г. Пермь |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А71-8144/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грибиниченко О. Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу заявителя, Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация",
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 24 июля 2019 года по делу N А71-8144/2019,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация" (ИНН 1833000350, ОГРН 1021801505923)
к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики (ИНН 1831044979, ОГРН 1021801177100),
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Фармация" (далее - ГУП УР "Фармация", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 30.04.2019 N 2/10/03-03 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года по делу N А71-8144/2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Полагает, что заявленные требования подлежат отклонению, поскольку в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения отсутствует.
Считает, что действий по завышению регулируемых государством цен на лекарственные препараты заявителем не совершено. Аптека N 3, из которой осуществлялся отпуск лекарственного средства, является субъектом розничной торговли и не имеет лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, при перемещении лекарства из склада в аптеку автоматически формируется оптовая надбавка, а при отпуске препарата из аптеки в БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" - розничная, следовательно, договорная цена была сформирована правильным образом.
В сроки, предусмотренные определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 26.08.2019 (10.10.2019), заинтересованное лицо не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (10.10.2019).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, из представленных по делу доказательств, следует, что Прокуратурой Устиновского района города Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) при поставке препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), в Бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР").
Проверкой установлено, что между БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" и ГУП УР "Фармация" заключен договор поставки от 07.12.2018 N ЭМ 1-195, предметом которого является поставка лекарственных препаратов Фентанил 50 мкг/мл 2 мл N5.
Установив, что согласованная цена единицы поставляемой продукции в соответствии с договором от 07.12.2018 N ЭМ 1-195, составившая 189,67 руб., не соответствует требованиям законодательства, нарушает установленный порядок ценообразования, а также усмотрев в действиях ГУП УР "Фармация" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Прокурором Устиновского района г.Ижевска с участием представителя заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2019.
26.03.2019 Прокурором постановление с материалами проверки направлены для рассмотрения в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
02.04.2019 Министерством вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 2/10/03-03/АД, которое вручено ГУП УР "Фармация" 05.04.2019, о чем имеется соответствующая отметка.
10.04.2019 Министерством вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вручено ГУП УР "Фармация" 23.04.2019, о чем имеется соответствующая отметка.
30.04.2019 рассмотрев постановление Прокурора Устиновского района г.Ижевска о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы проверки, установив факт завышения ГУП УР "Фармация" регулируемых государством цен, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 2/10/03-03.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вменяемого правонарушения, существенных процессуальных нарушений со стороны административного органа не усмотрел.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно статье 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.04.2010 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относится государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения согласно статье 60 Закона об обращении лекарственных средств осуществляется, в том числе посредством:
1) утверждения Правительством Российской Федерации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который сформирован в установленном им порядке на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства;
2) утверждения методики расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен;
3) государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
4) ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
5) утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
6) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
9) осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
10) применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" (действовавшее в период спорных правоотношений) препарат "Фентанил" относится к ЖНВЛП.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 09.11.2012 N 14/8 "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" установлены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно приложению.
В отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в утвержденный Правительском Российской Федерации перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в Удмуртской Республике установлен предельный размер оптовой надбавки - 55%, предельный размер розничной надбавки - 60%.
Поскольку поставка осуществляется в медицинскую организацию для осуществления медицинской, в том числе лечебной деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а также с учетом требований, предусмотренных статьями 53, 54 Закона об обращении лекарственных средств, реализация лекарственных средств медицинским организациям может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В пунктах 7, 8 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 предусмотрено, что формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации. Организации оптовой торговли, имеющие структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные препараты с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, размер которых не должен превышать предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавок соответственно, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли.
Применительно к отношениям, возникшим между БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" и ГУП УР "Фармация" по договору поставки от 07.12.2018 N ЭМ 1-195, формирование отпускной цены на Фентанил 50 мкг/мл 2 мл N 5 должно было осуществляться в следующем порядке: 80,20 руб. (предельная отпускная цена производителя)*55% (предельный размер оптовой надбавки) = 124,31 руб.
Согласованная цена единицы поставляемой продукции в соответствии с договором от 07.12.2018 N ЭМ 1-195 составившая 189,67 руб. не соответствует требованиям законодательства.
Таким образом, в действиях ГУП УР "Фармация" имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих, что заявителем были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривает.
Наказание в виде штрафа в размере 10586 руб. назначено в пределах санкции вмененной статьи исходя из характера правонарушения, отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с обжалуемым решением, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали изложенные в решении выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Довод заявителя о правильном формировании договорной цены с применением оптовой и розничной надбавок судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права, противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя о том, что ГУП УР "Фармация" лишь согласилось с предлагаемыми БУЗ "ГКБ N 6 МЗ УР" условиями также отклоняется.
В соответствии с пунктом 22 Регламента осуществления малых закупок с использованием подсистемы "Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики" государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" победителем малой закупки признается участник закупки, подавший заявку на участие в малой закупке, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наименьшая цена контракта. При предложении наименьшей цены несколькими участниками закупки победителем признается участник, заявка на участие в малой закупке которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.
Следовательно, участник закупки, подающий заявку на участие в ней, самостоятельно указывает цену контракта и при формировании стоимости каждой конкретной единицы продукции обязан руководствоваться нормами действующего законодательства.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года по делу N А71-8144/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8144/2019
Истец: ГУП Удмуртской Республики "Фармация"
Ответчик: Министерство здравоохранения УР