г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А56-42388/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Горбушин Р.И. по доверенности от 10.06.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: Полторецкий С.В. по доверенности от 11.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24666/2019) Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2019 по делу N А56-42388/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "ЭТАЛОНСТРОЙ"
к Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района
3-е лицо: УФАС по Ленинградской области
об обязании исполнить предписание
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭталонСтрой" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЭталонСтрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Администрацию Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области (далее - Администрация) исполнить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
Решением от 07.08.2019 арбитражный суд первой инстанции обязал Администрацию исполнить предписание Управления от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 в течении 15 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу; взыскал с Администрации в пользу Общества 6000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, неприменение судом норм, подлежащих применению, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Общество представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 29.01.2018 было размещено извещение N 0145300022218000005 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ограждение первого пояса скважин д. Малое Карлино Ограждение территории. Трехэтажная котельная д. Малое Карлино Ограждение территории. Здание котельной гп. Виллози; начальная (максимальная) цена контракта - 5142240,58 руб.; источник финансирования - местный бюджет муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 31.08.2018 все заявки, поданные на участие в аукционе (в том числе заявка ООО "ЭталонСтрой"), не были допущены к участию в аукционе на основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), аукцион признан не состоявшимся (часть 8 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
ООО ЭталонСтрой" обратилось в Ленинградское УФАС с жалобой (вх N 7817 от 03.09.2018) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона по извещению N 0145300022218000005.
Решением Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 жалоба ООО "ЭталонСтрой" признана обоснованной; в действиях аукционной комиссии Заказчика (Администрации) признано нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в действиях Заказчика (Администрации) признано нарушение части 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ.
Ленинградским УФАС также выдано предписание от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18, в соответствии с которым предписано:,
1. Заказчику, аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протокола.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания: - отменить Протоколы; - назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона; - уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 4 настоящего предписания и продолжить провести аукцион.
6. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
7. В срок до 15.10.2018 представить в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания на электронную почту to47@fas.gov.ru с досылом оригинала посредством почтовой связи.
Администрация обжаловала решение и предписание Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2019 по делу N А56-125726/2018 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Ссылаясь на то, что Администрацией не исполнено предписание Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также определен порядок контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В силу части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из материалов дела, решением Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 жалоба ООО "ЭталонСтрой" была признана обоснованной; в действиях аукционной комиссии Заказчика (Администрации) признано нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в действиях Заказчика (Администрации) признано нарушение части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Ленинградским УФАС также выдано предписание от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18, в соответствии с которым предписано, в том числе:
- Заказчику, аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок информацию об отмене Протоколов; при этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протокола;
- Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
- Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
Срок исполнения предписания от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 - до 15.10.2018.
Администрация обжаловала решение и предписание Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2019 по делу N А56-125726/2018 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано. Указанное решение не было обжаловано Администрацией в установленный частью 1 статьи 259 АПК РФ срок. На момент рассмотрения дела N А56-42388/2019 сведений о том, что апелляционная жалоба Администрации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2019 по делу N А56-125726/2018 принята к производству Тринадцатым арбитражным апелляционным судом не имелось.
При этом, как правомерно указал суд, само по себе обжалование в судебном порядке решения и предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение обжалуемого предписания.
Администрацией не представлены ни антимонопольному органу, ни суду доказательства исполнения предписания Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
Доводы Администрации о том, что предписание Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 не может быть исполнено, поскольку Заказчиком принято решение об отмене спорной закупки на право заключения контракта на ограждение первого пояса скважин д. Малое Карлино Ограждение территории. Трехэтажная котельная д. Малое Карлино Ограждение территории. Здание котельной гп. Виллози и указанная закупка исключена из плана-графика Администрации Виллозского городского поселения, правомерно отклонены судом первой инстанции с учетом следующего.
В силу положений части 1 статьи 36 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Однако в данном случае, решением Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 в действиях аукционной комиссии Заказчика (Администрации) при отклонении заявки Общества признано нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ. Предписанием Управления от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18, Заказчику и его аукционной комиссии было предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18.
Таким образом, в рассматриваемом случае предусмотренных частью 1 статьи 36 и частью 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ оснований для отмены спорной закупки и внесения изменений в план-график закупок у Администрации не имелось.
Спорная закупка проводилась и оспариваемое предписание Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 должно было быть исполнено до внесения изменений в статьи 1 и 4 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз в части полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений Ломоносовского района в сфере водоснабжения и водоотведения (доказательства передачи имущества, используемого для осуществления таких полномочий, в собственность Ленинградской области Администрацией не представлено)
Как правомерно указал суд, длительное неисполнение предписания от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 обусловлено исключительно действиями (бездействием) самого Заказчика (Администрации).
Допущенные Администрацией нарушения при проведении аукциона по извещению N 0145300022218000005, установленные решением Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N1188-03-7817-РЗ/18, привели к неправомерному отказу в допуске заявки Общества к участию в аукционе и признанию аукциона несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона N 44-ФЗ. Указанные обстоятельства привели к нарушению публичных интересов в сфере размещения заказов, а также прав и законных интересов ООО "ЭталонСтрой".
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 4 АПК РФ и статьи 12 ГК РФ заявленные Обществом требования об обязании Администрацию исполнить предписание Ленинградского УФАС от 10.09.2018 по делу N 1188-03-7817-РЗ/18 правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2019 по делу N А56-42388/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42388/2019
Истец: ООО "ЭТАЛОНСТРОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВИЛЛОЗСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области