город Томск |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А03-10501/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Хайкина С.Н., рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (N 07АП-9699/2019) на решение от 16.09.2019 (резолютивная часть от 30.08.2019) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10501/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Трибуналова О.В.), по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (656056, г. Барнаул, пр-т Комсомольский, д. 80 А, ИНН 2225082380, ОГРН 1062225028018) к обществу с ограниченной ответственностью "Юг Сибири" (656043, г. Барнаул, пр-т Красноармейский, д. 15, ИНН 2224148021, ОГРН 1112224006400) о взыскании 500 рублей, без вызова представителей участвующих в деле лиц.
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юг Сибири" (далее - Общество, страхователь) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 30.08.2019 Арбитражного суда Алтайского края принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 16.09.2019 по собственной инициативе в соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в установленный законом срок, является не исправлением ошибок в ранее представленные сведения на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений персонифицированного учета.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 13.11.2018 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года на 48 застрахованных лиц, что подтверждается штампом Пенсионного фонда о принятии отчетности "бесконтактно".
17.01.2019 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" октябрь 2018года, что подтверждается штампом Пенсионного фонда о принятии отчетности "бесконтактно".
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.01.2019 N 032S18190000485.
По результатам материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 28.02.2019 N 032S19190001440 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 28.03.2019 N 032S01192874589 об уплате финансовых санкций в срок до 16.04.2019.
Неисполнение Обществом требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Как следует из общедоступных сведений, размещенных в информационном сервисе "Картотека арбитражных дел", определением от 17.09.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11058/2018 заявление ПАО "Промсвязьбанк" о признании ООО "Юг Сибири" несостоятельным (банкротом) принято к производству.
Постановлением от 11.04.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11058/2018, определение от 08.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по тому же делу отменено в части введения в отношении должника процедуры наблюдения и в этой части принят новый судебный акт: ООО "Юг Сибири" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника и в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден Баканов С.Ю., член Ассоциации "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
В рассматриваемом случае Пенсионным фондом вменяется Обществу нарушение статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, совершенное в ноябре 2018 года, именно - 16.11.2018 в связи с не предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за октябрь 2018 года (срок представления не позднее 15.11.2018), то есть после даты возбуждения в отношении Общества производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
С учетом изложенного, требование Пенсионного фонда о взыскании 500 рублей финансовых санкций относится к текущим платежам, так как возникло после принятия судом заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом) (17.09.2018) (статья 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", пункт 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016), соответственно, - подлежит рассмотрению в исковом порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица посредством представления "дополняющей формы" СЗВ-М за указанный отчетный период от 17.01.2019.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2018 года - не позднее 15 ноября 2018 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета 1 застрахованного лица выявлены, исправлены и форма СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2018 года представлена Обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2018 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что форма СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года представлена Обществом в Пенсионный фонд с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно страхователем устранены, что не опровергнуто Пенсионным фондом, тем самым Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (октябрь 2018 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М тип "дополняющая") за этот отчетный период до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для привлечения ООО "Юг Сибири" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Суд первой инстанции правомерно указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Также обоснованно суд первой инстанции отметил, что правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Выводы суда первой инстанции соответствуют подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в установленный законом срок, является не исправлением ошибок в ранее представленные сведения на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений персонифицированного учета, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании указанных норм права, поскольку Общество в порядке статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ не лишено права самостоятельно внести исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за рассматриваемый отчетный период до обнаружения ошибок Пенсионным фондом, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Действия Общества правомерно оценены судом как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 16.09.2019 (резолютивная часть от 30.08.2019) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10501/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10501/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: ООО "Юг Сибири"