город Томск |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А45-21809/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ложок-Развитие" (N 07АП-9585/2019) на решение от 06.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21809/2019 (судья Абаимова Т.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ложок-Развитие", г. Новосибирск к Министерству строительства Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным бездействия, выразившееся в не утверждении проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе, представленных ООО "Ложок-Развитие" 15.03.2018 (исх. N 51-1503-1/18).
Третье лицо - Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В судебном заседании приняли участие:
от заинтересованного лица: Антонова Я.В., доверенность от 09.01.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ложок-Развитие" (далее - заявитель, общество, ООО "Ложок-Развитие") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству строительства Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным бездействия, выразившееся в не утверждении проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе, представленных ООО "Ложок-Развитие" 15.03.2018 (исх. N 51-1503-1/18); обязании министерство принять решение об утверждении документации по планировке территории, а именно утвердить проект планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проект межевания территории в его составе, представленный ООО "Ложок" 15.03.2018 (исх. N 51-1503-1/18) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - третье лицо, департамент).
Решением от 06.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда о том, что заявитель не имел права на разработку проекта планировки территории, не соответствует обстоятельствам дела и сделан с нарушением норма материального права. Истечение срока аренды не является основанием для отклонения документации по планировке территории. Отказ третьего лица в заявлении о предоставлении земельных участков, образованных из исходного, предметом спора не являлся, а потому не может предопределить отсутствие нарушения законного интереса заявителя в утверждении документации по планировке территории. Не утверждение заинтересованным лицом проекта планировки нарушает законный интерес заявителя на реализацию исключительного права на приобретение земельных участков, образованных из исходного в порядке пункта 5 статьи 30.2 ЗК РФ.
Департамент в направленно в апелляционный суд ходатайстве указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
В судебном заседании представитель министерства отклонила доводы апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции. Пояснила, что ООО "Ложок-Развитие" не является правообладателем земельных участков в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, указанных в решении от 29.11.2017 N 4 и в техническом задании на разработку проекта планировки территории; приказ министерства строительства Новосибирской области "Об утверждении проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе" был снят с рассмотрения комиссии.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 07.07. 2015 на основании протокола о результатах открытого аукциона от 17.06.2015 между ООО "Ложок-Развитие" и администрацией Новосибирского района Новосибирской области (далее - Арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка N 130т (далее - Договор аренды), по условиям которого в аренду был передан земельный участок с кадастровым номером 54:19:164603:773 площадью 128 009 кв. м., местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Ложок, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Договор аренды был заключен сроком на 3 года (пункт 2.1. договора), максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - до 17.06.2018 (пункт 4.4. договора).
Пунктом 4.2 Договора аренды на заявителя была возложена обязанность по подготовке проекта планировки и проекта межевания территорий в срок не более шести месяцев с даты заключения договора.
15.12.2015 постановлением Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 536 был утвержден проект межевания территории в границах участка, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 54:19:164603:773 в соответствии с утвержденным проектом межевания, земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.
31.12.2015 года между администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ООО "Ложок-Развитие" было заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору аренды, в котором стороны указали в качестве объекта аренды 30 земельных участков с кадастровыми номерами с 54:19:164603:1168 по 54:19:164603:1197, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 54:19:164603:773, (далее - земельные участки).
29.11.2017 заявителем было принято решение N 4 о подготовке проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В целях утверждения проекта планировки территории 15.03.2018 общество представило заинтересованному лицу доработанную с учетом ранее выявленных несоответствий документацию (исх. N 511503-1/18).
17.07.2018 состоялось заседание Комиссии, по результатам которого решение заинтересованного лица об отклонении представленной документации по планировке территории в адрес общества направлено не было.
01.04.2019 заявитель обратился в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельных участков без проведения торгов в аренду сроком на 3 года с кадастровыми номерами 54:19:164603:1197, 54:19:164603:1196, 54:19:164603:1123, 54:19:164603:1169, 54:19:164603:1179.
Из ответа департамента, полученного обществом 30.04.3019, следовало, что до настоящего момента отсутствует утвержденный проект планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Полагая, что бездействие министерства, выразившееся в не утверждении проекта планировки территории, является необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, ООО "Ложок-Развитие" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия на то правовых основания.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ, видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 41.1 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: - определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; - установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории.
В соответствии с частью 3.1 статьи 46 ГрК РФ заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ.
По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).
С 01.01.2016 в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 02.10.2014 N 398-п "О Министерстве строительства Новосибирской области", подпунктом 3 пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 6 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" (далее - Закон НСО N 27-ОЗ), министерство осуществляет утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории) поселений - Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.03.2016 N 71-п в целях координации деятельности и организации взаимодействия уполномоченных областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при реализации ими полномочий, установленных Законом НСО N 27-ОЗ, была образована Комиссия по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области.
Согласно пункту 3 вышеуказанного Постановления, уполномоченные областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области обязаны осуществлять полномочия, установленные в Законе о перераспределении полномочий, с учетом решений, принятых Комиссией.
Комиссия рассматривает документы, направляемые уполномоченными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, осуществляющими полномочия, предусмотренные Законом Новосибирской области, в соответствии с их компетенцией, и принимает решения по вопросам градостроительной деятельности о рекомендации по утверждению или отклонению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории) поселений Новосибирской области (пп. "в" п. 1 п. 5 Положения о комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области, утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 15.03.2016 N 71-п (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 8, 18 Положения решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии и носят рекомендательный характер при принятии решений уполномоченными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области при реализации ими полномочий.
Как следует из пункта 3 протокола заседания Комиссии от 17.07.2018, проект приказа Министерства строительства Новосибирской области "Об утверждении проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе" был снят с рассмотрения.
Суд первой инстанции правомерно отклони довод заявителя о том, что в соответствии с пунктом 4 протокола Комиссией было принято решение рекомендовать для утверждения проект приказа Министерства строительства Новосибирской области "Об утверждении проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе", поскольку, как следует из письма департамента от 27.07.2018 N 2424-07/38-вн, в пункте 4 протокола была допущена техническая ошибка, в исправленном протоколе рекомендация об утверждении проект приказа Министерства строительства Новосибирской области "Об утверждении проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и проекта межевания территории в его составе" отсутствует (л.д. 39-41, т.1).
Материалами дела установлено, что 31.12.2015 между заявителем и администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 07.07.2015, которым фактически был изменен предмет Договора аренды - в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 54:19:164603:773 в аренду было передано 30 земельных участков.
На момент принятия обществом 29.11.2017 решения N 4 о подготовке проекта планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства с указанием кадастровых номеров 30 земельных участков, заявленных как находящихся у него в аренде, 19 из указанных земельных участков были переданы по договорам передачи прав и обязанностей по договору N 130т третьим лицам.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что на момент проведения заседания Комиссии 17.07.2018 срок действия Договора аренды, заключенного на три года, истек, земельные участки подлежали возвращению арендодателю.
Также суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то, что на момент рассмотрения настоящего заявления земельный участок с кадастровым номером 54:19:164603:1183, который был также указан в решении ООО "Ложок-Развитие" от 29.11.2017 N 4, 23.11.2018 был передан в собственность физического лица, остальные земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 54:19:164603:773, после истечения срока действия Договора аренды находятся в ведении Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что права заявителя не могли быть нарушены оспариваемым бездействием ни на момент проведения заседания Комиссии, ни на момент рассмотрения настоящего заявления в суде, поскольку право на разработку проекта планировки территории имеет лишь лицо, осуществляющее комплексное освоение территории, тогда как ООО "Ложок-Развитие" не является правообладателем земельных участков в границах поселка Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, указанных в решении от 29.11.2017 N 4 и в техническом задании на разработку проекта планировки территории.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21809/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ложок-Развитие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21809/2019
Истец: ООО "ЛОЖОК-РАЗВИТИЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области