (срок оборота вагонов у грузополучателя), учтенных в стоимости услуг Экспедитора, в течение 3 (трех) суток при прибытии-груженого вагона под выгрузку труб большого диаметра.
Срок оборота вагона у Клиента либо указанного Клиентом грузополучателя и/или иного лица (в совокупности) определяется Экспедитором по данным ГВЦ ОАО "РЖД" в электронном формате (или) согласно данным АС ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" и исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днём (датой) прибытия гружёных Вагонов на станцию назначения (далее - Дата прибытия), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления порожних Вагонов со станции отправления (далее - Дата отправления).
Простой Вагонов свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В соответствии с п. 4.5 Договора установлено, что в случае превышения срока оборота вагонов, Клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя/грузоотправителя в размере:
- 1 770 (одна тысяча семьсот семьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в полувагонах /универсальных платформах /фитинговых платформах/ крытых вагонах;
- 2 950 (две тысячи девятьсот пятьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в специализированных платформах - трубовозах.
С 01.07.2018 в соответствии с дополнительным соглашением N 4 размер штрафа за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя /грузоотправителя составляет:
- 2 065 (две тысячи шестьдесят пять) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в полувагонах;
- 1 770 (одна тысяча семьсот семьдесят) за каждый вагон в сутки, при перевозке в универсальных платформах/фитинговых платформах/крытых вагонах;
- 2 950 (две тысячи девятьсот пятьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в специализированных платформах-трубовозах.
С 01.10.2018 в соответствии с дополнительным соглашением N 5 размер штрафа за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя /грузоотправителя составляет:
- 2 360 (две тысячи триста шестьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в полувагонах;
- 1 888 (одна тысяча восемьсот восемьдесят восемь) рублей за каждый вагон сутки, при перевозке в универсальных платформах/фитинговых платформах/крытых вагонах;
- 2 950 (две тысячи девятьсот пятьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в специализированных платформах-трубовозах.
В соответствии с положениями п. 4.5 Договора, в случае несогласия с размером выставленного штрафа, Клиент предоставляет Экспедитору надлежащим образом заверенную копию транспортной железнодорожной накладной с оттиском печати Клиента, по которой прибыл вагон с грузом (порожний вагон), а также надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом копии памяток приемосдатчика, подтверждающих время передачи порожнего вагона перевозчику.
При исполнении указанного договора обязанности по соблюдению сроков оборота при осуществлении операций с вагонами у грузополучателя/грузоотправителя (трубы стальные сварные большого диаметра (400-1420 мм) на станциях назначения Ответчиком были нарушены, установлена сверхнормативная задержка (1422) при возврате 359 вагонов.
В адрес ООО "Газпром трансгаз Ухта" были начислены штрафные санкции за нарушение срока оборота вагонов под грузовыми операциями выставлена и направлена претензии:
05.02.2019 N 1/09-03-022019/35436 в сумме 3 643 250 рублей 00 копеек.
23.01.2019 N 1/09-03-012019/35386 в сумме 153 400 руб.
19.12.2018 N 1/09-03-122018/34877 в сумме 236 000 руб.
13.11.2018 N 1/09-03-102018/33944 в сумме 15 930 руб.
28.09.2018 N 1/09-03-082018/33201 в сумме 15 930 руб.
Претензии оставлены без удовлетворения.
Согласно п. 6.1 Договора все споры или разногласия, возникающие по настоящему договору, подлежат разрешению путем переговоров между сторонами. В случае невозможности урегулирования споров, они передаются Арбитражный суд города Москвы.
Ответчик просит суд снизить размер пени в порядке ст. 333 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае несоответствия ее последствиям нарушения обязательств, является одним из правовых способов, предусмотренных в законе и направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
Ответчик утверждает, что Истец, действуя в нарушение установленных в Поручениях Экспедитору ограничений перерабатывающей способности станций Микунь, Вологда 2, направлял вагоны для перевозки грузов сверх установленного количества.
Доводы Ответчика в данной части несостоятельны.
В материалы дела Истцом были предоставлены Поручения экспедитору с указанием периода перевозки (спорный период октябрь - ноябрь 2018 года), количества требуемых вагонов, а также грузового фронта тупика (перерабатывающей способности станции).
Также к материалам дела были приобщены Графики перевозок (план-графики, факт-графики), согласованные с грузоотправителем (АО "ЗТЗ").
Истец предоставил годный подвижной состав в необходимом количестве в соответствии с Поручениями экспедитору.
В течение всего периода, за который был начислен штраф, Ответчик ни разу не отказался от предоставленных ему вагонов, не заявлял Истцу претензии по поводу нарушения, поданных им поручений.
В рамках исполнения поручения Клиента Экспедитор ООО "Газпромтранс" согласовывает заводам производителям план-график отгрузки трубной продукции на месяц и заявки на перевозку грузов (заявки формы ГУ-12) в системе АС ЭТРАН как экспедитор (плательщик тарифа) при условии соблюдения не превышения перерабатывающей способности по станции назначения и соответствия объему, указанному в поручении.
При превышении суточной нормы или объема, заявки (форма ГУ-12) отклоняются с указанием причин отклонения.
Участие Экспедитора в согласовании корректировки графика в заявке (форма ГУ-12), оформлении железнодорожных накладных, предъявлении груза к отправке Перевозчику действующими правилами перевозок не предусмотрено. Техническая возможность через АС ЭТРАН ограничить ежесуточную отправку у Экспедитора отсутствует.
После предоставления подвижного состава на завод (в соответствии с согласованном графиком) дальнейшая ответственность за своевременное оформление и соблюдение суточных норм погрузки полностью находится в зоне грузоотправителя.
Для своевременной отправки (с учетом подачи, оборудования и погрузки) вагоны подаются в адрес заводов-изготовителей за 2-е суток.
В адрес Ответчика были направлены письма от 29.10.2018 N 1/08-03/25647 и от 22.10.2018 N 1/08-03/24969, информирующие о сверхнормативном простое вагонов с трубной продукцией на станции Микунь.
Доводы относительно нарушения со стороны Истца графика подачи вагонов противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку в контррасчете произведенном ответчиком (т.2, л.д. 22-28) отсутствуют даты, в которые прибывало бы более 12 вагонов в сутки на старнцию Микунь и более 6 вагонов в сутки на станцию Волгда-2.
Ответчик неверно толкует положения договора относительно сроков оборота вагонов.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 58 У става Договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Вопрос определения сроков оборота вагонов законом прямо не урегулирован и вытекает из существа договорных отношений.
Договором установлено (п. 2.1.12, п. 2.1.13), что Клиент определяет дату прибытия вагонов на основании данных, указанных в железнодорожной накладной (в календарном штемпеле, проставленном соответствующей станцией назначения в графе "Прибытие на станцию назначения"), а дату отправления вагонов по дате передачи вагонов с путей необщего пользования Грузополучателем Перевозчику согласно дате, указанной в отметках в графе "Уборка" в памятке приемосдатчика (Форма ГУ-45) и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) в пункте "Время уборки", и (или) в акте общей формы (Форма ГУ-23).
Течение сроков оборота вагонов у Клиента либо у указанного Клиентом грузополучателя/грузоотправителя и/или иного лица (в совокупности) исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия груженых/порожних вагонов на станцию назначения, до 24 ч. 00 мин, дня (даты) отправления порожних/груженых вагонов со станции отправления.
Договором четко определено, что время предоставляемое Ответчику для осуществления грузовых операций, исчисляется с момента прибытия вагонов на станцию назначения до момента их отправления со станции.
Следовательно, срок оборота вагонов у грузополучателя/грузоотправителя указывает на время с момента прибытия на станцию назначения груженого/порожнего вагона до момента отправления порожнего/груженого вагона со станции, включая при этом не только время нахождения вагонов под грузовыми операциями, но и все время нахождения вагонов на ж.д. путях необщего пользования, в том числе время ожидания приема порожних/груженых вагонов перевозчиком с выставочных путей.
При не предоставлении Клиентом документов в опровержение данных Экспедитора, срок оборота вагонов определяется по данным ГВЦ ОАО "РЖД" или и(или) согласно данным АС ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД".
В случае отсутствия у перевозчика возможности отправить груженые вагоны после их передачи с путей необщего пользования на пути общего пользования по причинам, зависящим от Экспедитора, Клиент обязан оформить с перевозчиком Акт по форме ГУ-23 с указанием причин задержки в отправке вагонов.
В соответствии с п. 4.1 Методических рекомендаций по приему груженых вагонов и порожних собственных вагонов к перевозке, выполнению маневровых операций с вагонами и оформлению актов общей формы на не принятые к перевозке или задержанные в пути следования вагоны в целях сокращения рисков ОАО "РЖД" по ответственности за просрочку в доставке груза" (утв. ОАО "РЖД" 15.05.2009) на все простаивающие в ожидании подачи под выгрузку или погрузку вагоны для данного получателя должны быть составлены акты общей формы с указанием причины.
Согласно п. 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России N 45 от 18.06.2003 года) (далее - Правила) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с п. 3.1-3.2 Правил акт общей формы составляется перевозчиком, с привлечением грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования для удостоверения, в том числе следующих обстоятельств:
-задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования;
- в других случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 3.4. Правил в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Пунктом 3.5. Правил предусмотрено, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Если же Акт соответствуют вышеуказанным требованиям, необходимо оценивать обстоятельства, в связи с которыми они составлены. В случае если они фиксируют обстоятельства, зависящие от перевозчика (например, отсутствие локомотива и проч.) или клиента (отсутствие или замена запорно-пломбировочных устройств, неправильная погрузка, неочистка или другие коммерческие неисправности), то такие обстоятельства оцениваются судами (определение Верховного суда РФ от 24.03.2015 г. N 306-ЭС 14-7853) как зависящие от клиента, который, взяв на себя обязательство своевременно отправить порожние вагоны, обязан налаживать со своими контрагентами (в том числе ОАО "РЖД") договорные отношения таким образом, чтобы стимулировать их к надлежащему исполнению обязательств по приему и отправке поуожних вагонов.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2019 года по делу N А40-87849/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р.Валиев |
Судьи |
Д.В.Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.