город Томск |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А67-8489/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. (до перерыва), помощником судьи Левенко А.С. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (N 07АП-8792/2019(1,2) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное хозяйство", акционерного общества "Объединенная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 29 июля 2019 года по делу N А67-8489/2018 (судья Янущик Д.И.)
по иску акционерного общества "Объединенная теплоэнергетическая компания", г. Москва (ИНН 7706757331, ОГРН 1117746439480)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное хозяйство" г. Северск, Томская область (ИНН 7024028520, ОГРН 1087024001052),
третьи лица: Изотова Е.Г., Угрюмов А.А.,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бушуев Л.В., доверенность от 19.12.2018,
от ответчика: Голоманский М.А., доверенность от 10.01.2019,
от третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "ОТЭК") обратилось к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное хозяйство" (далее - ООО УК "ЖХ") с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о взыскании 184 275 руб. 38 коп. задолженности по оплате фактически потребленной в период с января по май 2018 годы горячей воды для целей содержания общего имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Изотова Е.Г., Угрюмов А.А.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29 июля 2019 года исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 79 185 руб. 62 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО УК "ЖХ" в апелляционной жалобе, письменных дополнениях просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование податель жалобы указывает следующее: судом не приняты во внимание представленные ООО УК ЖХ расчеты задолженности (расчет "в соответствии с действующим законодательством и расчет "по методике истца", где были исправлены ошибки в расчетах); использование истцом показаний прибора учета тепловой энергии, установленного на вводе в здание и учитывающего два ресурса (тепло и горячая вода) является некорректным, поскольку для определения объема потребленной горячей воды необходимо использовать прибор учета именно горячей воды; применяемый истцом метод определения объема горячей воды, потребленной в МКД, по разности показаний расходомеров на подающем и обратном трубопроводах теплового ввода прямо противоречит действующим правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, приводит к выставлению к оплате объема горячей воды, отличного от фактически потребленного, что противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ; данные действия истца противоречат Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действующим правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных ПП N 1034 от 18.11.2013; судом необоснованно отказано в просьбе ответчика о привлечении независимой экспертизы, которая, по мнению ответчика, наглядно показала бы необходимость расчета объема потребляемой горячей воды в порядке, прямо указанном действующими правилами и нормами, несостоятельность используемого истцом метода определения объема горячей воды по разности M 1 и М 2.
АО "ОТЭК" также не согласилось с решением суда. В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что судом первой инстанции незаконно произведен зачет повышающего коэффициента; исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и законным получателем повышающего коэффициента является АО "ОТЭК"; при отсутствии, как заключенного договора, так и фактических договорных отношений по приобретению коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, ответчик не может являться исполнителем коммунальной услуги; судом первой инстанции по собственной инициативе установлен размер повышающего коэффициента; суд в отсутствие заявления ответчика произвел зачет; решением от 23.07.2019 мирового судьи судебного участка N 3 Северского судебного района Томской области в рамках гражданского дела N 1588/2019(2), установлено, что ООО УК ЖХ не является исполнителем коммунальной услуги.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали собственные апелляционные жалобы, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы оппонента.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, дополнений к ним, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации ЗАТО Северск от 05.09.2017 N 1590 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории ЗАТО Северск в системе теплоснабжения г. Северск", с 01.01.2018 АО "ОТЭК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории ЗАТО Северск в системе теплоснабжения г. Северска.
АО "ОТЭК" в адрес ООО УК "ЖХ", осуществляющего управление многоквартирными домами, направлен проект договора ресурсоснабжения на общее имущество многоквартирных домов с использованием коммунальных услуг, в том числе управляющей компанией N ТВ-307ФС-2-02/1262-Д, который подписан последним с протоколом разногласий.
До настоящего времени разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора, не урегулированы.
Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, указан в приложении N 1 к договору (л.д. 27-29, 40 т. 1).
Несмотря на отсутствие подписанного между сторонами договора, в период с 01.01.2018 по 31.05.2018 АО "ОТЭК" поставило в пользу ООО УК "ЖХ" тепловую энергию и теплоноситель в виде горячей воды.
Тарифы на горячую воду в 2018 год установлены приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 13.12.2017 N 9-689/9 (535).
В связи с поставкой энергоресурса АО "ОТЭК" выставило ООО УК "ЖХ" соответствующие счета-фактуры.
Претензией от 29.06.2018 АО "ОТЭК" потребовало ООО УК "ЖХ" оплатить задолженность.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия задолженности в меньшем размере 79 185 руб. 62 коп. долга в связи с наличием у АО "ОТЭК" обязанности перед управляющей компанией по возврату повышающего коэффициента.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из взаимосвязанных положений пунктов 4.1, 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), следует, что особенности открытой системы теплоснабжения (ГВС) заключаются в ее одновременном использовании для целей ГВС и для отопления МКД, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, далее - Методические указания N 20-э/2).
Оказание, по сути, двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (ГВС) имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона о теплоснабжении, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения (ГВС) также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики 99/пр, пункт 3.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), действовавших до вступления в силу Правил N 1034).
Ключевым моментом в рассматриваемой ситуации, влекущим дальнейшее применение различных механизмов определения объема ресурса по Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), является то, следует ли рассматривать соответствующий МКД как оборудованный ОДПУ ГВС, а именно, является ли таковым расположенный на границе балансовой принадлежности прибор учета тепловой энергии (теплоносителя), учитывающий массу теплоносителя, а также может ли быть расценен в качестве такового расходомер, учитывающий объем теплоносителя, отобранного из тепловой сети для целей ГВС МКД.
Представляется, что сам по себе указанный общедомовой расходомер, как не учитывающий потребление (отбор) теплоносителя из сети в местах общего пользования либо его утечки из внутридомовых сетей, обусловленные их ненадлежащим содержанием исполнителем, потенциально имеющие место в настоящем случае, не может признаваться ОДПУ ГВС в том смысле, который придается этому понятию в пункте 2 Правил N 354.
В то же время, если расценивать МКД как не оборудованный ОДПУ, то обязательства исполнителя по оплате ресурса, переданного на ОДН, будут ограничены утвержденными нормативами, что не отвечает требованиям пункта 4 статьи 1 ГК РФ, так как позволит неосмотрительному и (или) недобросовестному исполнителю извлекать преимущества из своего поведения, не соответствующего стандарту поведения добросовестного участника субъекта гражданского оборота, определяемого по критерию ожидаемости его действий с учетом прав и законных интересов другой стороны, при содействии ей в получении необходимой информации (пункты 3, 4 статьи 1, статья 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В связи с этим не имеется препятствий к тому, чтобы расценить в качестве ОДПУ ГВС прибор учета, позволяющий на границе балансовой принадлежности РСО и исполнителя исчислять массу теплоносителя, входящего в сеть МКД и выходящего из нее, с той лишь особенностью, что следует учитывать необходимость перевода единиц измерения к той, исходя из которой установлен тариф на теплоноситель. Данный прибор учета в силу понятия ОДПУ, содержащегося в пункте 2 Правил N 354, также может расцениваться как ОДПУ ГВС в совокупности с расходомером, установленном на отдельном контуре внутридомовой сети, предназначенной для ГВС.
Формула сопоставления единиц объема и массы теплоносителя, в частности, приведена в приложении N 1 к Правилам N Вк-4936, исходя из соотношения между единицами измерений в международной системе (СИ) и системе МКГСС.
При таких условиях теплоноситель, составляющий разницу между теплоносителем, поступившим в МКД, и теплоносителем, возвращенным РСО (за вычетом теплоносителя, правомерно отобранного для целей ГВС и учтенного расходомером), предполагается потребленным на ОДН, следовательно, на исполнителя может быть возложена обязанность по его оплате (подпункт "а" пункта 21 Правил N 124).
Следует отметить, что наличие такой положительной разницы, по сути, свидетельствует о неправомерном отборе теплоносителя из сети в местах общего пользования МКД либо о наличии утечек из внутридомовых сетей, вызванных их ненадлежащим содержанием исполнителем, не выполняющим в нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия по эффективному управлению МКД.
При должном же контроле исполнителя за сетями и отсутствии неправомерных действий со стороны потребителей в виде отбора теплоносителя из сети в непредназначенных для этого местах указанная разность должна стремиться к нулю.
Поэтому ее наличие применительно к пункту 4 статьи 1 ГК РФ не должно негативно отражаться на имущественной сфере РСО, в причинной связи с поведением которой подобные потери ресурса не состоят, так как они обусловлены неправомерным и (или) неосмотрительным поведением исполнителя и (или) потребителей, за которых он несет ответственность по правилам статьи 403 ГК РФ.
Надо иметь в виду, что установленное пунктом 44 Правил N 354 ограничение платы за ресурс, потребленный на ОДН МКД сверх установленного норматива, вносимой гражданами-потребителями, на исполнителя не распространяется.
Отнесение на исполнителя сверхнормативного потребления ресурса на ОДН направлено на его стимулирование к осуществлению мероприятий по энергосбережению, выявлению несанкционированных вмешательств в работу приборов учета, несанкционированных подключений оборудования потребителей к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то есть для достижения целей управления МКД, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 N 36-КГ16-23, от 15.11.2018 N 306-ЭС18-10584, решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943).
Поскольку представленный истцом расчет долга на сумму 184 275 руб. 38 коп. (л.д. 52 т. 3) составлен с учетом указанных норм законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции, суд первой инстанции обоснованно признал его достоверным.
Доводы ответчика о наличии в указанном расчете ошибок, в том числе арифметических, не нашел своего подтверждения в суде апелляционной инстанции. Так, представители ООО УК "ЖХ" не опровергли заявленные представителем истца доводы о том, что указанный уточненный расчет учитывает все ранее высказанные ответчиком в ходе длительного судебного разбирательства замечания.
В ходе рассмотрения дела ООО УК "ЖХ" заявило о необходимости уменьшения имеющейся у него задолженности на сумму собранного истцом с собственников помещений в многоквартирных домах повышающего коэффициента, которая подлежала перечислению ответчику как исполнителю коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены ОДПУ используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Однако увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации, каких-либо дополнительных расходов она также не несет. Более того, в случае расчета объема услуги по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента, у ресурсоснабжающей организации возникнет неосновательное обогащение.
В случае, когда объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период в МКД, оборудованный ОДПУ, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21, подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124 определяется по показаниям ОДПУ, независимо от наличия или отсутствия в МКД ИПУ и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов, то объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в МКД ОДПУ, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного" норматива.
В такой ситуации средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнитель коммунальных услуг обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354 в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
Плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме ОДПУ и ИПУ, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В рассматриваемой ситуации судом правильно установлено, что исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах является ответчик как управляющая организация, спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета.
Таким образом, именно ответчик вправе получить денежные средства, рассчитанные с учетом повышающего коэффициента.
Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено об уменьшении размера его задолженности на сумму собранного истцом повышающего коэффициента, подлежащего перечислению исполнителю коммунальных услуг (ответчику), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что задолженность у ответчика перед истцом составляет 79 185 руб. 62 коп. (184 275 руб. 38 коп. - 105 089 руб. 76 коп. повышающий коэффициент с января 2018 г. по май 2018 г.).
Довод истца относительно недопустимости уменьшения размера обязательств ответчика на сумму собранного повышающего коэффициента ввиду того, что ответчиком до обращения с настоящим иском не заявлялось о зачете встречных требований, правильно отклонен судом, поскольку, до обращения истца с настоящим иском ответчик неоднократно выражал свою волю на уменьшение размера его обязательств на сумму повышающего коэффициента.
Кроме того, определяя размер обязательств исполнителя коммунальных услуг по оплате коммунального ресурса, отпущенного в многоквартирные дома и не отнесенного на индивидуальное потребление, истец обязан был учесть уплаченные собственниками в составе платы за потребленный коммунальный ресурс суммы повышающего коэффициента путем уменьшения размера обязательств ответчика независимо от того, делалось ли соответствующее заявление ответчиком, так как истцу было известно, что суммы повышающего коэффициента причитаются исполнителю.
Ссылка подателя жалобы на решение от 23.07.2019 мирового судьи судебного участка N 3 Северского судебного района Томской области в рамках гражданского дела N 1588/2019(2), апелляционным судом отклоняется, поскольку не опровергает установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, не является преюдициальным.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на подателей жалоб, в удовлетворении которых апелляционным судом отказано.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 29 июля 2019 года по делу N А67-8489/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное хозяйство", акционерного общества "Объединенная теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8489/2018
Истец: АО "Объдиненная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: ООО управляющая компания "Жилищное хозяйство"
Третье лицо: Изотова Елена Игоревна, Угрюмов Алексей Александрович