г. Хабаровск |
|
14 октября 2019 г. |
А73-7999/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Степик С.А. представитель по доверенности от 08.07.2019 N 77;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Ильченко Л.А. представитель по доверенности 03.09.2019 N 7/8740;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Круст"; общества с ограниченной ответственностью "Тифлоаудио-Центр": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 15.07.2019
по делу N А73-7999/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения, предписания
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Круст"; общество с ограниченной ответственностью "Тифлоаудио-Центр"
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Хабаровское региональное отделение ФСС, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 27.03.2019 N 57; о признании незаконным предписания от 20.03.2019 N 14.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тифлоаудио-Центр" (далее - ООО "Тифлоаудио-Центр"), общество с ограниченной ответственностью "Круст" (далее - ООО "Круст").
Решением от 15.07.2019 суд заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Хабаровское УФАС России заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ГУ-Хабаровское региональное отделение ФСС в представленном отзыве, представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 11.03.2019 на официальном сайте Российской Федерации на сайте http://roseltorg.ru. Единой электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0222100000219000053 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2019; размещена документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 387 097,50 руб.
Заказчик и организация, осуществляющая размещение закупки - Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Место доставки товара - Хабаровский край. Поставка осуществляется по направлениям государственного заказчика до места проживания получателей (инвалидов).
Дата и время окончания подачи заявок - 21.03.2019.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.03.2019 на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены до участия в электронном аукционе.
На основании обращения ООО "Тифлоаудио-Центр" на действия заказчика, Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка и 27.03.2019 принято решение N 57, в соответствии с которым жалоба ООО "Тифлоаудио-Центр" признана обоснованной в части включения в описание объекта закупки требований о специализированном формате (4031-015-05178197-2014) и времени срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру управления должно быть не более 5 секунд; ГУ-Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании решения от 27.03.2019 N 57 Комиссия Хабаровского УФАС России выдала ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предписание N 14 от 20.03.2019 об устранении нарушений пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем:
1. Аннулирования всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки с реестровым номером 0222100000219000053.
2. Внесения изменений в документацию электронного аукциона 0222100000219000053, учитывая замечания, изложенные в решении Хабаровского УФАС России от 27.03.2019 N 57, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", учитывая потребность в закупке.
3. Уведомления Хабаровского УФАС России об исполнении предписания в трехдневный срок.
Несогласие ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС с решением от 27.03.2019 N 57 и предписанием от 20.03.2019 N 14 Хабаровского УФАС России, послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Судом установлено, что предметом рассматриваемой закупки являлась поставка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов.
Как следует из аукционной документации, специальное устройство для чтения говорящих книг" на флэш-картах предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном крипотозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийской стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, "говорящих книг" международного формата DAISY, аудио файлов и электронных текстов.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон о библиотечном деле) слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. Информационное обеспечение инвалидов является составной частью информационной составляющей библиотечного дела, поскольку каждый гражданин имеет право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. В России созданы специализированные библиотеки или отделы универсальных библиотек, рассчитанные на граждан, не имеющих возможности воспользоваться указанным правом в полной мере.
На инвалидов по зрению может быть распространено действие части 3 статьи 8 Закона о библиотечном деле, согласно которой пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку из-за физических недостатков, имеют право пользоваться заочными или внестационарными формами обслуживания, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и федеральных программ. Возможность получить "на дом" библиотечные ресурсы в цифровом виде, существует, в том числе с использованием "говорящих книг" в формате DAISY, который используется ВОС и Российской государственной библиотекой.
В пункте 12.2 документации об электронном аукционе заказчиком были установлены следующие требования к предмету закупки:
Технические и функциональные характеристики товара:
Тифлофлешплеер должен иметь следующие технические параметры, функции и режимы:
Воспроизведение "говорящих книг", звуковых и электронных текстовых файлов следующих форматов:
"Говорящие книги", записанные в специализированном формате на флэш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит (ТУ 4031-015-05178197-2014).
Время срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру управления должно быть не более 5 секунд.
В оспариваемом решении, Хабаровское УФАС России указало, что установленное заказчиком требование о времени срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру управления "не более 5 секунд" обязывает потенциальных участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в ней, что ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки. Требование о наличии у поставляемого устройства возможности воспроизведения "говорящих книг", звуковых и электронных текстовых файлов в формате "говорящие книги", записанных в специализированном формате на флэш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит (ТУ 4031-015-05178197-2014), по мнению Хабаровского УФАС России, также противоречит Закону о контрактной системе, поскольку данное требование не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и накладывает на производителей дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, при описании объекта закупки заказчик должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые соответствуют потребностям потребителей (в данном случае инвалидов по зрению), а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым средствам технической реабилитации, обусловлены потребностью получателей таких средств (воспроизведение аудиокниг, записанных в цифровом криптозащищенном аудиоформате).
Судом установлено, что указанные в аукционной документации технические характеристики поставляемого товара были сформированы заказчиком с учетом рекомендаций по разработке технических заданий на поставку в 2016, 2018-2019 специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для инвалидов по зрению, подготовленных Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени Общество слепых".
Необходимость наличия у поставляемых устройств возможности воспроизведения "говорящих" книг, записанных в специализированном формате на флэшкартах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ фатов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит (ТУ 4031-015-05178197-2014) (4031-015-05178197-2014) продекларировано заказчиком в аукционной документации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 N 32 "Об утверждении Перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), Перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также Правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети" (далее - Постановление Правительства РФ N32).
Так, согласно Перечню форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шифром и другими специальными способами), утвержденного Постановлением Правительства РФ N 32, в указанный Перечень включены "говорящие книги", записанные в цифровом криптозащищенном аудиоформате для прослушивания на тифлофлэшплеере: электронные аудиокниги, файлы которых созданы с помощью специального программного обеспечения и оснащены криптозащитой, которая осуществляется с применением 3-проходного поточного блочного шифрования МРЗ по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа 128 бит (пункт 4 Перечня).
Для чтения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, необходимо специальное устройство тифлофлешплеер, который относится к техническим средствам реабилитации инвалидов по зрению.
По представленным материалам дела, судом установлено, что на протяжении длительного времени говорящие книги для инвалидов по зрению производятся и записываются в специальном криптозащищенном формате, принятом Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени Общество слепых" (далее - ВОС) и Российской государственной библиотекой для слепых (далее - РГБС), в связи с чем, воспроизвести их можно только на тифлофлешплеере, который поддерживает применение специального трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит, который может прочитать "говорящие книги", записанные с помощью специальной программы.
Воспроизведение "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и РГБС в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, возможно тифлофлешплеерами с применением декодирующего элемента (криптоключа), который может быть получен любой заинтересованной организацией без осуществления каких-либо затрат.
При этом разрешение на использование указанного криптоключа имеется в настоящее время у ряда производителей тифлофлешплееров:
1. ОАО "Исток Аудио Интернэшнл", Россия (Smart Bee);
2. ООО Лаборатория Электроники "ЭлскЖсст", Россия (ElecGeste DTBP-202, ElecGeste DTBP-301 Медиум);
3. Bones, Швейцария (Milestone 312);
4. Shinano Kenshi Co., Ltd., Япония (PlexTalk Pocket);
5. Human Ware, Канада (Victor Reader Stream);
6. HIMS, Корея (HIMS Blaze EZ);
7. ООО "КРУСТ", Россия (Тифломаг - 001, СОЛО-1).
При отсутствии у тифлошлешплеера возможности считывать криптокод, воспроизведения "говорящих книг", представляемых инвалидам без взимания платы, невозможно.
Доказательств наличия в природе какого-либо иного аналога специального криптозащищенного формата (ключа) с применением трехпроходного поточного блочного шифрования МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной 128 бит, предназначенного для считывания, воспроизведения и стабильной работы "говорящих книг", а также доказательств того, что какой-либо иной производитель производит и записывает "говорящие книги" в ином формате с использованием своего собственного ключа криптозащиты, антимонопольным органом в материалы дела не представлено.
Согласно письму ООО "ИПТК "Логосвос" от 19.06.2019, техническое задание на тифлофлешплееры, разработанное незрячими техническими специалистами ИПТК "Логосвос" как базовой организации Всероссийского общества слепых по комплексной реабилитации инвалидов по зрению и рекомендованное ВОС для использования при проведении Региональными отделениями Фонда социального страхования государственных закупок данного вида ТСР, учитывает современные требования людей с проблемами зрения к этой реабилитационной технике и основывается прежде всего на результатах многочисленных потребительских экспертиз различных моделей как отечественного, так и зарубежного производства. Именно поэтому многие протестированные на ИПТК "Логосвос" модели цифровых воспроизводящих аппаратов различных фирм по техническим возможностям, функционалу и эргономике не могут называться тифлофлешплеерами ввиду несоответствия требованиям технического задания, в котором одним из основных является обязательное наличие возможности в соответствии со статьей 1274 ГК РФ воспроизводить "говорящие книги", записанные в криптозащищенном формате.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, установленное заказчиком в аукционной документации требование о необходимости наличия специализированного формата на флэш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит (ТУ 4031-015-05178197-2014) (4031-015-05178197-2014) обусловлено объективной потребностью заказчика, специализирующегося на обеспечении социальной защиты инвалидов, и учитывает потребности конечных потребителей социальной услуги (инвалидов по зрению). Указанное требование может быть соблюдено всеми производителями тифлофлешплееров на безвозмездной основе и не ограничивает число участников закупки.
Доводы антимонопольного органа о том, что Постановление Правительства РФ N 32 регулирует правоотношения между слепыми и слабовидящими (пользователями), с одной стороны, и указанными в Постановлении Правительства РФ N 32 библиотеками, с другой стороны, и не распространяется на правоотношения между производителями (поставщиками) тифлофлешплееров и правообладателями программы криптоключ, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, Постановлением Правительства РФ N 32 утверждены не только Перечень библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) и Правила предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети, но также и Перечень форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), в соответствии с которым заказчиком в аукционной документации и было предусмотрено рассматриваемое требование к предмету закупки.
Кроме того, согласно действующему законодательству заказчик вправе предусматривать в аукционной документации необходимые характеристики к поставляемому товару в соответствии со своими потребностями, в том числе, и не поименованные прямо в законе, при условии, что они не ограничивают конкуренцию, что имело место в рассматриваемом случае.
Доводы антимонопольного органа о том, что Перечень форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шифром и другими специальными способами), утвержденный Постановлением Правительства РФ N 32, не предусматривает к "говорящим книгам", записанным в цифровом криптозащищенном аудиоформате для прослушивания на тифлофлэшплеере, технических условий ТУ 4031-015-05178197-2014, в связи с чем, соответствующее требование заказчика в аукционной документации, является неправомерным, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указание заказчиком на ТУ 4031-015-05178197-2014, которые по определению, являются стандартом организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги (пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации") не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Ссылки Хабаровского УФАС России на несоответствие установленного заказчиком в аукционной документации требования предупреждению ФАС России от 09.06.2018 N ИА/42719/18, также обоснованно отклонено судом первой инстанции, как не свидетельствующие о нарушении заказчиком норм законодательства о контрактной системе, регламентирующих порядок описания объекта закупки, установленный статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требование о времени срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру управления "не более 5 секунд", признанное антимонопольным органом, противоречащим действующему законодательству, является объективной необходимостью поставки товара надлежащего качества и уровня технического развития и не свидетельствует о нарушении конкуренции.
Закупка производится в целях обеспечения инвалидов по зрению, в том числе полностью слепых, специальным устройством для чтения "говорящих" книг на флэш-картах (тифлофлешплеер).
Восприятие работы устройства, в том числе срабатывание клавиш управления, происходит инвалидом на слух, поэтому время, установленное в диапазоне "не более 5 секунд", является достаточным, чтобы получатель получил отзыв на свою тактильную операцию. Указание большего времени введет в заблуждение получателя (инвалида по зрению) о работоспособности устройства, на что также указала допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Зенкина Елена Анатольевна (председатель Хабаровской региональной организации Всероссийского Общества слепых), являющаяся инвалидом по зрению.
Кроме этого, указанная заказчиком в аукционной документации характеристика соответствует ГОСТам, принятым в отношении поставляемого устройства (ГОСТ 9999-2014 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности").
При этом в аукционной документации установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указывая на незаконность установления заказчиком требования о времени срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру управления "не более 5 секунд", Хабаровское УФАС России ссылается на то, что данное требование обязывает потенциальных участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в ней.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, информацию о времени срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру потенциальный участник аукциона может получить у производителей специальных устройств для чтения "говорящих" книг на флэш-картах (тифлофлешплеер), узнать из инструкций по эксплуатации и в других источниках информации.
При этом данная характеристика не связана с технологией производства устройства и по своей природе аналогична иным обычно предусматриваемым для данных устройств требованиям, например, таким как, количество градаций регулировки, максимальное количество электронных закладок, суммарная выходная мощность встроенной акустической системы и.т.д.
Кроме того, как установлено судом, на дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано три заявки на участие в аукционе. Данная характеристика указана во всех первых частях заявок, поданных для участия в электронном аукционе, что также подтверждает отсутствие каких-либо ограничений круга участников аукциона и невозможности указания рассматриваемой характеристики без испытания товара.
С учетом изложенного, установленное заказчиком в аукционной документации требование о времени срабатывания функции устройства после нажатия на клавиатуру управления "не более 5 секунд" также являлось необходимым условием удовлетворения нужд заказчика и получателей (инвалидов по зрению).
В данном случае установление спорных характеристик обусловлено потребностями граждан - инвалидов по зрению, являющихся конечными получателями закупаемых технических средств реабилитации. При описании объекта закупки заказчиком учтен опыт работы с указанной категорий лиц, имеющих право на получение социальной помощи, а также результаты комплексного исследования реабилитационных мероприятий, и мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей лица к выполнению определенных видов деятельности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Хабаровского УФАС России принято с нарушением положений пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, без учета цели проводимой закупки технических средств реабилитации инвалидов по зрению, и правомерно признал решение и выданное на его основании предписание незаконными, как нарушающие права и законные интересы ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, как государственного заказчика, участника правоотношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.07.2019 по делу N А73-7999/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7999/2019
Истец: ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, УФАС по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Круст", ООО "Тифлоаудио-Центр"