г. Красноярск |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А33-15120/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Споткай Л.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации
города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" августа 2019 года по делу N А33-15120/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Мельниковой Е.Б.,
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к товариществу собственников жилья "Луч" (ИНН 2465078469, ОГРН 1032402654624, далее - ТСЖ "Луч", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 60 582 рублей 87 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1023 рублей 83 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В апелляционной жалобе истец указал, что по итогам года ответчик не представил отчет о размере предоставленной субсидии за 2018 год. Фактическая сумма потребности ТСЖ "Луч" не подтверждена, разница между перечисленными средствами из бюджета изначально и фактической потребностью составила 65 908 рублей. 05.04.2019 ТСЖ "Луч" вернуло в бюджет 6662 рубля, остаток неиспользованной субсидии составляет 59 246 рублей. Поскольку целевое использование средств субсидий в размере 59 246 рублей ТСЖ "Луч" не подтверждено, истцом в адрес ответчика направлено уведомление N 03/1135-гх от 05.03.2019 о нарушении сроков возврата в бюджет. До настоящего времени в бюджет средства субсидий в размере 59 246 рублей ТСЖ "Луч" не возвращены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2019 года апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, от 29 августа 2019 года, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
На основании приведенной нормы права, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец не представил в материалы дела доказательств недобросовестности ответчика. Ответчик выполнил обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона в полном объёме в указанные сроки.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что 20.12.2018 между департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - Департамент) и ТСЖ "Луч" заключено соглашение N 340 (л.д.49-53) о предоставлении субсидии из бюджета города в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - соглашение).
Согласно пункту 3.4 Соглашения средства субсидии должны использоваться получателем по целевому назначению, которое обеспечивается путем направления полученных средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в объеме средств, полученных из бюджета города согласно решению о предоставлении субсидии, принятому главным распорядителем, и настоящему соглашению.
На основании принятого решения о предоставлении субсидии от 20.12.2018 N 934 (л.д.48), руководствуясь постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" и постановлением администрации города Красноярска от 01.06.2015 N 358 "Об утверждении Положения о Порядке предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с Законом Красноярского края от 01.04.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", Департаментом перечислены ТСЖ "Луч" средства субсидий в размере 65 908 рублей.
Согласно пункту 2.2.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" исполнители коммунальных услуг по итогам года предоставляют в уполномоченный орган местного самоуправления отчет о фактическом размере компенсации с представлением документов, подтверждающих объемы предоставленных коммунальных услуг за отчетный год по формам, утвержденным министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пункте 2 Порядка расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с пункту 18 Положения о Порядке предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с Законом Красноярского края от 01.04.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 01.06.2015 N 358, предоставление департаментом средств субсидии исполнителям коммунальных услуг осуществляется при условии их целевого использования, установленного пунктом 2.3 приложения 5 к Постановлению N 165-п.
При неподтверждении исполнителями коммунальных услуг целевого использования средств субсидии перечисление средств субсидии департаментом не производится. Исполнители коммунальных услуг обязаны возвратить неиспользованные средства субсидии на лицевой счет департамента.
В случае выявления нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии департамент в течение 5 дней с даты выявления таких нарушений направляет письменное уведомление исполнителю коммунальных услуг о возврате средств субсидии на лицевой счет департамента.
Остаток неиспользованных средств субсидии, определенный по итогам годового отчета, предоставленного в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения, подлежит возврату на лицевой счет департамента до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом.
В соответствии с пунктом 19 Положения о Порядке предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с законом Красноярского края от 01.04.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 01.06.2015 N 358, в случае выявления нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии департамент в течение 5 дней с даты выявления таких нарушений направляет письменное уведомление исполнителю коммунальных услуг о возврате средств субсидии на лицевой счет департамента.
Исполнитель коммунальных услуг обязан возвратить средства субсидии на лицевой счет департамента в 10-дневный срок с даты получения уведомления.
Из материалов дела также следует, что 05.03.2019 истцом в адрес ТСЖ "Луч" направлено уведомление N 03/1135-гх о нарушении сроков возврата в бюджет (л.д.62-63), которое получено согласно почтовому уведомлению о вручении 27.04.2019.
До настоящего времени в бюджет города средства субсидий в размере 59 246 руб. ТСЖ "Луч" не возвращены.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что по итогам года ТСЖ "Луч" не предоставлен отчет о фактическом размере предоставленной субсидии за 2018 год, целевое использование средств субсидий в размере 59 246 рублей ТСЖ "Луч" не подтверждено, департаментом в адрес ответчика направлено уведомление N 03/1135-гх от 05.03.2019 о нарушении сроков возврата в бюджет, однако, денежные средства не возвращены, в связи с чем на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, исследовав пояснений сторон, представленные в материалы дела доказательства, отклоняет доводы апелляционной жалобы ввиду их необоснованности по следующим основаниям.
20.12.2018 решением о предоставлении субсидии N 934 (далее -Решение N 934 (л.д.48)) ТСЖ "Луч", как исполнителю коммунальных услуг в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2004 N7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", предоставлена субсидия в размере 65 908 рублей.
20.12.2018 между Департаментом городского хозяйства г. Красноярска (Главный распорядитель) и ТСЖ "Луч" (получатель субсидии) было заключено соглашение N 340 о предоставлении субсидий из бюджета в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг (далее -соглашение (л.д.49-53)).
В соответствии с пунктами 1.1. и 2.1 Соглашения, предметом являлось предоставление субсидии в размере 65 908 рублей из бюджета города Красноярска.
В соответствии с пунктом 3.4 соглашения средства субсидии должны использоваться Получателем по целевому назначению, которое обеспечивается путем направления полученных средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в объеме средств, полученных из бюджета города согласно решению о предоставлении субсидии, принятым Главным распорядителем по настоящему соглашению.
В соответствии с пунктами 4.5, 4.6, 4.7 Соглашения возврату подлежат неиспользованные средства субсидии либо в объеме, целевое использование которой не подтверждено, либо при выявлении нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Материалами дела подтверждается, что предоставленные средства субсидии в размере 59 246 рублей были использованы ответчиком по целевому назначению в полном объеме, перечислены ресурсоснабжающим организациям, а именно:
-27.12.2018 платежным поручением N 608 денежные средства в сумме 9616 рублей перечислены ТСЖ "Луч" на счет ресурсоснабжающей организации ООО "Сибирская теплосбытовая компания" с указанием назначения платежа: "Оплата за теплоэнергию за 2018, дог. 10605 от 27.04.2005" (платежное поручение представлено ответчиком 22.07.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр").
-27.12.2018 платежным поручением N 609 денежные средства в сумме 6662 рублей перечислены ТСЖ "Луч" на счет ресурсоснабжающей организации ОАО "Красноярскэнергосбыт" с указанием назначения платежа: "Оплата за электроэнергию согласно дог. 10607 от 02.10.06 за 2018 г." (платежное поручение представлено ответчиком 22.07.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр").
-27.12.2018 платежным поручением N 610 денежные средства в сумме 49 630 рублей перечислены ТСЖ "Луч" на счет ресурсоснабжающей организации ООО "КрасКом" с указанием назначения платежа: "За отпущенную воду, стоки за 2018 г. по дог. 15/06665 от 17.12.2014" (платежное поручение представлено ответчиком 22.07.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр").
Следовательно, ответчик использовал полученные средства субсидии по целевому назначению, в соответствии пункту 3.4 соглашения.
При этом отчетные документы на использованную сумму в установленном законом порядке ответчиком были предоставлены истцу, что подтверждается входящим штампом Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска от 21.03.2019 на отчете (представлен ответчиком в материалы дела через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" 09.07.2019), следовательно, правовых оснований к их возврату у ТСЖ "Луч" не возникло.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие на стороне Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска замечаний либо возражений к содержанию предоставленных ответчиком отчетов по выпадающим доходам.
С учетом изложенного, доказательства нецелевого использования ответчиком субсидий в материалы дела не представлены. Фактическое предоставление ответчиком коммунальных услуг гражданам и оплата коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям подтверждают целевое расходование предоставленной истцом субсидии.
На основании вышеизложенных обстоятельств, с учетом представленных в материалы дела доказательств использования ответчиком субсидий в заявленном к взысканию размере (отчетные документы) по целевому назначению (перечислены в ресурсоснабжающим организациям в счет оплаты за услуги), суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие на стороне ответчика неосновательного обогащения и отказал в удовлетворении данного требования в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании с истца 1 336 рублей 87 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку в удовлетворении основных требований о взыскании неосновательного обогащения отказано в полном объеме, производные требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации также удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" августа 2019 года по делу N А33-15120/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15120/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Ответчик: ТСЖ " ЛУЧ "