г. Пермь |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А50-28958/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игитовой А.В.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное)
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 16 сентября 2019 года об отказе в принятии заявления
по делу N А50-28958/2019
вынесенное судьей Торопициным С.В.,
по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН 1025901209289, ИНН 5905007996)
к товариществу собственников жилья "Парковый 29" (ОГРН 1165958089318,
ИНН 5903125970)
о взыскании финансовых санкций в сумме 2 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) (далее - Управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к товариществу собственников жилья "Парковый 29" (далее - товарищество, должник) с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 2500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 г.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2019 в принятии искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным определением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно вынес определение об отказе в принятии заявления, руководствуясь статьей 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой суд отказывает в принятии искового заявления, если исковое заявление, заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде. Между тем, данный спор является подведомственным арбитражному суду, поскольку иск предъявлен к юридическому лицу и спор является экономическим.
Заявитель жалобы также указывает, что согласно правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2019год, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019года, спорная категория дела подлежит рассмотрению в порядке приказного производства. Между тем, Управление ранее обращалось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа, 15.07.2019года судом был выдан судебный приказ, который определением от 16.08.2019года по делу NА50-21534/2019 по заявлению должника отменен.
Данные обстоятельства не позволяют Управлению вновь обратиться в суд с данными требованиями в порядке приказного производства, поскольку подача заявления должника об отмене судебного приказа свидетельствует о наличии спора в данных правоотношениях.
Должник письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в принятии заявления Управления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Из материалов дела установлено, что 09.09.2019 фонд обратился в арбитражный суд в порядке искового производства с заявлением о взыскании с товарищества финансовой санкции в сумме 2500 руб. (за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2018 г.), поскольку ранее определением от 16.08.2019 года по делу N А50-21534/2019 арбитражный суд отменил судебный приказ на взыскание этой санкции в связи с поступлением от должника соответствующих возражений (часть 4 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем заявленная ко взысканию с товарищества сумма задолженности (менее 3000 рублей) не свидетельствует о наличии у фонда оснований для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкции в порядке общего или упрощенного производства.
Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
В соответствии с частью семнадцатой данной статьи в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.
Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пунктах 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что такие требования могут быть предъявлены в следующем порядке.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац третий пункта 1 статьи 48 НК РФ).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац четвертый пункта 1 статьи 48 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ - заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении взыскания в исковом порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона не только к отношениям, связанным с взысканием соответствующих сумм с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но и к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, пункты 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают минимальный размер (3000 руб.) предъявляемых ко взысканию налогов, страховых взносов, пеней и штрафов независимо от того, обращается налоговый орган (фонд) в суд с заявлением о выдаче судебного приказа или с исковым заявлением (заявлением) о взыскании штрафа.
Из искового заявления по настоящему делу следует, что размер требований фонда о взыскании с товарищества финансовой санкции составил 2500 руб., то есть менее 3000 руб.
К исковому заявлению приложено требование об уплате финансовой санкции от 27.12.2018года, со сроком уплаты до 17.01.2019года, то есть пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по штрафу до истечения 3-х летнего срока.
На данный момент суд не вправе принимать к производству заявление о взыскании задолженности по штрафу за не представление в срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде на данном этапе (сумма иска не превышает минимальный размер 3000 руб.).
Следовательно, в данном случае судом первой инстанции правомерно отказано в принятии искового заявления фонда.
Позиция суда первой инстанции соответствует правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 г.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что обжалуемое определение суда является законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств и материалов дела, основано на правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 16 сентября 2019 года об отказе в принятии заявления по делу N А50-28958/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28958/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: ТСЖ "ПАРКОВЫЙ 29"