г. Москва |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А41-82511/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - АО "Истринская теплосеть" - Купченкова О.А., по доверенности от 02.11.2019,
от заинтересованного лица по делу - ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А., по доверенности от 03.06.2019,
от третьего лица по делу - МУП "Истринское ЖЭУ" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Истринская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2018 по делу N А41-82511/18, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению АО "Истринская теплосеть" к ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительными предписаний, третье лицо: МУП "Истринское ЖЭУ",
УСТАНОВИЛ:
АО "Истринская теплосеть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, административный орган) с требованием о признании недействительными предписаний от 20.08.2018 NN: 08ОГ/16-825-14-16-2018/1, 08ОГ/16-825-14-16-2018/2, 08ОГ/16-816-14-16-2018/1, 08ОГ/16-816-14-16-2018/2, 08ОГ/16-815-14-16-2018/1, 08ОГ/16-815-14-16-2018/2, 08ОГ/16-814-14-16-2018/1, 08ОГ/16-814-14-16-2018/2 и предписаний от 21.08.2018 NN: 08ОГ/16-733-14-16-2018/1, 08ОГ/16-733-14-16-2018/2.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2018 по делу N А41-82511/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжений от 15.08.2018 N 08ОГ/16-825-14-16-2018, от 15.08.2018 N 08ОГ/16-816-14-16-2018, от 15.08.2018 N 08ОГ/16-815-14-2018, от 15.08.2018 N 08ОГ/16-814-14-16-2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении МУП "Истринское ЖЭУ" с целью проверки фактов, изложенных в обращении, по вопросу соблюдения требований действующего законодательства при установке узла учета потребления коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению (далее - ОДПУ) и установлению размера платы за установку ОДПУ в многоквартирных домах (далее - МКД) по следующим адресам: Московская область г. Истра, ул. Ленина, дома6,4,2,4Б; ул. 9-ой Гвардейской дивизии, д. 62В, о чем составлены акты проверки.
Установив, что управляющей компанией МУП "Истринское ЖЭУ" допущено нарушение требований части 3 статьи 30 и пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ при начислении платы за установку ОДПУ, должностным лицом Госжилинспекции выданы предписания от 20.08.2018 NN:
- 08ОГ/16-825-14-16-2018/1, 08ОГ/16-825-14-16-2018/2,
- 08ОГ/16-816-14-16-2018/1, 08ОГ/16-816-14-16-2018/2,
- 08ОГ/16-815-14-16-2018/1, 08ОГ/16-815-14-16-2018/2,
- 08ОГ/16-814-14-16-2018/1, 08ОГ/16-814-14-16-2018/2 и предписания от 21.08.2018 NN: 08ОГ/16-733-14-16-2018/1, 08ОГ/16-733-14-16-2018/2.
Не согласившись требованиями указанных предписаний, считая, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы АО "Истринская теплосеть", Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что АО "Истринская теплосеть" является не надлежащим заявителем по делу, поскольку оспариваемые предписания выданы управляющей компании, требования оспариваемых предписаний не затрагивают права заявителя и не возлагают на него каких-либо обязанностей по их исполнению.
Право общества на возмещение расходов по установке общедомовых приборов учета энергоресурсов не подлежит восстановлению путем обращения в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании недействительными предписаний инспекции, выданных управляющим организациям, поскольку общество не лишено права требовать от управляющей компании возмещения расходов на установку ОДПУ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неправильным применением норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу пункта 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 01.01.2012 положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно пункту 150 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета.
Из части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии со статьями 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил N 354 содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
В силу пункта 10 статьи 162 ЖК РФ, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пунктов 24, 26 Правил N 491 управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно Методическим рекомендациям по заполнению единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 20.09.2016 N 679/30, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили установку общедомового прибора учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии до 01.07.2012, коллективного прибора учета газа до 01.01.2015, не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в плату за содержание жилого помещения и такая установка осуществлена ресурсоснабжающей организацией в период, указанный в Законе N 261-ФЗ, то в графу 1 рекомендуется включать дополнительной строкой (дополнительными строками) вид услуг за установку общедомового прибора учета коммунальных ресурсов, получателем платежа по которым и процентов за рассрочку такой услуги является соответствующая ресурсоснабжающая организация.
Пунктом 38(1) Правил N 491 установлено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, обязанность по установке общедомовых приборов учета энергоресурсов (ОДПУ), а также индивидуальных приборов учета возложена на собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку ни управляющие компании, ни собственники помещений в МКД не исполнили обязанности по оснащению МКД ОДПУ тепловой энергии, общество установило ОДПУ тепловой энергии в данных домах в принудительном порядке, исполняя требования закона.
При этом, как следует из приведенных норм права, при непредставлении собственниками жилых помещений, а также управляющими компаниями, обществу информации о решении по оплате стоимости установки ОДПУ единовременным платежом, ресурсоснабжающая организация вправе осуществить расчет стоимости произведен исходя из предоставления рассрочки на 5 лет в целом по многоквартирному дому.
Таким образом, требование инспекции о прекращении начисления платы за установку ОДПУ собственникам помещений МКД и проведении перерасчета неправомерно и противоречит требованиям действующего законодательства.
Управляющие компании вправе выставлять собственникам помещений в многоквартирных домах плату за принудительную установку ОДПУ для последующего перечисления денежных средств ресурсоснабжающей организации.
При этом отсутствие акта приема-передачи ОДПУ в управляющей компании само по себе не является основанием для признания начислений необоснованными.
Инспекция не ссылалась на какие-либо доказательства необоснованности выставления возмещения затрат за принудительную установку ОДПУ жителям МКД, подобные обстоятельства судами не устанавливались.
Кроме того, собственники помещений при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общество в силу закона не обязано получать согласие жителей МКД на принудительную установку ОДПУ, в связи с чем те обстоятельства, проводились общие собрания собственников помещений в МКД или нет, согласны ли были данные собственники оплачивать установку обществом ОДПУ, не могло рассматриваться как основание для прекращения платежей и возложения на общество обязанности по возврату уплаченных сумм через соответствующие указания управляющим компаниям. Доводы инспекции об обратном ошибочны.
Таким образом, оспариваемые предписания инспекции, содержащие соответствующие указания, являются незаконными, и, вопреки выводам суда первой инстанции, нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 02.09.2019 N 305-ЭС19-16336 и постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.07.2019 по делу N А41-66863/2018.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применен закон, подлежащий применению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
В материалах дела подлинные платежные поручения об оплате государственной пошлины отсутствуют. Заявитель не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о распределении расходов по уплате госпошлины в порядке ст. 112 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2018 по делу N А41-82511/19 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" N 080Г/16-825-14-16-2018/1, N 080Г/16-825-14-16-2018/2, N 080Г/16-816-14-16-2018/1, N 080Г/16-816-14-16-2018/2, N 080Г/16-815-14-16-2018/1, N 080Г/16-815-14-16-2018/2, N 080Г/16-814-14-16-2018/1, N 080Г/16-814-14-16-2018/2 от 20.08.18г., N 080Г/16-733-14-16-2018/1, N 080Г/16-733-14-16-2018/2 от 21.08.2018 г. признать недействительными.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82511/2018
Истец: АО "ИСТРИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", МУП "Истринское жилищно-эксплуатационное управление"
Ответчик: Главное управление Московскойобласти "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области"