г.Самара |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А72-20534/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое агентство АТМ" - представитель не явился, извещено,
от управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: министерства искусства и культурной политики Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Симбирскпроект" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2019 года апелляционную жалобу управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 августа 2019 года по делу N А72-20534/2018 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое агентство АТМ" (ОГРН 1027301172612, ИНН 7325011625), г. Ульяновск, к управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, третьи лица: министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, г. Ульяновск, правительство Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, г. Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Симбирскпроект", г. Ульяновск
об оспаривании градостроительного плана N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133 от 30.08.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческое агентство АТМ" (далее - ООО "КА АТМ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - управление архитектуры и градостроительства, заинтересованное лицо) о признании незаконным градостроительного плана N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133, утвержденного и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства 30.08.2018, в части отсутствия в чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства, указания на чертеже "Примечание: Зона допустимого размещения отсутствует", указания в п.5: "Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", об обязании управления архитектуры и градостроительства устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, обеспечить подготовку и утвердить изменения в градостроительный план N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133 посредством указания на чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства, параметров разрешенного строительства, исключения на чертеже слов "Примечание: Зона допустимого размещения отсутствует", исключения из п.5 слов "Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство искусства и культурной политики Ульяновской области (далее - министерство искусства и культурной политики), правительство Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее - правительство Ульяновской области), общество с ограниченной ответственностью "Симбирскпроект" (далее - ООО "Симбирскпроект").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены градостроительный план N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133, выданный управлением архитектуры и градостроительства 30.08.2018 в части, а именно: раздел 5 градостроительного плана "Информация об ограничениях использования земельного участка_"; чертеж градостроительного плана в части отсутствия в нем места допустимого размещения объекта и указания в примечаниях об отсутствии зоны допустимого размещения объекта признан недействительным. На управление архитектуры и градостроительства возложена обязанность привести градостроительный план земельного участка N RU73304000-1397 в соответствие с нормами действующего законодательства в течение 20 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. С управления архитектуры и градостроительства в пользу ООО "КА АТМ" взыскано расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В апелляционной жалобе управление архитектуры и градостроительства просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в оспоренном градостроительном плане зона допустимого размещения объекта отсутствовала. Согласно сведениям публичной кадастровой карты и открытым сведениям карт "Яндекс", "Гугл" земельный участок используется с нарушением установленного вида разрешенного использования земельного участка "под зданием склада". На земельном участке расположен объект капитального строительства - клуб "МОLОКО". При этом согласно заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка он испрашивался под реконструкцию здания склада.
Согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды (статья 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск"), земельный участок находится в санитарно-защитной зоне.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "КА АТМ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "КА АТМ" является собственником земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.17 (участок N 2, площадью 865,60 кв.м, кадастровый номер: 73:24:041612:133, разрешенное использование - под складским строением) и расположенного на нем здания склада (адрес строения - г. Ульяновск, пер. Молочный, 5а).
Для проведения реконструкции существующего объекта капитального строительства 22.08.2018 заявитель в соответствии со ст.57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обратился в управление архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.17 (участокN 2), кадастровый номер: 73:24:041612:133.
И.о. начальника управления архитектуры и градостроительства 30.08.2018 был утвержден градостроительный план N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133, который получен заявителем в ноябре 2018 года. Однако в нём отсутствует зона допустимого размещения объекта капитального строительства, что не соответствует требованиям п.4. ч.3. ст.57.3 ГрК РФ, приказу Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - приказ Минстроя N 741/пр). В чертеже градостроительного плана отмечены границы земельного участка, но в границах земельного участка не отражено место допустимого размещения объектов капитального строительства, указано, что зона допустимого размещения отсутствует. Тем самым заявителю управлением архитектуры и градостроительства искусственно созданы формальные условия для воспрепятствования использования земельного участка, в том числе для осуществления реконструкции находящегося на нем объекта и получении в дальнейшем разрешения на реконструкцию и на ввод в эксплуатацию.
В разделе 5 градостроительного плана в нарушение п.74 приказа Минстроя N 741/пр указано на "Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
По указанным основаниям ООО "КА АТМ" обратилось в суд с рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ заявлением об оспаривании градостроительного плана.
В письменных отзывах управление архитектуры и градостроительства ссылается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку градостроительный план земельного участка от 30.08.2018 N RU73304000-1397 в полном объеме соответствует градостроительным требованиям.
В соответствии с генеральным планом города Ульяновска, утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, земельный участок с кадастровым номером 73:24:041612:133 расположен в функциональной зоне "территория общественных центров с сопутствующей жилой застройкой" и в границах зоны охраны объектов историко-культурного назначения.
Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск" земельный участок располагается в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, указанный земельный участок расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:041612:133 находится на территории объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Достопримечательное место "Ярмарочный квартал" - территориальная зона ТР-ДМ; виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на данной территории установлены приказом министерства культуры и культурной политики Ульяновской области от 25.05.2015 N 54.
В соответствии с разделом 2.2 "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" градостроительного плана земельного участка в основных и вспомогательных видах разрешенного использования отсутствует вид разрешенного использования "склады".
Таким образом, заинтересованное лицо полагает, что в вышеуказанном градостроительном плане зона допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует.
Кроме того, согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды статьи 20 Правил землепользования и застройки, указанный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне, где размещение объектов капитального строительства невозможно.
В разделе 5 градостроительного плана от 30.08.2018 N RU73304000-1397 имеется ссылка на Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Главой 18 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Требования данного федерального закона являются обязательными к применению при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов капитального строительства.
Таким образом, как считает заинтересованное лицо, исключение из раздела 5 градостроительного плана от 30.08.2018 N RU73304000-1397 данной информации являлось бы нарушением требований законодательства.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, исходя из следующего.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ). Категории земель установлены в ст.7 ЗК РФ.
Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон как зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с п.9 ст.1 ГрК РФ устанавливается градостроительным регламентом.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, которые входят в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с правилами ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В силу положений ст.51 ГрК РФ градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Исходя из п.3 ст.57.3 ГрК РФ, в градостроительном плане земельного участка содержится следующая информация:
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.9 ст.57.3 ГрК РФ).
Приказом Минстроя N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения.
Согласно п.30 приказа Минстроя N 741/пр информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент и на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента.
В соответствии с п.5 ст.36 ГрК РФ применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно информации раздела 2 оспариваемого градостроительного плана N RU73304000-1397, выданного заявителю в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133, данный земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения "Достопримечательное место "Ярмарочный квартал", в отношении которого установлен градостроительный регламент приказом министерства искусства и культурной политики Ульяновской области N 54 от 25.05.2015 "Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения "Достопримечательное место "Ярмарочный квартал", расположенного в Ленинском районе города Ульяновска".
Данным приказом N 54 (имеется в свободном доступе в правовых системах) определен режим и ограничения использования земельных участков на данной территории. Запрета на строительство или реконструкцию зданий приказ не содержит. Основные виды разрешенного использования земельного участка (приведены в п.2.2 оспариваемого градостроительного плана) предполагают возможность строительства индивидуальных и многоквартирных жилых домов, объектов социально-культурного назначения и торговли, объектов общественного питания, досуга, объектов гостиничного типа, административных объектов.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (далее - Правила землепользования и застройки), установлены градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зависимости от видов территориальных зон.
Ограничения использования земельных участков, объектов капитального строительства, существующих зданий и сооружений в части особых требований по охране объектов культурного наследия в их историко-культурной среде, а также градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия определяются в соответствии с п.1 ст.22 Правил землепользования и застройки в том числе постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон", согласно которому земельный участок располагается в территориальной зоне ТР-ДМ - территория объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Ярмарочный квартал".
Указанная информация содержится в оспариваемом градостроительном плане, на основании чего, учитывая, что градостроительным регламентом предусмотрена возможность осуществления капитального строительства в указанной зоне для земельного участка заявителя, суд приходит к выводу, что градостроительный план N RU73304000-1397 должен был содержать место допустимого размещения объекта капитального строительства в силу требований ст.57.3 ГрК РФ и приказа Минстроя N 741/пр.
Привлеченные к участию в деле уполномоченные органы в сфере охраны объектов культурного наследия на территории Ульяновской области - министерство искусства и культурной политики, правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области - также не указали на наличие каких-либо запретов по использованию спорного земельного участка, сообщили о возможности на территории объекта культурного наследия осуществления строительства по согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия с сохранением исторически сложившихся границ земельных участков.
В соответствии с п.17 приказа Минстроя N 741/пр в строке "Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)" указывается перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
На чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются (п.26 приказа Минстроя N 741/пр):
6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии);
7) границы территории объекта культурного наследия;
8) границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны;
9) границы зон действия публичных сервитутов.
Поскольку чертеж градостроительного плана N RU73304000-1397 не содержит сведений о месте допустимого размещения объекта, а в примечаниях указано об отсутствии зоны допустимого размещения объекта, оспариваемый градостроительный план не соответствует требованиям вышеназванных нормативных документов.
Довод заинтересованного лица о том, что зона допустимого размещения объекта не отмечена в связи с невозможностью использования земельного участка с разрешенным использованием "под зданием склада" в соответствии с принятым в отношении него градостроительным регламентом, не принят судом первой инстанции, поскольку собственнику предоставлено самостоятельно определять вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными в градостроительном регламенте, а градостроительный план испрашивался заявителем с целью осуществления реконструкции расположенного на указанном земельном участке здания склада в целях приведения его в соответствие с требованиями градостроительных правил для данной территориальной зоны.
В соответствии со ст.55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Право собственности на здание склада, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041612:133, зарегистрировано за ООО "КА АТМ" в установленном законом порядке, сведения внесены в ЕГРН согласно представленным суду доказательствам. Подготовка проектной документации для реконструкции объекта на основании градостроительного плана без указания места размещения объекта невозможна, что подтверждается письмом проектной организации от 20.11.2018 (л.д.42), в связи с чем градостроительный план, не соответствующий требованиям законодательства, нарушает права заявителя на использование принадлежащего ему объекта недвижимости.
Довод заинтересованного лица о том, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:041612:133 находится в границах санитарно-защитной зоны согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, утвержденной статьей 20 Правил землепользования и застройки, материалами дела также не подтверждается.
По пояснениям заинтересованного лица, карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды утверждена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) решением Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 N 31 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 с изменениями".
Основанием для принятия и разработки данной карты по пояснениям представителя Управления послужило постановление главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Санитарно-защитные зоны отображены в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
Однако названные документы не устанавливают границ определенных санитарных зон на территории г.Ульяновска. Документов об установлении санитарно-защитной зоны по месту расположения земельного участка заявителя ответчиком суду не представлено.
Данные документы были запрошены судом у проектировщика: третье лицо ООО "Симбирскпроект" представило письменные пояснения, в которых указало, что ООО "Симбирскпроект" в 2007 году разработало проект изменений в Правила землепользования и застройки, в т.ч. карту зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды. Проект разработан на основании генерального плана города Ульяновска и исходных данных, предоставленных структурными подразделениями администрации и иными уполномоченными органами. В связи с отсутствием в ООО "Симбирскпроект" архива, исходные данные, использованные при подготовке проекта, не сохранились.
ООО "Симбирскпроект" не располагает документами на основании которых обозначены границы санитарно-защитной зоны, охватывающей земельный участок с кадастровым номером 73:24:041612:133.
ООО "Симбирскпроект" предполагает, что в период разработки проекта ООО "Симбирскпроект" были предоставлены сведения о наличии предприятий на этой территории, их местоположении и сведения о классе опасности таких предприятий, и на основании таких сведений проектом предложены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
ООО "Симбирскпроект" считает, что карта зон ограничений Правил землепользования и застройки может использоваться только как справочный материал о возможном нахождении на той или иной территории зон с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитных зон. Наличие или отсутствие санитарно-защитных зон, границы которых определены в установленном законодательством порядке, в каждом конкретном случае необходимо проверять дополнительно. Кроме того, с течением времени ранее существовавшие предприятия могли прекратить свою деятельность, либо, наоборот, могут возникнуть новые объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и требующие создания санитарно-защитных зон.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области по запросу суда сообщило, что не располагает сведениями об установлении санитарно-защитной зоны по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области на запрос суда сообщило, что согласно положений ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222 (далее - Правила N 222).
Правила N 222 определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно положений п.25 Правил N 222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Управление Роспотребнадзора сообщило, что сведения об установлении санитарно-защитных зон (относящихся к зонам с особыми условиями использования территорий) отражены в государственном кадастре недвижимости и являются общедоступными для ознакомления всех заинтересованных лиц.
Органами Роспотребнадзора осуществляется деятельность по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон, сведения о которых содержатся в государственном реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключенийна сайте https://fp.crc.ru.
Согласно сведениям указанного государственного реестра Роспотребнадзора и санитарно-эпидемиологической службы России (https://fp.crc.ru) Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133 по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д.17, участок N 2 (адрес строения на указанном земельном участке: г. Ульяновск, пер. Молочный, 5А) не выдавалось.
В соответствии с п. 27 приказа Минстроя N 741/пр границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранные, санитарно-защитные, водоохранные и другие наносятся на чертеж или чертежи сплошными линями с соответствующей информационной надписью. Для нанесения границ зон используются краски различных цветов по выбору разработчика чертежа.
Градостроительный план N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133 не содержит информации, обозначений, подтверждающих наличие санитарно-защитной зоны на земельном участке. Документа, подтверждающего утверждение данной зоны в качестве санитарно - защитной для данной территории, в суд не представлено. Выписка из ЕГРН от 29.03.2019 в отношении земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.17 (участок N 2), кадастровый номер: 73:24:041612:133 содержит сведения об ограничениях прав и обременении объекта недвижимости в пользу АООТ "Утёс", ТОО "КАСПРОМ", ООО "Амарант РПК" инженерными сетями, принадлежащими указанным лицам. Сведений об иных обременениях земельного участка ФГУ "ЗКП" по запросу суда не предоставило.
В соответствии с п.2 ст.57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
Довод заинтересованного лица о том, что статья 20 Правил землепользования и застройки является действующей и не отменена, и содержит в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133 картографические сведения о санитарно-защитной зоне, отклонен судом, поскольку согласно положениям ч.3 ст.9, п.п.9,10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, а в генеральном плане таких сведений не содержится. Генеральным планом города Ульяновска, утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, земельный участок с кадастровым номером 73:24:041612:133 расположен в функциональной зоне "территория общественных центров с сопутствующей жилой застройкой" и в границах зоны охраны объектов историко-культурного назначения). Документов об установлении данной зоны (за исключением ее обозначения на карте), а также в связи с использованием какого объекта она установлена (учитывая, что спорный участок располагается в центральной части г.Ульяновска, имеющей плотную общественно-деловую и жилую застройку) суду не представлено, сведения не содержатся ни на сайте Роспотребнадзора, ни в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.п.73-75 приказа Минстроя N 741/пр р градостроительного плана "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий" содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, расположенного, в том числе частично, в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для объектов, в отношении которых установлены такие зоны.
Информация раздела включает:
а) наименование ограничения (обременения) земельного участка (сервитут, санитарно-защитная зона, водоохранная зона) и реквизиты акта, установившего соответствующие ограничения (обременения);
б) площадь территории земельного участка, ограниченной в использовании, в том числе в границах зон с особыми условиями использования территорий. В случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в строке пишется "Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет "N" м2" или иная информация, соответствующая установленным ограничениям (обременениям);
в) содержание ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом.
При отсутствии информации об ограничениях использования земельного участка, в строке пишется "Информация отсутствует".
Раздел 5 оспариваемого градостроительного плана N RU73304000-1397 не содержит никакой информации о наличии каких-либо ограничений земельного участка.
Общее указание в указанном разделе на Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" без описания самого существа ограничения противоречит ст.57.3 ГрК РФ и приказу Минстроя N 741/пр, предполагающих указание в данной графе при наличии ограничений - их подробное описание, а при отсутствии - указание на их отсутствие.
На основании изложенного, выданный управлением архитектуры и градостроительства градостроительный план N RU73304000-1397 земельного участка с кадастровым номером 73:24:041612:133 в оспариваемой части не соответствует приведенным положениям законодательства в сфере градостроительства, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку внесение изменений в градостроительный план не предусмотрено административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденным постановлением администрации г. Ульяновска от 27.05.2019 N 1088, в качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал управление архитектуры и градостроительства привести градостроительный план земельного участка NRU73304000-1397 в соответствие с нормами действующего законодательства в установленном порядке (что согласно п.3.5.2 административного регламента осуществляется путем оформления нового исправленного документа) в установленный законом 20-дневный срок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в оспоренном градостроительном плане зона допустимого размещения объекта отсутствовала, несостоятелен, надлежащими доказательствами не подтвержден.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявителем земельный участок используется с нарушением установленного вида разрешенного использования земельного участка "под зданием склада", необоснованна, так как заявитель является собственником данного объекта недвижимости, его право собственности на него зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем заявитель как собственник объекта недвижимости вправе получить для реконструкции принадлежащего ему объекта недвижимого имущества градостроительный план земельного участка, содержание которого будет соответствовать требованиям градостроительного законодательства и не создаст ему препятствий для использования объекта недвижимости, а также его реконструкции.
Довод о нахождении на земельном участке объекта капитального строительства - клуба "МОLОКО" - не опровергает вывода суда первой инстанции о несоответствии градостроительного плана требованиям законодательства.
Довод апелляционной инстанции о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне также не подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отказа в выдаче надлежаще оформленного градостроительного плана на земельный участок, содержащего на чертеже место допустимого размещения объекта капитального строительства, параметры разрешенного строительства, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 08 августа 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 августа 2019 года по делу N А72-20534/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-20534/2018
Истец: ООО "КОММЕРЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО АТМ"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства г.Ульяновска
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "СИМБИРСКПРОЕКТ", ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области