г. Пермь |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А50-9321/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балдиной А.С.,
при участии:
от истца: не явились;
от ответчика: Улзытуева В.Б. (паспорт, доверенность от 22.12.2018);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Пермское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 июля 2019 года
по делу N А50-9321/2019
по иску Государственного учреждения - Пермское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "КРУСТ" (ОГРН 1026601768401, ИНН 6630008994)
о взыскании неустойки по договорам поставки,
установил:
Государственное учреждение - Пермское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КРУСТ" (далее - ответчик) о взыскании неустойки по государственным контрактам от 15.03.2016 N 151, от 09.11.2016 N 639, от 25.04.2017 N 269 в общей сумму 664 459 руб. 68 коп.
Решением арбитражного суда от 16.07.2019 (резолютивная часть от 01.07.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда от 16.07.2019 обжаловано истцом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец ссылается на условия пунктов 5.1.3 контрактов, согласно которым поставщик обязан предоставить заказчику копии сертификатов соответствия или документов, подтверждающих соответствие товара установленным требованиям. Истец указывает, что требования к специальным устройствам для оптической коррекции слабовидения определены в техническом задании. Поставленный товар должен соответствовать определенным ГОСТам. Ответчик должен был документально подтвердить соответствие поставляемого товара требованиям ГОСТов, установленных техническим заданием путем предоставления сертификатов соответствия, либо документов, полученных в рамках добровольного подтверждения соответствия. Истец просит решение суда отменить, взыскать неустойку и штраф за нарушение условий государственных контрактов.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ссылается на буквальное толкование положений пунктов 5.1.3 государственных контрактов N 269 от 25.04.2017, N 639 от 09.11.2016, N 151 от 15.03.2016. Указывает, что поставленный товар соответствовал требованиям ГОСТов, о чем свидетельствуют акты проверки товара, акт выездной проверки от 19.12.2018. Фактическое несоответствие товара требованиям технического задания истцом не доказано. Ответчик считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.03.2016 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) был заключен государственный контракт N 151 на поставку в 2016 году электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения мим инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
Цена контракта N 151 от 15.03.2016 составила 999 782,90 руб. (пункт 3.1 контракта).
В силу пункта 2.1 контракта N 151 поставщик обязан был поставить получателям товар (электронные ручные видеоувеличители в количестве 40 штук) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), а заказчик оплатить поставщику фактически поставленный получателям товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Техническим заданием установлено, что специальные устройства для оптической коррекции слабовидения отвечают требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия", Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51632-2000 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", а также требованиям государственных стандартов на однородные группы технических средств реабилитации, санитарно-эпидемиологическим требованиям действующих санитарных правил. Классификация технических средств реабилитации (для оптической коррекции слабовидения средств электронно-оптических) людей с ограничениями жизнедеятельности представлена в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация". Электронно-оптические средства имеют преимущества перед традиционными оптическими изделиями посредством увеличения угловых размеров рассматриваемых объектов, увеличивая контрастность изображения, осуществляя вывод на экран увеличенного изображения, инверсии цвета (светлые буквы на темном фоне лучше различимы). Каждый электронный ручной видеоувеличитель упакован в индивидуальную транспортную тару с внутренней влагонепроницаемой бумагой. Маркировка и упаковка в соответствии с ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования".
Пунктом 5.1.3 контракта N 151 установлено, что поставщик обязан предоставить заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания Государственного контракта документы (при их наличии), подтверждающие безопасность поставляемого получателям товара (заверенные надлежащим образом копии сертификатов соответствия, копии деклараций о соответствии, копии регистрационных удостоверений и т.п.).
В соответствии с пунктом 6.6 Контракта N 151 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением нарушения сроков поставки товара, предусмотренных п. 5.1.1, п. 5.1.2), заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафа в размере 10 процентов от цены настоящего контракта в сумме 99 978 рублей 29 копеек.
Также 09.11.2016 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) был заключен государственный контракт N 639 на поставку в 2016 году электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения мим инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
Цена контракта N 639 от 09.11.2016 составляет 5 101 456,54 руб. (пункт 3.1 контракта).
В силу пункта 2.1 контракта N 639 поставщик обязан был поставить получателям товар (электронные ручные видеоувеличители в количестве 200 штук) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), а заказчик оплатить поставщику фактически поставленный получателям товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Техническим заданием установлено, что специальные устройства для оптической коррекции слабовидения должны отвечать требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия", Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", а также требованиям государственных стандартов на однородные группы технических средств реабилитации, санитарно-эпидемиологическим требованиям действующих санитарных правил. Классификация технических средств реабилитации (для оптической коррекции слабовидения - средств электронно-оптических) людей с ограничениями жизнедеятельности представлена в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9999-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и Терминология". Данные изделия должны соответствовать TP ТС 004X2011, TP ТС 020X2011. Электронно-оптические средства должны иметь преимущества перед традиционными оптическими-изделиями посредством увеличения-угловых размеров рассматриваемых объектов, увеличивая контрастность изображения, осуществляя вывод на экран увеличенного изображения, инверсии цвета (светлые буквы на темном фоне лучше различимы). Каждый электронный ручной видеоувеличитель должен быть упакован в индивидуальную транспортную тару с внутренней влагонепроницаемой бумагой. Маркировка и упаковка в соответствии с ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования".
Пунктом 5.1.3 контракта N 639 установлено, что поставщик обязан был предоставить заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания государственного контракта копии сертификатов соответствия, соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004\2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020\2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" или документы, подтверждающие соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.6 контракта N 639 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением нарушения сроков поставки товара, предусмотренных п. 5.1.1, п. 5.1.2), заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафа в размере 5 процентов от цены настоящего Контракта в сумме 255 072 рубля 83 копейки.
Кроме того, 25.04.2017 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) был заключен государственный контракт N 269 на поставку в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения ими инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
Цена контракта N 269 от 25.04.2017 составляет 6 188 171,16 руб. (пункт 3.1 контракта).
В силу пункта 2.1 контракта N 269 поставщик обязан был поставить получателям товар (электронные ручные видеоувеличители в количестве 290 штук) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), а заказчик оплатить поставщику фактически поставленный получателям товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Техническим заданием установлено, что специальные устройства для оптической коррекции слабовидения отвечают требованиям ГОСТ Р 5126499, ГОСТ Р 51632-2014, ГОСТ Р ИСО 9999-2014. Данные изделия, соответствуют TP ТС 004\2011, TP ТС 020\2011. Электронно-оптические средства имеют, преимущества перед традиционными оптическими изделиями посредством увеличения угловых размеров рассматриваемых объектов, увеличивая контрастность изображения, осуществляя вывод на экран увеличенного изображения, инверсии цвета (светлые буквы на темном фоне лучше различимы). Каждый электронный ручной видеоувеличитель упакован в индивидуальную транспортную тару с внутренней влагонепроницаемой бумагой. Маркировка и упаковка в соответствии с ГОСТ Р 50460-92.
Пунктом 5.1.3 контракта N 269 установлено, что поставщик обязан был предоставить заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания Государственного контракта копии сертификатов соответствия, соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004\2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020\2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" или документы, подтверждающие соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.6 контракта N 269 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением нарушения сроков поставки товара, предусмотренных п. 5.1.1, п. 5.1.2), заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафа в размере 5 процентов от цены контракта в сумме 309 408 рублей 56 копеек.
Истец указывает, что поставщиком во исполнение контрактов был представлен сертификат соответствия N ТС RU С-RU.АЛ16.В.05106 (серия RUN 0300537) со сроком действия с 10.06.2015 по 09.06.2020.
Истец также пояснил, что согласно вышеуказанному сертификату соответствия электронный ручной видеоувеличитель марки "ВИЗОР", изготовлен в соответствии с техническими условиями ТУ 6584-02059261486-2013, соответствует требованиям Технических регламентов-Таможенного союза TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного, оборудования" и TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств". Копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям ГОСТов, указанных в Техническом задании контрактов, поставщиком не представлены.
По мнению истца, поскольку товар поставлен без вышеуказанных документов, поставщиком соответствие поставленного товара установленным в Техническом задании контракта требованиям ГОСТов не подтверждено, в связи с чем, истец направил ответчику претензии N 04-24/04-11042 от 27.12.2018, N 04-24/04-11054 от 28.12.2018, N 04-24/04-11053 от 28.12.2018 с требованием об оплате неустойки.
В удовлетворении требований претензий ответчиком было отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для изменения принятого судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).
По расчету истца общая сумма неустойки составляет 664 459 руб. 68 коп., в том числе по контракту N 151 в размере 99 978 руб. 29 коп., по контракту N 639 - 255 072 руб. 83 коп., по контракту N 269 - 309 408 руб. 56 коп.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 5.1.3 контракта N 151 установлено, что поставщик обязан предоставить заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания государственного контракта документы (при их наличии), подтверждающие безопасность поставляемого получателям товара (заверенные надлежащим образом копии сертификатов соответствия, копии деклараций о соответствии, копии регистрационных удостоверений и т.п.).
Пунктом 5.1.3 контракта N 639 установлено, что поставщик обязан предоставить заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания государственного контракта копии сертификатов соответствия, соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004X2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020X2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" или документы, подтверждающие соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.1.3 контракта N 269 установлено, что поставщик обязан предоставить заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания Государственного контракта копии сертификатов соответствия, соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004X2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020X2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" или документы, подтверждающие соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
При толковании условий государственных контрактов в соответствии с требованиями статьи 431 ГК РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что положения контрактов не содержат прямой обязанности поставщика представлять документы, подтверждающие соответствие товара требованиям ГОСТов.
В тексте технических заданий указано на условия соответствия поставляемого товара - электронные ручные видеоувеличители требованиям ГОСТов. При этом, исходя из буквального толкования пункта 5.1.3 контракта N 151 прямая обязанность поставщика представлять документы, подтверждающие безопасность поставляемого товара, отсутствует, документы предоставляются при условии их наличия.
Также исходя из буквального толкования пункта 5.1.3 контрактов N 639, N 269, поставщик обязан предоставить в определенный срок копии сертификатов соответствия, соответствующие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 004\2011, TP ТС 020\2011 или документы, подтверждающие соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная формулировка пункта 5.1.3 контрактов N 639, N 269 является диспозитивной и предполагает два варианта исполнения обязанности поставщика, в связи с чем ответчик предоставил сертификаты ТР ТС 004\2011 и ТР ТС 020\2011, что не опровергается истцом (сертификат соответствия N ТС RU С-RU.АЛ16.В.05106 (серия RUN 0300537)).
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что сторонами спора с участием представителя региональной общественной организации инвалидов подписаны акты проверки на соответствие поставляемого товара техническим и функциональным характеристикам, определенным в техническом задании контракта, от 18.03.2016, 18.11.2016, 11.05.2017. Данными актами установлено соответствие товара требованиям контрактов N 151, N 639, N 269, в том числе, техническому заданию. Товар по контрактам принят истцом без замечаний.
Доказательств направления заказчиком в адрес поставщика каких-либо запросов о предоставлении недостающих документов, подтверждающих соответствие товара требованиям ГОСТа, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 АПК РФ).
В дело также представлен акт выездной проверки Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.12.2018 на соблюдение законодательства РФ и иных правовых актов о контрактной системе, в том числе в рамках спорных контрактов, согласно выводам которой нарушений соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки не установлено. В частности, по результатам опроса установлено отсутствие жалоб и претензий к прибору, получателями отмечено улучшение качества жизни с появлением прибора, наличие реабилитационного эффекта.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Несогласие истца с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 16.07.2019 является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2019 года по делу N А50-9321/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9321/2019
Истец: ГУ - ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "КРУСТ"