город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2019 г. |
дело N А01-2771/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
при участии:
от ИП Гриценко Г.Ю.: Гриценко Геннадий Юрьевич, паспорт; представитель по доверенности от 17.02.2019 Гриценко Л.Н., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гриценко Геннадия Юрьевича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 26.07.2019 по делу N А01-2771/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Гриценко Геннадия Юрьевича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
при участии третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Адыгея
о признании незаконными действий по предоставлению недостоверных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости; об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гриценко Геннадий Юрьевич (далее - заявитель, ИП Гриценко Г.Ю., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (далее - ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, кадастровая палата, филиал) по предоставлению недостоверных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 01:08:0505001:720 и 01:08:0505001:696 по состоянию на 01.01.2017; об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 01:08:0505001:720 и 01:08:0505001:696 по состоянию на 01.01.2017 в соответствии с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости (с учетом уточнений первоначально заявленных требований от 09.01.2019, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.07.2019 заявление ИП Гриценко Г.Ю. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея по предоставлению недостоверных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 01:08:0505001:720. Суд обязал внести изменения в сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2017 в соответствии с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гриценко Г.Ю. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в неудовлетворенной части отменить, признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по предоставлению недостоверных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номерам 01:08:0505001:696 по состоянию на 01.01.2017, обязать ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номерам 01:08:0505001:696 по состоянию на 01.01.2017 в соответствии с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости, ссылаясь на то, что Законом Республики Адыгея N 5 от 03.11.2016 установлено, что начиная с 01.01.2017 налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На сайте Росреестра размещена информация о процедуре государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства Республики Адыгея в 2016 году. Актом от 06.09.2016 государственная кадастровая оценка утверждена. В фонде данных государственной кадастровой оценки сайта Росреестра сведения о государственной кадастровой оценке помещения предпринимателя отсутствуют, то есть в отношении помещения предпринимателя государственная кадастровая оценка не установлена. Следовательно, налог на имущество в отношении помещения предпринимателя рассчитан исходя из иной величины кадастровой стоимости, что не соответствует приведенным положениям Налогового кодекса РФ и нарушает права предпринимателя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании ИП Гриценко Г.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда в неудовлетворенной части отменить.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 17.06.1999 Гриценко Г.Ю. приобрел помещения в административном здании под литером А и А1 по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 9 (зарегистрирован Майкопским БТИ 07.07.1999). Имеется технический паспорт.
За получением свидетельства о праве собственности на приобретенные помещения по указанному договору заявитель обратился в Управление Росреестра по Республике Адыгея в 2014 году. Получены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2014 и кадастровый паспорт от 18.04.2014 на помещение площадью 38 кв. м. Помещению присвоен кадастровый номер 01:08:0505001:727. Кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, 01:08:0505001:251; свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2014 и кадастровый паспорт от 04.04.2014 на помещение 36а площадью 23.8 кв. м. Помещению присвоен кадастровый номер 01:08:0505001:726. Кадастровый номер здания, в котором расположено помещение. 01:08:0505001:251; свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2014 г. и кадастровый паспорт от 04.04.2014 на помещения 43. 44, 44а, 45 общей площадью 67,4 кв. м. Помещениям присвоен кадастровый номер 01:08:0505001:720.
На основании договора купли-продажи от 20.07.2010 Гриценко Г.Ю. приобрел часть здания с пристройками и навесами под литером Б площадью 210,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов. 9в. Помещению присвоен кадастровый номер 01:08:0505001:696.
Из сервиса Росреестра "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме "он-лайн" получены сведения обо всех помещениях, расположенных в здании по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 9в. На основании кадастровых номеров этих помещений из Фонда данных государственной кадастровой оценки запрошены сведения о кадастровой стоимости этих помещений. При этом, установлено, что кадастровая стоимость 1 квадратного метра составляет около 3 000 руб. Принадлежащее заявителю помещения не было подвергнуто государственной кадастровой оценке, а кадастровой палатой установлена кадастровая оценка 9 652 рублей 12 копеек за 1 кв. м., а всего 2 027 910 рублей 41 копейка.
Считая, действия кадастровой палаты по предоставлению сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 01:08:0505001:720 и 01:08:0505001:696 не соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и привели к завышению сумм налога на имущество физических лиц предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании части 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
На основании части 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом, в силу прямого указания части 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона (22.07.2014), а также поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом к указанному дню.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения государственного кадастра недвижимости) запись об объекте недвижимости в Реестре содержит сведения о кадастровой стоимости, в том числе следующие сведения:
кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения;
дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Реестр;
дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости);
дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости;
дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда;
реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
На основании пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее - порядок информационного взаимодействия);
6) исправление технических ошибок в кадастровых сведениях;
7) аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости), носящих временный характер;
8) изменение сведений ГКН о земельном участке при исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости выполнение вышеуказанных кадастровых процедур сопровождается принятием следующих решений:
1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);
4) о снятии с учета объекта недвижимости;
5) об аннулировании и исключении из ГКН сведений об объектах недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным статусом сведений;
6) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
7) об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях;
8) о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы.
Таким образом, исчисляя сумму налога на имущество физических лиц, налоговые органы используют данные об объектах налогообложения (в том числе об их кадастровой стоимости), полученные из регистрирующих органов (органов кадастрового учета).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Сведения об объекте недвижимости (помещение) с кадастровым номером 01:08:0505001:696, расположенном по адресу: Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9-в, внесены 13.12.2013 в кадастр недвижимости в соответствии со сведениями Управления Росреестра по Республике Адыгея, в соответствии с письмом Росреестра от 29.03.2013 N 14-исх/02794-НАЛЗ и Методикой повышения качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости, утвержденной распоряжением Росреестра от 22.01.2013 N Р/4. Право собственности за Гриценко Геннадием Юрьевичем на данный объект зарегистрировано 03.09.2010.
Из пояснений кадастровой палаты следует, что при анализе сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, о помещении с кадастровым номером 01:08:0505001:696, расположенном по адресу: Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9-в, невозможно однозначно определить связь помещения со зданием, в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения о здании, расположенным по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9-в, а также из-за отсутствия в сведениях данного помещения информации в разделе "Ранее присвоенные номера" о ранее присвоенном номере. Сведения о ранее присвоенном номере позволяют провести анализ объектов недвижимости, в том числе с целью установления связи помещения с определенным зданием.
В соответствии пунктом 38.1 приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" сведения о помещениях, включаются в ГКН на основании копии технического паспорта здания, в котором расположены указанные помещения.
Привязка помещений к зданию, в котором расположено такое помещение, проводилась в рамках работ по верификации, при этом, одним из критериев, являющихся основанием установления связи помещения со зданием, был адрес объекта недвижимости, а также информация о ранее присвоенном номере, по имеющейся в распоряжении Филиала технической документации, представленной Отделением по Республике Адыгея Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федерального БТИ", в рамках Госконтракта от 30.09.2010 N ПОД, переданной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
При анализе сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, о помещении с кадастровым номером 01:08:0505001:696, расположенном по адресу: Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9-в, невозможно однозначно определить связь помещения со зданием, в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведений о здании, расположенном по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9-в, а также из-за отсутствия в сведениях данного помещения информации в разделе "Ранее присвоенные номера" о ранее присвоенном номере. Сведения о ранее присвоенном номере позволяют провести анализ объектов недвижимости, в том числе с целью установления связи помещения с определенным зданием.
Филиалом проанализированы сведения ЕГРН относительно объектов недвижимости, с такими характеристиками как инвентарный номер N 2-20591 с литером Б. По результату выявлено наличие объекта недвижимости (здание) с кадастровым номером 01:08:0505001:249 с наименованием "Корпус N2 с пристройками и навесами", литер Б, расположенного по адресу: Республика-Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9.
Из пояснений кадастровой палаты следует, что сведения об объекте включены на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которых отсутствовала информация о ранее присвоенном инвентарном номере, а также адрес объекта недвижимости указан: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д 9-в, у Филиала отсутствовали основания однозначно определить связь помещения с кадастровым номером 01:08:0505001:696 со зданием с кадастровым номером 01:08:0505001:249, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9, с литером Б.
В случае необходимости установления связи помещения со зданием данные сведения вносятся в ЕГРН на основании соответствующего заявления и документов, представленных в орган регистрации прав в соответствии со статьями 14-15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Филиал осуществляет полномочия и функции ФГБУ "ФКП Росреестра", а также представляет его интересы и осуществляет их защиту на территории Республики Адыгея на основании Положения о Филиале.
В 2016 году в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, утвержденные Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016 N 223.
Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень) осуществлялось в соответствии с порядком формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2013 N 648 (далее - Порядок).
Требования к составу включаемых в текстовую часть Перечня сведений об объектах недвижимости, в том числе о помещениях, определены пунктами 8 и 9 Порядка.
Так, в соответствии с требованиями пункта 8 Порядка, в Перечень подлежали включению помещения, в отношении которых в ЕГРН содержались актуальные на дату формирования перечня сведения, в том числе и кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, являлось помещение.
В связи с тем, что на дату формирования Перечня у объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 01:08:0505001:720 и 01:08:0505001:696 отсутствовали сведения о кадастровом номере здания, в котором они расположены, указанные объекты в Перечень не попали.
В соответствии с п. 3.1. Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113 (далее - Порядок N 113) кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Пункт 1.1. Порядка N 113 устанавливает правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости.
Нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон 218-ФЗ) не предусмотрено понятие "уникальные характеристики объекта недвижимости".
Вместе с тем, понятия "уникальные характеристики объекта недвижимости" и "основные сведения об объекте недвижимости" являются тождественными.
Так, частью 4 статьи 8 Закона 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе, сведения о кадастровом номере здания, в котором расположено помещение.
Филиалом, в рамках проведения работ по верификации сведений ЕГРН, установлен кадастровый номер родительского объекта 01:08:0505001:251 (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9) в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 01:08:0505001:720 (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9).
Таким образом, с учетом новых сведений о кадастровом номере его родительского объекта, кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с нормами п. 3.1 Порядка N 113, то есть путем умножения площади объекта (67,4 кв.м.) на удельный показатель (3233.88 руб./кв.м.).
Установить связь помещения с кадастровым номером 01:08:0505001:696 (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д.9-в со зданием не представляется возможным, из-за отсутствия в ЕГРН сведений о таком здании. В этом случае, для установления связи помещения с кадастровым номером 01:08:0505001:696 со зданием необходимо обратится к кадастровому инженеру для подготовки технического плана, в связи с исправлением реестровой ошибки для внесения сведений о кадастровом номере родительского объекта - здания.
Таким образом, кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости определена в соответствии с п. 3.2. Порядка, то есть путем умножения площади объекта (210,1 кв.м.) на удельный показатель (9652.12 руб./кв. м), утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.09.2012 N 201 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков)".
Земельный участок с кадастровым номером 01:08:0505001:151 образован 16.02.2011 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 01:08:0505001:53 (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9). Распоряжением Главы муниципального образования "Город Майкоп" от 14.03.2011 N 705-р образованному земельному участку с кадастровым номером 01:08:0505001:151 присвоен адрес: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, 9-в.
На основании вышеизложенного, сведения, внесенные в ЕГРН о кадастровой стоимости ОКС 01:08:0505001:720 и 01:08:0505001:696, соответствуют требованиям действующих на тот момент регламентирующих документов и федерального законодательства и являются достоверными.
Достоверность этих сведений подтверждает факт того, что правообладатель не предоставлял в Филиал никаких документов, на основании которых была бы возможность внести изменения в сведения о кадастровой стоимости того или иного объекта.
Довод предпринимателя о том, что Филиал не предоставил доказательства получения или неполучения сведений об ОКС 01:08:0505001:720 и 01:08:0505001:696, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела представлены расширенные выписки из ЕГРН об этих объектах. Учитывая, что информация в Филиал по обоим объектам передавалась в электронном виде, вся она представлена в расширенных выписках.
В ходе рассмотрения дела сотрудниками филиала проведена сверка сведений по ОКС 01:08:0505001:720 и ОКС 01:08:0505001:696 и документов, на основании которых эти сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Технический план спорного помещения в ходе рассмотрение дела не представлен.
Доказательств обращения предпринимателя в установленном законом порядке с заявлением в кадастровую палату не представлено, надлежащих доказательств, препятствующих предпринимателю обратиться в уполномоченный орган с целью установления связи помещения с родительским объектом - зданием, также не представлено.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявляя требования о признании действий незаконными по настоящему делу и не предоставляя доказательств, достоверно свидетельствующих о надлежащем соблюдении административного порядка, предприниматель фактически стремится произвести установление привязки объекта с кадастровым номером 01:08:0505001:696 к зданию с кадастровым номером 01:08:0505001:249, минуя административный порядок, закрепленный законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.07.2019 по делу N А01-2771/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2771/2018
Истец: Гриценко Геннадий Юрьевич
Ответчик: ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея, Межрайонная Инспеукция Федеральной налоговой службы России N1 по Республике Адыгея