г. Москва |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А40-101862/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Внуковской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2019 г. по делу N А40-101862/19
по заявлению ООО "ДМС Передовые Технологии" (ИНН 7713135290, ОГРН 1027739608027)
к Внуковской таможне (ИНН 7732041431, ОГРН 1027739083481)
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Кожуховский В.Ф. по дов. от 19.01.2017; |
от ответчика: |
Дидигова Л.Р. по дов. от 03.09.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДМС Передовые Технологии" (далее также - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения Внуковской таможни, изложенного в письме N 01-18/04026 от 27.03.2019 "О направлении информации" по отказу от внесения изменений в ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588, ДТ 10001022/261216/0015118 в соответствии с Обращением декларанта от 31.01.2019 и возврату ООО "ДМС Передовые Технологии" излишне уплаченных сумм НДС по ТД 10001022/040216/0000920 в размере 542.126,04 руб., по ТД 10001022/080516/0004588 в размере 295.800,25 руб, по ТД 10001022/261216/0015118 в размере 434 651,86 руб., а всего в размере 1.272.578,15 руб., о возложении обязанности внести изменения в ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588, в соответствии с Обращением декларанта от 31.01.2019 и возвратить ООО "ДМС Передовые Технологии" излишне уплаченные суммы НДС по ТД 10001022/040216/0000920 в размере 542.126,04 руб., по ТД 10001022/080516/0004588 в размере 295.800,25 руб., а всего в размере 837.926,29 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации).
Решением суда от 08.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст. 262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.03.2019 Внуковская таможня письмом N 01-18/04026 "О направлении информации" (Приложение N 1, далее также - Отказ Таможни от 27.03.2019) отказала в удовлетворении требований ООО "ДМС Передовые Технологии" о внесении изменений (дополнений) в таможенные декларации 10001022/040216/0000920, 10001022/080516/0004588, 10001022/261216/0015118 и возврате излишне уплаченных сумм НДС в размере 1 272 578,15 руб.
Заявитель посчитав, указанное решение незаконным обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
25.10.2013 между ООО "ДМС Передовые Технологии" и Bernd Richter GmbH, Germany (Бернд Рихтер ГмбХ, Германия) был заключен внешнеторговый Контракт N DMS-33/13 на поставку 300 штук 5-проводных коаксиальных кабелей пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P, 2 000 штук 7-проводных коаксиальных кабелей пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P, 400 штук 10-проводных коаксиальных кабелей пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P, а всего с доставкой на 183 539 евро. Оплата по контракту предусмотрена - банковским переводом 100% предоплата согласно выставленному инвойсу на согласованную сторонами партию товара. Поставка осуществляется партиями в объемах согласованных сторонами и зафиксированных в инвойсах. Срок поставки в течение 8 недель с момента получения 100% оплаты инвойса на согласованный объем поставки.
По контракту N DMS-33/13 от 25.10.2013 (инвойс 42016-000183 от 21.01.) выпуск первой партии товара на таможенную территорию РФ осуществлен Таможней 04.02.2016 по таможенной декларации 10001022/040216/0000920 При ввозе первой партии товара исчисленная сумма НДС в размере 542 126,04 руб. оплачена за декларанта ООО "Юнайтед Парсел Сервис" (Рус) (п/п N 47722 от 25.01.2016.
По этому же контракту - N DMS-33/13 от 25.10.2013 (инвойс 42016-000929 от 07.04.2016, инвойс 42016-000947 от 08.04.16) выпуск второй партии товара на таможенную территорию РФ осуществлен Таможней 08.05.2016 по таможенной декларации 10001022/080516/0004588. При ввозе второй партии товара исчисленная сумма НДС в размере 295 800,25 руб. оплачена за декларанта ООО "Юнайтед Парсел Сервис" (Рус) (п/п N 366288 от 21.04.2016).
01.10.2016 Заявитель заключил с Bernd Richter GmbH, Germany (Бернд Рихтер ГмбХ, Германия) внешнеторговый контракт N DMS-37/16 на поставку 100 штук 5-ти проводных коаксиальных кабелей пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P, 5 000 штук 7-ми проводных коаксиальных кабелей пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P, 500 штук 10-ти проводных коаксиальных кабелей пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P, а всего с доставкой на 381 840,00 евро. Оплата по контракту предусмотрена - банковским переводом 100% предоплата согласно выставленному инвойсу на согласованную сторонами партию товара. Поставка осуществляется партиями в объемах согласованных сторонами и зафиксированных в инвойсах. Срок поставки в течение 8 недель с момента получения 100% оплаты инвойса на согласованный объем поставки.
По контракту N DMS-37/16 от 01.10.2016 (инвойс 42016-002621 от 31.10.2016, инвойс 42016-002854 от 30.11.2016) выпуск третьей партии товара на таможенную территорию РФ осуществлен Таможней 26.12.2016 по таможенной декларации 10001022/261216/0015118.
При ввозе третьей партии товара исчисленная сумма НДС в размере 434 651,86 руб. оплачена за декларанта ООО "Юнайтед Парсел Сервис" (Рус), п/п N 982053 от 20.12.2016.
Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату ввоза товара по ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ (в редакции, действующей в период ввоза товара по ДТ 10001022/261216/0015118) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса; сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и аналоги которых не производятся в Российской Федерации. Положения абзаца третьего настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, действовавшей в период ввоза товара по ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/261216/0015118, ДТ 10001022/261216/0015118) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при предоставлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
На основании статьи 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 Таможенного кодекса, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Таможенного кодекса, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленных в декларациях на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере или ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Таможенного кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 Таможенного кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу части 4 статьи 67 Таможенного кодекса возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
Правительством РФ издано Постановление от 30 сентября 2015 года N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке.
В примечании 1 Постановления N 1042 указано, что для применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
Как указывает заявитель, при декларировании товаров в Таможню были представлены заверенные копии документов, необходимые для применения льготы по оплате НДС, в том числе регистрационное удостоверение РЗН 2014/1478 от 21.04.14, декларация о соответствии от 04.07.2014 регистрационный номер РОСС RU.ИМ.ДO1222. Из названных документов следует, что по коду общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия Комплект мониторов компьютеризированных носимых одно-, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн - "Союз - "ДМС" соответствует коду ОКП 944180.
Исходя из разъяснений, данных в письме Министерства здравоохранения РФ N 2510/2698-02-23 от 25.03.2002 "О принадлежности отдельных видов медицинской техники к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники" (Приложение N 17) и в письме Министерства финансов РФ от 06.03.2002 N 04-03-05/10 (Приложение N18), от налога на добавленную стоимость освобождаются перечисленные в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ, группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды.
Поскольку подгруппа с кодом ОКП 944180, указанная в регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 21.04.2014 N РЗН 2014/1481, входит в группу 944100, прямо указанную в перечне, утвержденном Постановлением N 1042 (пункт 9 раздела I Постановления - приборы для функциональной диагностики измерительные 94 4100), постольку Комплект КМкн - "Союз - "ДМС" и комплектующие для его производства входят в перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС.
Письмом Минпромторга России N ЦС-8607/19 от 10.02.2017 подтверждено, что 5-ти, 7-ми и 10-ти проводные коаксиальные кабели пациента входят как комплектующие в состав Комплекта мониторов компьютеризированных носимых одно, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн - "Союз - "ДМС" (далее также - КМкн - "Союз - "ДМС"), который относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, а согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2015 N1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость". Также было подтверждено, что 5-ти, 7-ми, 10-ти проводные коаксиальные кабели, производимые Бернд Рихтер ГмбХ, являются комплектующими изделиями при изготовлении Комплекта КМкн - "Союз - "ДМС" и не имеют аналогов, производимых на территории Российской Федерации.
22.11.2018 ООО "ДМС Передовые Технологии" обратилось с заявлениями (исх. N N 01/18, 02/18, 03/18, во Внуковскую таможню о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (НДС), внесенных ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" за ООО "ДМС Передовые Технологии" на основании Договора таможенного представителя от 08.10.14 N 0226/00-1-14-0635 (Приложение N 23), в связи с выявлением фактов излишней уплаты НДС за товар, представляющий собой комплектующие для производства жизненно важных медицинских изделий (с приложением в т.ч. Письма ФТС РФ в адрес Внуковской таможни от 25.11.2013 N01-30/53375 "О применении льгот по уплате НДС", Акта камеральной таможенной проверки N10001000/210/290318/А000010/000 от 29.03.2018, Акта камеральной налоговой проверки N10001000/400/100417/А000007/000 от 10.04.2017: ввозимый по Контракту NDMS-37/16 от 01.10.2016 на сумму 434 651,86 руб.; ввозимый по Контракту NDMS-33/13 от 25.10.2013 на сумму 542 126,04 руб. и на сумму 295 800.25 руб.
На указанные заявления в адрес Общества поступило письмо Таможни от 25.12.2018 N 01-18/15509, в котором указано, что к заявлениям не приложены документы, подтверждающие внесение изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларациях на товары, поименованные в заявлениях, в связи с чем якобы не представилось возможным произвести возврат денежных средств, указанных в заявлениях Общества. Также в указанном письме Таможни сообщено, что Общество вправе повторно обратиться с заявлениями о возврате денежных средств с учетом приведенных в этом письме замечаний.
Из письма Таможни от 25.12.2018 N 01-18/15509 следует, что заявления (обращения) Общества в Таможню находились непосредственно в работе г-жи Козлюк Е.Е., являвшейся заместителем начальника отдела таможенных платежей Таможни Заявитель ссылается на тот факт, что таможенный орган, принимавший решения, указанные в письме Таможни от 25.12.2018 N 01-18/15509, и совершившие действия по отказу от возврата излишне уплаченных сумм НДС, не учел положений раздела V Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 289).
В соответствии с данным разделом V, Таможенный орган и сам может инициировать внесение изменений и (или) дополнений в ДТ после выпуска товаров, на основании соответствующего своего Решения. Такое Решение могло (а по обстоятельствам дела должно) было быть вынесено Таможенным органом ввиду наличия у него результатов таможенного контроля в отношении товара, поставляемого Бернд Рихтер ГмбХ (Германия) для ООО "ДМС Передовые Технологии" по обоим контрактам.
Как видно, вместе с заявлениями ООО "ДМС Передовые Технологии" на возврат излишне уплаченных сумм НДС (N N 01/18, 02/18, 03/18 от 22.11.2018 г.) были представлены Акты камеральной таможенной роверки N 10001000/210/290318/А000010/000 от 29.03.2018, N10001000/400/100417/А000007/000 от 10.04.2017 в отношении идентичных кабелей производства Бернд Рихтер ГмбХ (Германия), поставленных по Контракту DMS-33/13 от 25.10.2013 (ДТ N 10001022/140515/0003825, ДТ N 10001022/200915/008374) и Контракту DMS-37/16 от 01.10.2016 (ДТ N 10001022/120217/0001768).
Данными камеральными таможенными проверками Таможней подтверждено целевое назначение и использование поставленных по данным контрактам товаров, как комплектующих для производства важнейшего и жизненно необходимого медицинского изделия "Комплекта мониторов компьютезированных носимых одно-, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн-"Союз-"ДМС". Соответственно Таможня, получив заявления на возврат излишне уплаченных сумм НДС (N N 01/18, 02/18, 03/18 от 22.11.2018) и имея результаты контрольных мероприятий в отношении комплектующих производства Бернд Рихтер ГмбХ (Германия), получив письмо Минпромторга от 10.02.2017 N С-8607/19 (также подтверждающее целевое назначение данных комплектующих и отсутствия их аналогов в РФ), по мнению заявителя, должна была самостоятельно вынести соответствующие Решения о внесении изменений в ТД10001022/040216/0000920, 10001022/080516/0004588, 10001022/261216/0015118.
В соответствии с пунктом 25 Решения Коллегии ЕЭК N 289 в случае отсутствия корректировки ДТ (не предоставления ее декларантом), либо заполнения ее декларантом ненадлежащим образом, требуемая корректировка ДТ заполняется должностным лицом таможни.
Учитывая содержание письма Таможни от 25.12.2018 N 01-18/15509, Общество 31.01.2019 (исх. N 2154/19) представило нарочным в Таможню. Обращение декларанта о внесении изменений (дополнений) в ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588, ДТ 10001022/261216/0015118 и о возврате излишне уплаченных сумм НДС: соответственно 542 126,04 руб., 295 800,25 руб., 434 651,86 руб., а всего 1 272 578,15 руб.
Таможня письмом от 27.03.2019 N 01-18/04026 необоснованно отказала Заявителю в удовлетворении указанных в Обращении ходатайств по причине пропуска 3-х летнего срока поступления уточняющих документов в Таможню.
При этом, все уточнения и ходатайства поступили в Таможню 31.01.2019, то есть были поданы в сроки, указанные в пункте 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, то есть до истечения трехлетнего срока со дня приобретения товарами статуса товаров Союза.
Согласно подпункту "а" пункта 18 Решения Коллегии ЕЭК N 289 Таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в том числе, в случае если обращение и документы поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса.
В свою очередь, в пункте 7 статьи 310 Таможенного кодекса указано, что таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса и может проводиться до истечения 3-х лет со дня наступления обстоятельств, в том числе указанных в пункте 7 статьи 310 Таможенного кодекса, в частности при приобретении в соответствии с данным Кодексом статуса товаров Союза.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса под выпуском товаров понимается действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Исходя из указанных норм права, обращение (заявление) с документами на внесение изменений и дополнений в таможенные декларации и на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов могут быть поданы, при условии их поступления в таможню до истечения трехлетнего срока с даты выпуска товара.
Согласно ДТ 10001022/040216/0000920 товар находился под таможенным контролем до 04.02.2016.
В соответствии с ДТ 10001022/080516/0004588, товар находился под таможенным контролем до 08.05.2016.
На основании ДТ 10001022/261216/0015118 товар находился под таможенным контролем до 26.12.2016.
Как правильно указал суд в своем решении, обращение декларанта от 31.01.2019 было подано до истечения трехлетнего срока со дня выдачи разрешения на выпуск товара и приобретения в соответствии с Таможенным кодексом статуса товаров Союза: по ДТ 10001022/040216/0000920 - 04.02.2019; по ДТ 10001022/080516/0004588 - 08.05.2019; по ДТ 10001022/261216/0015118 - 26.12.2019.
С учетом выше изложенного, вывод суда о том, что таможенный орган в нарушение пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса, пунктов 19, 20, 25 Решения Коллегии ЕЭК N 289 не внес изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588, ДТ 10001022/261216/0015118 - обоснован.
Согласно письму N 01-18/04026 от 27.03.2019 Таможней подтверждено право Заявителя на применение освобождения от налогообложения НДС на товар, ввезенный по контракту от 01.10.2016 N DMS-37/16.
По указанному контракту поставлялись Обществу и выпущены на таможенную территорию РФ по ДТ 10001022/261216/0015118 5-ти, 7-ми и 10-ти проводные коаксиальные кабели пациента для холтеровского монитора с разъемом HR10-10P-12P.
В то же время, в письме от 27.03.2019 N 01-18/04026 не отмечено то обстоятельство, что идентичный товар поставлялся также по контракту N DMS-33/13 от 25.10.2013, о чем было указано как в заявлениях (обращениях) 22.11.2018 (исх. NN 01/18, 02/18, 03/18) ООО "ДМС Передовые Технологии" во Внуковскую таможню, так и в Обращение декларанта от 31.01.2019.
Поставляемый по контракту от 25.10.2013 N DMS-33/13 идентичный товар на дату его выпуска 04.02.2016 по ДТ 10001022/040216/0000920 и 08.05.2016 года по ДТ 10001022/080516/0004588, имел такое же правовое положение в части применения освобождения от налогообложения НДС, как и товар, ввезенный по контракту от 01.10.2016 N DMS-37/16. Данный подтверждается, в том числе судебной практикой Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А40-168297/2016.
Заявителем в Таможню было представлено письмо Минпромторга России N ЦС-8607/19 от 10.02.2017, согласно которому товар, указанный в ДТ 10001022/040216/0000920, в ДТ 10001022/080516/0004588, в ДТ 10001022/261216/0015118, не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии с пунктом 13 Решения Коллегии ЕЭК N 289: "Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. В случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства-члена для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика".
В обращении декларанта от 31.01.2019 Общество в установленном порядке просило Таможню внести изменения (дополнения) в ДТ 10001022/040216/0000920, в ДТ 10001022/080516/0004588, в ДТ 10001022/261216/0015118 и одновременно просило возвратить излишне уплаченные суммы НДС.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлен статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Как отмечено выше, порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии ЕЭК N 289.
В соответствии постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в пункте 29 которого разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании). По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей. Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Подпунктом "д" пункта 11 Решения Коллегии ЕЭК N 289 предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов являющихся основанием для применения таких льгот.
Пунктом 11.1 вышеназванного Решения Коллегии ЕАК N 289 Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров (далее - решение) в соответствии с разделом V настоящего Порядка.
Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК N 289, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения. Соответственно представленная декларантом форма КДТ отвечает понятию документа, подтверждающего начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату или доплате, обязанность по представлению которого предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Представляя в Таможню формы корректировки для внесения изменений (дополнений) в таможенные декларации, заявитель подтвердил несоответствия сведений, указанных в вышеназванных декларациях (о применении ставки НДС 18%) сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании и дополнительно представляемым с Обращением декларанта от 31.01.2019 г. (обосновывающим необходимость применения ставки НДС 0%), просил применить ставку НДС 0% и внести изменения (дополнения) в соответствующие графы таможенные деклараций.
Как следует из содержания отказа Таможни от 27.03.2019 в корректировке ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588, ДТ 10001022/261216/0015118 и возврате излишне уплаченных таможенных платежей, отказ не связан с формами корректировки для внесения изменений (дополнений) в таможенные декларации.
В адрес Таможни с Обращением декларанта от 31.01.2019 поступили (и имелись) требуемые статьей 147 Закона о таможенном регулировании сведения и документы для принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм НДС в том числе: копия Регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения РЗН 2014/1478 от 21.04.2014 и копия Декларации соответствия от 04.07.2014, регистрационный номер РОСС RU.I4M04.flO1222, в которых указан код ОКП 944180 для медицинского изделия Комплект мониторов компьютеризированных носимых одно-,двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн-"Союз-"ДМС"; копия ТУ 9441-001-46816787-2004 от 12.05.2004 (выписка) и извещений к ТУ ;копия контракта DMS-33/13 от 25.10.2013; копия контракта N DMS-37/16 от 01.10.2016 (Приложение N 10); копии инвойса 42016-000183 от 21.01.2016, инвойса 42016-000929 от 17.04.2016, инвойса 42016-000947 от 08.04.2016, инвойса 42016-002621 от 31.10.2016, инвойса 42016-002854 от 30.11.2016; корректировка ДТ 10001022/040216/0000920, 10001022/080516/0004588, корректировка ДТ 10001022/261216/0015118; копии платежных поручений N 47722 от 25.01.2016, N 366288 от 21.04.2016, N 982053 от 20.12.2016; копия письма ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" от 19.11.2018 N18/1209-ТАМ с Заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на счет ООО "ДМС Передовые Технологии" в размере 542.126,04 руб.; копия письма ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" от 19.11.2018 N18/1210-ТАМ с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на счет ООО "ДМС Передовые Технологии" в размере 295 800,25 руб.; копия письма ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" от 19.11.2018 N18/1211-ТАМ с Заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на счет ООО "ДМС Передовые Технологии" в размере 434.651,86 руб. (Приложение N38);иные документы, подтверждающие факт излишней уплаты, обоснованности возврата.
Таким образом, у таможенного органа в связи со своевременным обращением декларанта от 31.01.2019 были все сведения и законные основания, необходимые для возврата излишне уплаченного НДС по ДТ 10001022/040216/0000920, по ДТ 10001022/080516/0004588, по ДТ 10001022/261216/0015118 в размере 1 272 578,15 руб.
Довод таможенного органа о пропуске трехлетнего срока обращения в Таможню с обращением декларанта не подтверждается материалами дела, так как данное обращение заявителя поступило 31.01.2019 (т.1 л.д. 81-82, т.2 л.д. 58), ввиду чего данный довод судом правомерно отклонен.
Ссылка ответчика, на то обстоятельство, что поставленные по всем трем декларациям коаксиальные кабели являются не цельным медицинским изделием, а принадлежностью к медицинским изделиям и на таковые принадлежности должны быть отдельные регистрационные удостоверения, а при их отсутствии подлежит уплате ставка НДС 18% - несостоятельна.
Как указал суд в решении, 5-ти, 7-ми, 10-ти проводные кабели, производства Бернд Рихтер ГмбХ, Германия, ввозимые по внешнеторговому контракту N DMS-33/13 от 25.10.2013, являются комплектующими для производства важнейших и жизненнонеобходимых медицинских изделий - Комплекта мониторов компьютеризированных носимых одно, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн-"Союз-"ДМС" (далее также - комплект КМкн-"Союз-"ДМС"). Об этом свидетельствует письмо ФТС России во Внуковскую таможню N 01-30/53375 от 25.11.2013 "О применении льгот по уплате НДС". Об этом ранее давались разъяснения Росздравнадзора N04-12558/10 от 26.05.2010 и данное письмо приложено к Обращению Заявителя от 31.01.2019.
Заявитель неоднократно представлял в Таможню (и при декларировании товара, и при обращениях о корректировке и возврате излишне уплаченного НДС) Технические условия ТУ 9441-001-46816787-2004, из содержания которых следует, что мониторы Комплекта КМкн"Союз-ДМС" комплектуются семипроводными, пятипроводными, десятипроводными коаксиальными кабелями пациента для холтеровского монитора с разъемом HR 10-10Р-12Р производства Бернд Рихтер ГмбХ (Германия).
В соответствии с разъяснением ФТС России исх. N 05-17/36646 от 22.07.2016 технические условия, регистрационные удостоверения на медицинские изделия относятся к документам, подтверждающим отнесение ввозимых товаров к сырью и комплектующим.
Целевое назначение аналогичных кабелей, как комплектующих при производстве важнейшего и жизненно необходимого медицинского изделия Комплекта КМкн "Союз-ДМС", поставляемых Заявителю по Контракту DMS-33/13 от 25.10.2013, установлено при проведении Внуковской таможней камеральной таможенной проверки (Акт камеральной таможенной проверки N 10001000/210/290318/А000010/000 от 29.03.2018, 10001000/400/100417/А000007/000 от 10.04.2017.
Таможенный орган полагает, что действующая с октября 2016 редакция пункта 2 статьи 150 НК РФ обязывает Заявителя при подаче Обращения заявителя от 31.01.2019 г. представить документ, подтверждающий целевое назначение комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов. Данный документ, по мнению Таможни, должен подтвердить целевое назначения комплектующих и отсутствие их аналогов производимых на территории РФ, в отношении кабелей, поставленных по двум спорным декларациям Бернд Рихтер ГмбХ (контракт N DMS-33/13 от 25.10.2013).
При этом ответчик неправильно применяет нормы действующего материального права. Данная редакция пункта 2 ст. 150 НК РФ (принята ФЗ от 30.06.2016 N 225-ФЗ) вступила в силу в октябре 2016 г. и не распространяет свое действие на отношения по поставкам (в феврале и мае 2016 г.), когда такой документ, выданный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, не требовался.
В соответствии с п.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату ввоза товара по ДТ 10001022/040216/0000920, ДТ 10001022/080516/0004588) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Пунктом 1 части 2 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейших и жизненно необходимых медицинских зделий. Положения настоящего абзаца применяются при предоставлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Таким образом, законодатель на даты оформления спорных таможенных деклараций (04.02.2016 и 08.05.2016) не требовал подтверждения третьими лицами целевого назначения комплектующих и отсутствие их аналогов, производимых на территории РФ.
В соответствии с прилагаемыми разъяснениями ФТС России N 05-17/36646 от 22.07.2016, до принятия новой редакции пункта 2 ст. 150 НК РФ (т.е. в отношении товара, поставленного в более ранние периоды), таможенный орган самостоятельно принимает решение об освобождении от уплаты НДС на основании представленных документов. Возложение Таможней на Заявителя обязательств по предоставлению не предусмотренных Законом документов - незаконно.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение таможенного органа является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, подлежит отмене.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения, принятого с учетом рассмотренных возражений таможенного органа. В этой связи следует признать, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2019 г. по делу N А40-101862/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101862/2019
Истец: ООО "ДМС ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: ВНУКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ