город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2019 г. |
дело N А32-16926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Емельянова Д.В., Стрекачёва А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Булатовой К.В.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю: представитель Зубова З.Г. по доверенности от 17.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кулика Алексея Федоровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.07.2019 по делу N А32-16926/2019
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кулика Алексея Федоровича
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю,
к УФНС России по Краснодарскому краю,
об оспаривании решения,
принятое в составе судьи Федькина Л.О.,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кулик Алексей Федорович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю, к УФНС России по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция) об оспаривании решения от 10.10.2018 N 55140 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; просил обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что пятилетний льготный срок исчисляется согласно статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации и определен с 18.10.2012 по 31.12.2016, в связи с чем неуплаченная сумма налога за период с 01.01.2017 по 17.10.2017 доначислена обоснованно.
Глава КФХ Кулик Алексей Федорович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неверно определен пятилетний льготный период, который должен исчисляться с 18.10.2012 по 17.10.2017. В обоснование ссылался на решения налоговых органов в отношение других налогоплательщиков.
В отзыве на апелляционную жалобы налоговый орган возражал в отношении заявленных доводов, указывая, что первым налоговым периодом является период с даты регистрации по 31 декабря года регистрации, в связи с чем период определен верно, а решение суда следует оставить без изменений.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма - 3-НДФЛ) за 2017, представленной ИП главой КФХ Кулик А.Ф. в инспекцию 28.04.2018.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений, ходатайства о снижении штрафных санкций, акта от 08.08.2018 N 50660, налоговым органом принято решение от 10.10.2018 N 55140 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб., с учётом положений подп. 3 п. 1 ст.112 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДФЛ; предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 111 152 руб.; всего, согласно вышеуказанному решению инспекции, заявителю предложено уплатить общую сумму налоговых обязательств в размере 112 152 руб.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, глава КФХ подал апелляционную жалобу в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 10.10.2018 N 55140 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При этом, арифметических разногласий в отношении доначисленных сумм налога и санкций не имеется; спор носит позиционный характер и определяется различным толкованием заявителем и заинтересованным лицом порядка исчисления пятилетнего срока применения льготы, связанной с освобождением от налогообложения НДФЛ доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, установленной п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Кулик А.Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства 17.10.2012, что подтверждается свидетельством о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 23 N 008716609.
Основным видом деятельности Заявителя является "Выращивание зерновых культур" (ОКВЭД - 01.11.1) и в проверяемом периоде в целях налогообложения применяет общеустановленную систему налогообложения.
28.04.2018 заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма - 3 НДФЛ) за 2017 (рег. N 41586409), в листе "В" которой указан год регистрации КФХ - 2012, отражена сумма дохода, не подлежащая налогообложению, в размере 1 571 683,85 руб. в соответствии с п. 14 ст. 217 НК РФ.
В ходе камеральной налоговой проверки, представленной заявителем декларации, на основании документов, представленных заявителем по требованию инспекции от 18.05.2018 N 2129 (Книга учета доходов и расходов за 2017, документы, подтверждающие расходы: товарные чеки, счета-фактуры) и на основании имеющихся в инспекции документов (выписка по операциям на счетах заявителя в ПАО КБ "Центр Инвест"), установлено, что за проверяемый период заявителем по заявленному виду деятельности получен доход в сумме 1 571 683,85 руб.; документально подтверждены расходы в сумме 716 667,34 руб.
Таким образом, камеральной налоговой проверкой установлено, что налоговая база для исчисления налога по доходам, полученным заявителем в 2017 от заявленного вида деятельности, составляет 855 016 руб. (1 571 683,85 - 716 667,34), и, соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 111 152 руб.; указанные обстоятельства отражены в оспариваемом решении инспекции от 10.10.2018 N 55140 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование заявленных требований глава КФХ указывает, что налоговым органом неправильно определен пятилетний срок применения льготы, связанной с освобождением от налогообложения НДФЛ доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства применительно к положениям п. 14 ст. 217 НК РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (статья 210 НК РФ).
При исчислении и уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 14 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Данная норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой.
Из буквального толкования п. 14 ст. 217 НК РФ следует, что льготный порядок налогообложения будет действовать в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на основании ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год, то есть период времени с 1 января по 31 декабря включительно, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Поскольку крестьянско-фермерское хозяйство, главой которого является заявитель, было зарегистрировано 17.10.2012, то, с учётом положений ст. 55 НК РФ, первым налоговым периодом в данном случае будет являться период с 17.10.2012 по 31.12.2012; вышеуказанная льгота при исчислении НДФЛ соответственно будет распространяться на период с 17.10.2012 по 31.12.2016.
Вопреки доводам заявителя о необходимости расчета периода применения льготы с учётом положений ст. 6.1 НК РФ, суд апелляционной инстанции учитывает, что положения п. 14 ст. 217 НК РФ устанавливают специальные правила исчисления 5-летнего льготного срока, начало течения которого прямо предусмотрено указанной нормой и определено датой регистрации КФХ; окончание данного срока не связано с конкретной календарной датой регистрации КФХ. Данное течение срока и определение налогового периода согласуется с пунктом 1 статьи 55 НК РФ.
Поскольку крестьянско-фермерское хозяйство зарегистрировано 17.10.2012, то пятилетний срок для применения льготы при исчислении НДФЛ, с учётом требований вышеуказанных норм налогового законодательства, следует исчислять с 2012 по 2016 включительно.
При таких обстоятельствах, применение рассматриваемых льгот в 2017 заявителем необоснованно.
При рассмотрении доводов заявителя суд первой инстанции также обоснованно руководствовался тем, что положения п. 14 ст. 217 НК РФ устанавливают специальные правила исчисления пятилетнего льготного срока и не связывают его истечение с календарной датой регистрации предпринимателя.
Доводы подателя жалобы о том, что выводы суда основаны исключительно на судебной практике другого региона, не соответствует действительности, поскольку аналогичные выводы нашли свое отражение не только в указанных судом первой инстанции судебных актов (в Постановлениях Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А54-3025/2009-С2, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.11.2007 N Ф03-А04/07-2/2390, Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2006 по делу N А62-3630/2005), но и в судебных актах Арбитражного суда Северо-Кавказского округа (в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2008 г. по делу N А53-18559/2007-С6-14).
При этом, суд кассационной инстанции напрямую указал, что если государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, первым налоговым периодом для такого индивидуального предпринимателя является период времени со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по 31 декабря календарного года, следующего за годом осуществления государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом, то обстоятельство, что в период с 18.10.2017 по 31.12.2017 Кулик А.Ф. не вел деятельности, доходы и расходы отсутствовали, не имеет правового значения применительно к пятилетнему сроку для применения льготы при расчете НДФЛ, исчисляемому с учётом положений ст. 55 НК РФ.
Решения налогового в отношении других налогоплательщиков (Черномаз А.В., Харченко Н.Г. и Жданова С.Е.), на которые ссылается Кулик А.Ф., не являются допустимыми и относимыми доказательствами, поскольку не могут подтвердить либо опровергнуть факт отсутствия вины самого Кулик А.Ф., поскольку налоговое правонарушение состоит не только из объективной стороны, но и из субъективной, которая учитывается при определении оснований для привлечения к ответственности.
С учетом выявленных нарушений также отсутствуют основания для освобождения Заявителя от налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
В соответствии с вышеизложенным, законность и обоснованность оспариваемого решения налогового органа подтверждается материалами дела, возражения Главы КФХ Кулик А.Ф. основаны на неверном толковании норм налогового законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закон у или иному нормативному правовому акт у, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом совокупности установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 по делу N А32-16926/2019, поскольку судом первой инстанции верно определен период действия освобождения от уплаты налога, а в части расчета суммы доначислений возражения отсутствуют.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 по делу N А32-16926/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16926/2019
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кулик Алексей Федорович, КФХ Глава Кулик А. Ф.
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю, УФНС по Краснодарскому краю