г. Владимир |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А43-26357/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Медиа Инстинкт" (ОГРН 5087746573294, ИНН 7714760793) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2019 по делу N А43-26357/2019,
принятое по заявлению Управления Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду о привлечении акционерного общества "Медиа Инстинкт" к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду (далее - Управление, административный орган) поступило заявление заместителя директора муниципального казенного учреждения "Городской центр градостроительства и архитектуры" (далее - МКУ "ГЦГиА") о выявленном 12.07.2018 факте установки и эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Краснодонцев, напротив д. 23, с размещенной рекламой "Эльдорадо Супер цены на ноутбуки", в виде рекламного щита 6*3-м.
В связи с поступившим заявлением определением от 27.12.2018 уполномоченным должностным лицом возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Усмотрев в деянии акционерного общества "Медиа Инстинкт" (далее - Общество) признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административный орган 17.06.2019 составил протокол об административном правонарушении 52 БЗ N 311785.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
Решением от 15.08.2019 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, Общество не является рекламораспространителем (владельцем рекламной конструкции), то есть тем лицом, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации можно привлечь к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
По мнению Общества, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что рекламная конструкция была установлена в интересах Общества.
Общество обратило внимание на то, что в материалах дела имеется разрешение на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции, в соответствии с которыми владельцем рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью "Постер".
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1).
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5).
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
В части 10 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
На основании пункта 6.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119, установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода допускается при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Форма разрешения утверждается постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
Разрешение выдается администрацией города Нижнего Новгорода по заявлению владельца рекламной конструкции либо собственника земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, лица, управомоченного собственником имущества, в том числе арендатора, лица, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (далее - управомоченное лицо), при условии, что документом, наделяющим управомоченное лицо правом распоряжения, владения или управления имуществом, земельным участком, к которому присоединяется рекламная конструкция, предоставлено право установки и эксплуатации рекламной конструкции, а сама установка и эксплуатация рекламной конструкции и место такой установки и эксплуатации не будет противоречить целевому назначению использования предоставленного имущества, земельного участка, а также документам территориального планирования города Нижнего Новгорода, градостроительным нормам и правилам, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода и требований по безопасности движения транспорта (6.2.1 Правил установки).
Из совокупного толкования положений статьи 3, статьи 19 Закона о рекламе следует, что в качестве рекламораспространителя определено лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть не только исключительно непосредственный владелец рекламной конструкции, но и иное лицо, причастное к распространению рекламы любым способом.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, 21.08.2018 в 12 час. 35 мин. в ходе планового мониторинга территории города Нижнего Новгорода сотрудниками МКУ "ГЦГиА" выявлена рекламная конструкция, срок действия разрешения на которую истек, расположенная по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Краснодонцев, напротив д. 23, в виде рекламного щита 6*3-м с размещенной информацией "Эльдорадо Супер цены на ноутбуки", о чем составлен акт N 1516 выявления рекламной конструкции от 21.08.2018.
Информация, изображенная на рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержания интереса к нему и продвижения его на рынке, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе является рекламой.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что между Обществом (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственности "Эльдорадо" (заказчик) заключен договор от 01.06.2018 N 3.
В силу пункта 1.1.1.1 названного договора исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по размещению рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях.
Согласно пункту 1.2 договора от 01.06.2018 N 3 услуги по размещению рекламно-информационных материалов (РИМ) на рекламных конструкциях включают:
- заключение и ведение договоров с собственниками рекламоносителей о размещении РИМ заказчика, включая договоры об аренде рекламоносителей;
- оплата стоимости размещения РИМ (аренды рекламоносителей);
- заключение договоров, направленных на обслуживание рекламоносителей в соответствии требованиями заказчика: чистота, ремонт повреждений и прочее.
Пунктом 2.1.1 договора от 01.06.2018 N 3 предусмотрено, что исполнитель обязуется самостоятельно осуществлять изучение конъюнктуры на рынке услуг в соответствующей сфере, репутацию и надежность лиц, привлекаемых к выполнению работ либо оказанию услуг в связи с поручением заказчика, а также правомерность факта размещения РИМ.
Согласно пунктам 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.20, 2.1.22 договора от 01.06.2018 N 3 исполнитель обязан:
- при размещении РИМ, предоставленных заказчиком, принять РИМ по акту приема-передачи с указанием их количества. В случае несоответствия полученных РИМ количеству, указанному в Приложениях к настоящему договору, исполнитель уведомляет об этом заказчика не позднее 2 календарных дней с момента получения РИМ;
- обеспечить учет и доставку РИМ, предоставляемых заказчиком для размещения, к месту их монтажа в соответствии с адресной программой и в сроки согласованные сторонами с соответствующих Приложениях к настоящему договору. Срочная доставка РИМ осуществляется за дополнительную плату на условиях, отражаемых в Приложениях к настоящему договору;
- разместить и демонтировать РИМ заказчика в сроки и на рекламных конструкциях, определенных в приложениях к настоящему договору. Соблюдать согласованные сторонами значения kpi по соответствующему городу размещения;
- обеспечить размещение РИМ заказчика на Рекламоносителях, права на которые оформлены и/или зарегистрированы в органах государственной власти и местного самоуправления;
- при отсутствии или ненадлежащем оформлении каких-либо документов, связанных с установкой и/или размещением рекламоносителей, или нарушений требований законодательства Российской Федерации, связанных с размещением РИМ на рекламоносителях, не связанных с содержанием РИМ, вся полнота ответственности и возмещение документально подтвержденного ущерба возлагается на исполнителя.
Согласно выписке из приложения от 20.07.2018 N 6 к указанному договору Обществом как исполнителем согласовано с заказчиком размещение рекламных материалов заказчика на конструкции по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Краснодонцев, напротив д. 23, на период с 01.08.2018 по 31.08.2018 (т.2 л.д.71).
Актом от 31.08.2018 зафиксирован факт оказания Обществом услуг по размещению рекламно-информационных материалов на конструкции наружной рекламы согласно приложению от 20.07.2018 N 6 по договору от 01.06.2018 N 3 в августе 2018 года (т.2 л.д. 73).
Обществом в адрес ООО "Эльдорадо" выставлен счет от 19.09.2018 N 4691 на оплату услуги по распространению рекламной информации.
Согласно платежному поручению от 27.09.2018 N 199342 ООО "Эльдорадо" осуществлена плата Обществу за оказание услуг по размещению рекламной информации.
Утверждая, что оно не является рекламораспростанителем, Общество представило копию договора от 28.03.2014 N 305 на размещение наружной рекламы (далее - Договор N 305),заключенного Обществом с обществом с ограниченной ответственностью "Постер" (далее - ООО "Постер").
Согласно пункту 2.1 Договора N 305 ООО "Постер" (исполнитель) обязуется оказать услуги по размещению, демонстрации и техническому обслуживанию предоставленных заказчиком плакатов, на рекламных конструкциях (средствах наружной рекламы), указанных в приложениях.
Между тем анализ условий представленных договоров и взаимоотношений сторон свидетельствует о том, что в соответствии с заключенным с рекламодателем - ООО "Эльдорадо" договором от 01.06.2018 N 3 именно Общество в рассматриваемом случае является рекламораспространителем рекламных материалов заказчика на конструкции по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Краснодонцев, д.23.
Следовательно, в силу приведенных положений статьи 19 Закона о рекламе Общество несет ответственность за осуществление эксплуатации рекламных конструкций заказчика без соответствующего разрешения.
Участие в процессе распространения рекламы нескольких субъектов на основании последовательного заключения гражданско-правовых договоров само по себе не исключает наличия состава вменяемого правонарушения в самостоятельных действиях каждого из них и не влечет необходимость установления единственного субъекта, в отношении которого может быть составлен протокол об административном правонарушении.
Размещая рекламу в определенном месте на конкретной конструкции и заключая соответствующий договор, Общество должно было удостовериться в законности совершаемых им действий, в том числе в наличии правовой возможности эксплуатации соответствующей рекламной конструкции.
Услуги по договору от 01.06.2018 N 3 Обществом оказываются за плату, что свидетельствует об эксплуатации (использовании) Обществом спорной рекламной конструкции для осуществления своей предпринимательской деятельности путем привлечения третьего лица.
Факт эксплуатации спорной рекламной конструкции Обществом в отсутствие соответствующего разрешения верно установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами настоящего дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола законный представитель Общества извещался надлежащим образом (т. 1 л.д. 130 - 136).
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не выявлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно в рассматриваемом случае суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Исходя из обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в том числе, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, совершение правонарушения впервые, суд первой инстанции счел возможным назначить наказание Обществу в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже санкции, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2019 по делу N А43-26357/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Медиа Инстинкт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26357/2019
Истец: Управление МВД России по г.Н.Новгороду
Ответчик: АО Медиа Инстинкт
Третье лицо: Мельникова Ирина Вячеславовна