г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А56-26974/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: Колганова К.И. (доверенность от 17.09.2018)
от ответчика: Максоцкий Р.А. (доверенность от 19.12.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22389/2019) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2019 по делу N А56-26974/2019 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
о взыскании,
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - истец, Комитет, КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - ответчик, Университет) о взыскании 450000 рублей штрафа за нарушение условий охранного обязательства, обязании в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации фасадов Памятника (лит. А, В, Г).
Решением от 07.06.2019 с Университета в пользу Комитета взыскано 30 000 рублей штрафа, суд обязал Университет в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации фасадов Памятника (лит. А, В, Г), в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Университет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым обязать Университет течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации фасадов Памятника (лит. А, В, Г), в удовлетворении остальной части иска отказать, полагая, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание судебные акты по делу N А56-9773/2018, имеющие преюдициальное значение, оснований для взыскания с Университета штрафа не имелось, срок проведения работ следует продлить до 60 месяцев.
В судебном заседании представитель Университета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (госорган) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медикохирургический Центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (пользователь) заключено охранное обязательство от 01.08.2013 N 12049 (далее - охранное обязательство) по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Крестовоздвиженская община сестер милосердия" в следующем составе:
- здания, являющиеся частью объекта культурного наследия регионального значения "Главное здание по наб. р. Фонтанки", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. Б, В, Г (далее - Памятник);
- здание, являющееся объектом культурного наследия регионального значения "3 флигеля", расположенное по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А (далее - Памятник);
- земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, лит. А (далее - Памятник).
Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) на основании решения Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета от 07.09.1993 N 327.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года N 184-р ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России реорганизовано в форме выделения из него филиала - Санкт-Петербургского клинического комплекса федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации с образованием на его основе федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
27.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 7801274408).
В соответствии с передаточным актом от 01.06.2015, утвержденным Заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяном 21.07.2015, объекты недвижимого имущества, указанные в исковом заявлении КГИОП, были переданы ФГБУ "СПМЦ" Минздрава России.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ФГБУ "СПМЦ" Минздрава России прекратило свою деятельность 19.01.2018 путем реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (СПБГУ) (ИНН 7801002274).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73) и на основании охранного обязательства истцом проведено мероприятие по систематическому контролю за исполнением требований охранного обязательства, в ходе которого осмотрен объект культурного наследия регионального значения "Крестовоздвиженская община сестер милосердия", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154, в результате которого установлено, что фасады здания (А,В,Г) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, на фасадах имеются локальные деструкции и утраты штукатурного и окрасочного слоев (нарушение п.2.1 охранного обязательства); не выполнены принятые обязательства по выполнению реставрации фасадов Объекта на основании письменного разрешения и задания КГИОП в соответствии с документацией, согласованной КГИОП, в срок до 01.08.2018, о чем составлен акт от 03.09.2018.
Пунктом 2.1 охранного обязательства предусмотрена обязанность пользователя содержать Памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать уборку Памятника и территории от бытовых, промышленных отходов, поддерживать территорию Памятника в благоустроенном состоянии. В случае, если для содержания Памятника в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также для поддержания территории в благоустроенном состоянии необходимо выполнить работы, которые не предусмотрены актом осмотра технического состоянии Памятника, ответчик обязан обратиться к истцу за разрешением на производство работ и выполнить работы в соответствии с условиями полученного разрешения.
Пунктом 2.2 охранного обязательства предусмотрена обязанность пользователя выполнять работы по сохранению Памятника, предусмотренные актом осмотра технического состояния Памятника, составляющим единое целое с охранным обязательством, актами текущего осмотра, предписаниями КГИОП.
Пунктом 2.4 охранного обязательства предусмотрена обязанность Пользователя выполнять работы в сроки, предусмотренные актом осмотра технического состояния Памятника.
Пунктом 3.1 охранного обязательства установлено, что в случае, если пользователь не содержит Памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а равно не обеспечивает уборку Памятника и территории, указанной в п. 2.1 охранного обязательства, от бытовых и промышленных отходов, истец вправе взыскать с ответчика штраф в размере 50 000 рублей за каждый случай нарушения.
В соответствии с пунктом 3.4 охранного обязательства в случае, если на дату истечения срока выполнения любого из видов работ, указанных в акте(ах) осмотра технического состояния Памятника и территории либо актах текущего осмотра, либо в предписании Госоргана, пользователь к их выполнению не преступил, госорган вправе взыскать с пользователя штраф в размере 100 000 за каждый вид работ, который пользователь не начал выполнять.
Ссылаясь на то, что пользователь не приступил к выполнению трех видов работ, чем нарушил условия п.п. 2.2, 2.4 охранного обязательства, а также трижды нарушил условия пунктов 2.1 охранного обязательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, посчитав требования Комитета обоснованными по праву, иск удовлетворил, снизив предъявленную ко взысканию неустойку на основании ст. 333 ГК РФ до 300 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с органом охраны объектов культурного наследия в установленном пунктом 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ порядке, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ (пункт 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона N 73-ФЗ и пунктом 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 (далее - Положение), государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственным органом охраны объектов культурного наследия с пользователем памятника истории и культуры, в частности, охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.
При невыполнении условий охранного обязательства организация, в пользовании которой находится памятник, выплачивает неустойку (пункт 63 Положения).
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Факт неисполнения условий охранного обязательства и необходимость проведения установленных судом действий по сохранению памятника установлен судом и сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судебными актами по делу N А56-9773/2018, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, Университет стал собственником спорных объектов 19.01.2018, с указанной даты у Университета возникла обязанность по сохранению объекта культурного наследия, тогда как обязанность пользователя по охранному обязательству по выполнению действий по реставрации фасадов Объекта на основании письменного разрешения и задания КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной КГИОП, в срок до 01.08.2018, установлена приложениями к охранному обязательству, заключенному 01.08.2013 с иным пользователем.
Таким образом, установленный срок пропущен иным лицом, в связи с чем апелляционный суд полагает, что Университет не является лицом, нарушившим условия охранного обязательства, в связи чем в данном случае на него не может быть возложена ответственность за их нарушение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, включая предмет и сроки исполнения обязательств.
Кроме того, согласно пункту 4 охранного обязательства охранное обязательство прекращает свое действие, в частности при прекращении права пользователя на памятник.
27.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании в форме выделения из ФГБУ "НХМЦ им. Н.И, Пирогова" Минздрава России федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения РФ, которому были переданы объекты, указанные в охранном обязательстве. Вместе с тем, охранное обязательство с данным лицом не заключалось, условия передаточного акта не содержат передачу прав и обязанности по данному охранному обязательству, в том числе относительно условий охранного обязательства, устанавливающих ответственность за нарушение обязанностей пользователя.
Таким образом, в удовлетворении требования о взыскании неустойки следует отказать.
Также исходя из изложенного апелляционный суд полагает необходимым продлить срок выполнения необходимых работ до 60 месяцев, в связи с чем обжалуемое решение подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2019 по делу N А56-26974/2019 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Обязать федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" в течение 60 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу в установленном законом порядке выполнить работы по реставрации фасадов зданий, расположенных по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 154 (лит. А, В, Г).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Университетская,д 7/9, ОГРН: 1037800006089) в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26974/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"