город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2019 г. |
дело N А32-10662/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.08.2019 по делу N А32-10662/2019,
по заявлению индивидуального предпринимателя Зимы Николая Васильевича
к Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду,
при участии третьих лиц: Межрегиональное территориальное управление
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Краснодарском крае и Республике Адыгея, администрации Краснодарского края,
министерство природных ресурсов Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зима Николай Васильевич (далее - ИП Зима Н.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0109000:70 и 23:25:0109000:895, выраженного в письмах администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района исх. N 17 и 18 от 09.01.2019; об обязании администрации Приморско-Ахтарского городского поселения рассмотреть по существу заявления от 25.12.2018 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0109000:70 и 23:25:0109000:895.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, администрация Краснодарского края, министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением от 16.08.2019 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация района просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья включена в территорию водно-болотных угодий, относятся к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем распоряжение администрацией спорным земельным участком неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
В суд от индивидуального предпринимателя Зимы Николая Васильевича и от Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
От администрации Краснодарского края поступил отзыв, в котором указано на законность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Зима Николай Васильевич обратился в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:25:0109000:70 по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза им. Чапаева, участок N 4 площадью 1000 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером 23:25:0109000:895 по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза им. Чапаева, участок N 14, площадью 1000 кв.м.
Письмами администрации N 17 и 18 от 09.01.2019 предпринимателю отказано в предоставлении указанных участков.
В качестве основания отказа администрация сослалась на отсутствие у нее полномочий по распоряжению земельными участками, поскольку испрашиваемые земельные участки находятся в границах водно-болотных угодий Ахтаро - Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края, имеющих международное значение, установленных постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июня 1995 г. N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц от 02 февраля 1971 года", в связи с чем, администрация считает, что в силу прямого указания закона данные земельные участки являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Считая незаконным отказ в предоставлении земельных участков, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В целях реализации постановления Правительства РФ от 13.09.1994 N 1050 главой администрации Краснодарского края было принято постановление от 24.07.1995 N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 2 февраля 1971 г.", которым было утверждено Положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протока Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, а также границы водно-болотных угодий.
Включение земельного участка в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года"), - само по себе не свидетельствует об отнесении спорного земельного участка к федеральному уровню собственности, так как в силу положений статьи 66 Водного кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, регионального и местного значения.
На части территории водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов расположен государственный природный заказник федерального значения "Приазовский", часть территории указанных угодий входит в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения - памятников природы "Местообитание лотоса орехоносного в Лимане Среднем" и "Местообитание лотоса орехоносного в Садковском Гирле" и государственного природного комплексного заказника регионального значения "Лотос".
Территория водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, не вошедшая в состав вышеназванных заказников и памятников природы, согласно информации министерства природных ресурсов Краснодарского края, - статуса особо охраняемой природной территории не имеет.
Спорные земельные участки расположены в границах водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протока Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, и вне границ существующих и планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
-которые признаны таковыми федеральными законами;
-право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
-которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В целях разграничения государственной собственности на землю часть 1 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относит к федеральной собственности следующие земельные участки:
-земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
-земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
-земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
-земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
-иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:25:0109000:895 от 13.03.2019 N 23/153/004/2019-7898, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:25:0109000:70 от 13.03.2019 N 23/153/004/2019-7900 данные о правообладателе отсутствуют.
Актами обследования земельных участков от 10.06.2019 с кадастровыми номерами 23:25:0109000:70 и 23:25:0109000:895 установлено, что земельные участки не входят в границы береговой полосы прилегающего водного объекта и на водном объекте спорные участки не расположены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обосновнному выводу, что спорные земельные участки федеральной или краевой собственностью не являются.
Земельные участки ни под одно из оснований разграничения государственной собственности на землю не подпадают, являются неразграниченной государственной собственностью.
Также установлено, что земельные участки не относятся к особо охраняемой территории регионального значения.
Согласно отзыву администрации Краснодарского края спорные земельные участки не могут быть отнесены к уровню федеральной собственности. О правах Краснодарского края на спорные земельные участки администрация Краснодарского края не заявляет.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края в отзыве сообщило, что водно-болотные угодья, имеющие международное значение, относятся не к особо охраняемым природным территориям, а к территориям с особым режимом охраны и природопользования. Спорные земельные участки расположены вне границ существующих и планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, привлеченное к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, каких-либо пояснений не привело, об отнесении спорных участков к федеральной собственности не заявило.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья включена в территорию водно-болотных угодий, относятся к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем распоряжение администрацией спорным земельным участком неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Спорные земельные участки являются неразграниченной государственной собственностью, распоряжение которой осуществляет по общему правилу администрация городского поселения, в границах которого эти участки расположены.
При таких обстоятельствах, решения Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района N 17 и 18 от 09.01.2019 не соответствуют земельному законодательству и нарушают права заявителя по делу, в связи с чем являются незаконным в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, поскольку в результате неверного определения принадлежности земельных участков к федеральному уровню собственности администрация пришла к выводу об отсутствии у неё полномочий принимать решение о предоставлении земельных участков в аренду, заявление предпринимателя осталось без рассмотрения по существу, вопрос о возможности предоставления участков в аренду или об отказе в таком предоставлении администрацией разрешен не был, из-за неверного вывода администрации об отнесении земельных участков к ведению федерального собственника.
Таким образом, суд обоснованно в качестве восстановления нарушенных прав общества обязал Администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района рассмотреть заявления предпринимателя о предоставлении земельных участков в аренду по существу.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда от 16.08.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2019 по делу N А32-10662/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.