г. Красноярск |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А33-14891/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011"): Гоферт А.В., представителя по доверенности от 01.04.2018,
от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Клепикова Д.А., представителя по доверенности от 21.01.2019 N 46,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" июля 2019 года по делу N А33-14891/2019, принятое судьёй Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011" (ИНН 2465257242, ОГРН 1112468043852, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - ответчик, СЛУЖБА) о признании незаконным и отмене приказа от 26.04.2019 N 947-ж о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011".
Решением Арбитражного суда Красноярского края "02" июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель со ссылкой на часть 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) указывает на отсутствие оснований для проведения проверки, поскольку обращение Колпачева Р.Д., поступившее в электронной форме не прошло обязательную идентификацию и аунтефикацию на сайте kraskstate.ru.
Кроме того, по мнению заявителя, не каждое обращение гражданина может служить основанием для проведения проверки, а лишь то, которое содержит информацию о грубом нарушении лицензионных требований (пункт 2 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пунктом 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110).
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просило оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика требования апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение Арбитражного суда Красноярского края "02" июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
26.04.2019 Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края издан приказ органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N 947-ж, согласно которому надлежит:
- провести проверку в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011" на объекте жилищного фонда: многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, 26.
- место нахождения: 660125, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Светлогорская, 17а-157;
- назначить лицом, уполномоченным на проведение проверки: государственный инспектор отдела надзора за соблюдением порядка начисления платы за коммунальные услуги Вережак Олеся Валериевна;
- к проведению проверки экспертов и представителей экспертных организаций не привлекать;
- настоящая проверка проводится в рамках государственного лицензионного контроля, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)": 2400000010001270515;
- установить, что настоящая проверка проводится с целью: оценка соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям в связи с поступившим обращением гражданина(-ан) (N 02-08/3814 от 09.04.2019), содержащим информацию о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований при эксплуатации многоквартирного дома; задачами настоящей проверки являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований.;
- предметом настоящей проверки является: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями лицензионных требований;
- срок проведения проверки: 19 рабочих дней. К проведению проверки приступить с 30.04.2019. Проверку окончить не позднее 31.05.2019;
- правовые основания проведения проверки: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг "собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", "Положение о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края", утвержденное постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановление Правительства Российской Федерации от 27,08.2012 N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14.11.11 N 446-п, Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных, видов деятельности", Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
- обязательные требования, подлежащие проверке: к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
- в процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: рассмотрение, изучение и анализ документов имеющихся в распоряжении Службы в срок с 30.04.2019 по 31.05.2019; направление в случае необходимости в адрес юридического лица запроса с требованием предоставить необходимые документы; в срок с 30.04.2019 по 31.05.2019; выявление ошибок и (или) противоречий в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Службы документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного лицензионного контроля в срок с 30.04.2019 по 31.05.2019;
- перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора), административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора): "Административный регламент исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению государственного лицензионного контроля", утвержденный приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.10.2016 N 134-п;
- перечень документов, представление которых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки: платежные документы собственника жилого помещения N 73 в многоквартирном доме N 26 по ул. Урванцева в г. Красноярске за период с января 2018 по апрель 2019 года; техническая документация по многоквартирному дому N 26 по ул.Урванцева в г.Красноярске, отражающая общую площадь жилых (нежилых) помещений, а также площадь мест общего пользования в многоквартирном доме; информация из технического паспорта многоквартирного дома N 26 по ул.Урванцева в г.Красноярске, выданная АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"; копии Выписок из ЕГРН отдельно по каждому жилому/нежилому помещению в многоквартирном доме N 26 по ул. Урванцева в г. Красноярске; расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, применяемый при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в 2019 году; письменные подробные пояснения по вопросу произведенной корректировки размера платы по отоплению за 2018 год собственнику жилого помещения N 73 в многоквартирном доме N 26 по ул.Урванцева в г.Красноярске, по вопросу правомерность применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии в 2019 году в размере 0,0154 Гкал/м2, с подробными расчетами.
Полагая, что приказ от 26.04.2019 N 947-ж о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011", противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконными необходимо установить, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим согласно пункту 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный надзор и государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Осуществление регионального государственного жилищного надзора в соответствии с пунктом 3.3 названного Положения реализуется Службой строительного надзора посредством, в том числе, организации и проведения проверок юридических лиц в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений указанными лицами требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), в частности требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также посредством выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемая проверка проведена Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка проводится в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В абзаце 2 пункта 2 указанной статьи определено, что проверки проводятся, в том числе, по обращениям и заявлениям граждан.
Суд апелляционной инстанции, проверив основания и процедуру проведения внеплановой проверки на основании пункта 2 части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ, части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о соблюдении органом муниципального жилищного контроля установленных требований.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что основанием для проведения внеплановых проверок может служить обращение гражданина, в том числе не содержащее указание на грубые нарушения лицензионных требований. Соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Требуя отмены обжалуемого судебного акта, заявитель также ссылается на то что спорное обращение гражданина не может быть расценено как надлежащее, поскольку поступило в электронной форме не прошло обязательную идентификацию и аунтефикацию на сайте kraskstate.ru.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данный довод общества не соответствует толкования материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Как следует из материалов дела, основанием для издания оспариваемого приказа послужило обращение Колпачева Р.Д. (N 02-08/3814 от 09.04.2019), поступившее в адрес административного органа посредством виртуальной приемной KRSKSTATE.RU (Официальный портал Красноярского края).
Часть 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" содержит в себе требования, предъявляемые к электронному обращению. Такое обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществлен обзор портала kraskstate.ru. и установлено, что для отправки сообщения пользователю необходимо ввести его персональные данные (ФИО, телефон, адрес эл.почты), то есть данные, позволяющие его идентифицировать как физическое лицо. Кроме того, к обращению Колпачева Р.Д. приложены квитанции, в которых указан адрес исполнителя (ООО "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011") и адрес плательщика (Колпачева Р.Д.).
Таким суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что по содержанию и форме обращение Колпачева Р.Д. соответствовало всем требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июля 2019 года по делу N А33-14891/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14891/2019
Истец: ООО "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ