г. Москва |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А40-189200/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Линде Материал Хэндлинг Рус" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2019 по делу N А40-189200/19, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению ООО "Линде Материал Хэндлинг Рус"
к ИФНС России N 17 по г. Москве
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Виноградов П.А. по доверенности от 17.02.2018; |
от заинтересованного лица: |
Скороходова В.А. по доверенности от 10.01.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Линде Материал Хэндлинг Рус" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об отмене постановления ИФНС России N 17 по г.Москве о привлечении к административной ответственности и назначения административного наказания N771720190507000095/3 от 24.05.2019.
Решением от 22.08.2019 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить, в том числе, в связи с нарушением административным органом прав на защиту при принятии оспариваемого постановления.
Представитель налогового органа решение суда поддержал, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, АПК РФ.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у административного органа оснований для привлечения Общества к ответственности, а также соблюдения процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев спор повторно, выслушав позиции сторон и исследовав материалы дела, апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, ошибочными, не основанными на материалах дела.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В данном случае, административным органом не соблюдены требования указанных норм права, исходя из следующего.
Как следует из протокола N 771720190507000095/1 от 07.05.2019 об административном правонарушении, вынесенного в отсутствии представителя общества, рассмотрение протокола и иных материалов дела об административном правонарушении назначено на 21.05.2019 (л.д. 71).
20.05.2019 налоговым органом получено ходатайство общества, в том числе и, об отложении рассмотрения административного дела. (л.д.77).
Определением N 95 от 21.05.2019 отложено рассмотрение дела об административном правонарушении, назначено новое его рассмотрение на 24.05.2019 (л.д.79).
Данное определение направлено Обществу, в том числе, телефонограммой (л.д.82).
24.05.2019 налоговым органом получено ходатайство общество о восстановлении права представителя Общества участвовать в составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 86).
24.05.2019 налоговым органом вынесено постановление N 771720190507000095/3 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, согласно которому оно вынесено при участии представителя ООО "Линде Материал Хэндлинг Рус" Виноградова П.А., действующего на основании доверенности от 22..04.2018.
Из текста данного постановления также следует, что представителю Общества разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1- 25.5 КоАП РФ. (л.д. 88).
Вместе с тем, на данном постановлении не имеется сведений (подписи) о получении, либо отказе в получении его копии представителем Общества.
При этом, данное постановление направлено в адрес общества 26.06.2019 (л.д. 91).
Как следует из апелляционной жалобы и установлено в апелляционном суде, представитель общества явился 24.05.2019 на рассмотрение административного дела, но, поскольку постановление не было изготовлено, им было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения административного дела.
Представитель административного органа пояснил, что поскольку фиксация участия представителя Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении в КоАП РФ не регламентирована, уполномоченным на рассмотрение дела лицом не составлялось каких -либо документов, подтверждающих факт вынесения и оглашения постановления в день его вынесения.
Между тем, в силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях, по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней, со дня вынесения указанного постановления.
Учитывая приведенные нормы права и представленные сторонами доказательства, в том числе, соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком не доказано соблюдение данной процедуры при вынесении оспариваемого постановления, а следовательно, гарантий привлекаемого к ответственности лица на защиту.
Обратного административным органом не доказано, поскольку не представлено никаких доказательств, опровергающих доводы Общества о том, что оспариваемое постановление вынесено в полном объеме обозначенный в нем день, в присутствии представителя Общества.
Таким образом, ответчиком не был соблюден установленный законом порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку не доказано соблюдение требований 29.11 КоАП РФ, а также соблюдение прав Общества на защиту, регламентированных в ст.25.1 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение административным органом процедуры привлечения Общества к ответственности в силу пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных по делу требований.
При таких данных апелляционный суд полагает необходимым отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить заявленные Обществом требования.
Срок на обжалование постановления административного органа, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Согласно ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2019 по делу N А40-189200/19 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России N 17 по г.Москве от 24.05.2019 N 771720190507000095/3 о привлечении ООО "Линде Материал Хэндлинг Рус" к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189200/2019
Истец: ООО "ЛИНДЕ МАТЕРИАЛ ХЭНДЛИНГ РУС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО Г. МОСКВЕ