г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А56-14587/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: представитель Виноградова Е.Н. по доверенности от 19.07.2018
от ответчика: представитель Юлдашева Ю.Ф. по доверенности от 23.08.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22947/2019) ООО "Таурид Эдвайзерс"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2019 по делу N А56-14587/2019(судья Дашковская С.А.), принятое
по исковому заявлению ООО "Таурид Эдвайзерс"
к ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
о взыскании денежных средств
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Таурид Эдвайзерс" (191123, Санкт-Петербург, Фурштатская д.50, кв.6; Россия 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова д.14, ОГРН: 1147847544822, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (191124, г Санкт-Петербург, пр-кт Суворовский 60, ОГРН: 1089847185746, далее - Жилкомсервис) об обязании "произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 50, кв. 7, за период с 01.01.2016 по настоящее время с учетом отопления и горячего водоснабжения указанного жилого помещения (квартиры) от индивидуального источника теплоснабжения и горячего водоснабжения" (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 13.06.2019 арбитражный суд первой инстанции в иске отказано.
Решение обжаловано ООО "Таурид Эдвайзерс" в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что пункт 40 Правил N 354, в той редакции, в которой суд использовал на дату вынесения решения был признан утратившим силу, в связи с чем суд не мог положить в основу своего решения недействующую норму закона. По мнению заявителя, неправомерна также ссылка суда на решение Верховного суда РФ от 07.05.2015 N АКПИ15-198, в котором изложена позиция Верховного Суда РФ по норме закона, которая была признана Конституционным Судом РФ неконституционной, и, как следствие, не действовала. Податель жалобы ссылается на заключение специалиста N 16-СТИ от 23.05.2018, согласно которому в квартире N 7 имеются автономные системы отопления, которые состоят из источников генерации тепловой энергии (газовые водогрейные котлы фирмы Valiant), инженерного оборудования (насосы, расширительные баки, запорно-регулирующая арматура и т.д.), системы трубопроводов и радиаторов отопления, при этом квартирой N 7 не осуществляется потребление тепловой энергии из общедомовой системы центрального отопления дома N 50 по ул. Фурштатской, более того указанными квартирами осуществляется нагрев более холодного воздуха, соприкасающегося с ограждающими конструкциями квартир в местах общего пользования многоквартирного жилого дома. Выводы Заключения, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что переход квартиры N 7 на отопление от индивидуального источника теплоснабжения не нарушает единство тепловой системы многоквартирного дома и его теплового фона ни путем снижения температур в смежных помещениях, ни путем изменения давления в центральной системе теплоснабжения дома.
От Жилкомсервиса поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё.
На вопрос суда представитель истца сообщил, что документы о согласовании в установленном порядке изменения системы теплоснабжения отсутствуют.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, Общество является собственником жилого помещения - квартиры N 7, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, дом 50.
ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу.
В период с 01.01.2016 по 31.05.2018 Обществу ответчиком выставлены счета на оплату коммунальных услуг в части отопления на общую сумму 93 262 руб. 77 коп. и горячего водоснабжения на сумму 3 542 руб. 08 коп.
Общество, ссылаясь на то, что в рамках Проекта Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга Администрации Санкт-Петербурга по газоснабжению квартир N 7, 7а в доме 50 по ул. Фурштатской, в принадлежащем ему помещении осуществлена установка бытовых газовых термоблоков фирмы Valiant (Германия) и произведен переход на индивидуальный источник теплоснабжения и горячего водоснабжения, ввиду чего отсутствует необходимость использования системы центрального отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома и обязанность по оплате выставленных управляющей организацией счетов, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Под переустройством Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) понимает проведение различных изменений в оборудовании жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство производится в виде установки, замены или переноса инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. При этом, не всякое изменение в оборудовании жилого помещения признается переустройством. Основным критерием, в соответствии с которым изменение оборудования жилого помещения может быть признано переустройством, является необходимость внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство либо перепланировка жилых помещений должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения.
Из имеющегося в деле технического паспорта на квартиру N 7 следует, что данное помещение подключено к центральному отоплению многоквартирного дома, горячее водоснабжение - центральное.
Обществом не представлены документы, подтверждающие согласование переустройства (демонтаж приборов отопления) помещения с органами местного самоуправления.
Представитель истца в судебном заседании подтвердил факт отсутствия у Общества соответствующей документации по переоборудованию спорного помещения.
По смыслу положений статей 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребление тепловой энергии обусловлено наличием у абонента энергопринимающих устройств.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), действующими в период, за который предъявлены исковые требования.
Указанные Правила являются обязательными и должны соблюдаться потребителями коммунальной услуги.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (действовавших в период составления актов о демонтаже оборудования), согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ обязательным доказательством для осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (пункт 1 статьи 28 ЖК РФ).
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Поскольку помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, запрет на переход отопления нежилых помещений на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом, как на жилые, так и на нежилые помещения.
Обществом указанные положения действующего законодательства нарушены, доказательства, свидетельствующие о том, что демонтаж и отключение радиаторов отопления произведено в соответствии с установленным порядком и при наличии требуемых разрешений в дело не представлены.
При таких обстоятельствах демонтаж обогревающих приборов в нарушение указанных норм и Правил не освобождает собственника помещения от обязанности по оплате за потребляемую тепловую энергию.
Апелляционный суд отмечает, что вопреки доводам жалобы, положения статей 539, 544, 548 ГК РФ в данном случае должны применяться с учетом специальных норм - подпункта "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170, пункта 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ.
Переоборудование нежилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Отношения, возникающие в связи с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, оказанием коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах и оплатой таких услуг, в силу части 1 статьи 4 и статьи 8 ЖК РФ в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила N 354, согласно пункту 2 которых коммунальные услуги - это деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования в том числе нежилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к этим Правилам.
Оказание собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению направлено на обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 10.07.2018 N 30-П и от 20.12.2018 N 46-П указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии.
МКД подключен к централизованной системе теплоснабжения.
Проектирование и строительство многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях, включая как обособленные, так и вспомогательные помещения, составляющие совокупный отапливаемый объем здания, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.12.2018 N 46-П, одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Истец не оспаривал факт того, что спорное помещение до самовольного переоборудования являлось отапливаемым.
В силу пункта 9.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37, все графы раздела III технического паспорта заполняются по данным о площади, оборудованной соответствующими видами благоустройства.
Доказательства изменения в установленном порядке предусмотренного проектной документацией на МКД способа отапливания спорного помещения, включая изменение тепловых нагрузок МКД, Обществом не представлены.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что эксплуатация многоквартирного дома связана с расходом энергетических ресурсов, направленных как на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей помещений, так и на общедомовые нужды.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества в этом доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Абзацем вторым пункта 40 Правил N 354 в действовавшей в спорном периоде редакции предусматривалось, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом равной обязанности всех собственников помещений в МКД нести расходы на содержание общего имущества в нем удовлетворение иска Общества привело бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в МКД бремени содержания принадлежащего им общего имущества.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2019 по делу N А56-14587/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14587/2019
Истец: ООО "Таурид Эдвайзерс"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"