город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2019 г. |
дело N А32-17824/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Комоза Э.Д. по доверенности от 19.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-Вино" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 по делу N А32-17824/2019, принятое судьей Лукки А.А.,
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Союз-Вино" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - МРУ РАР по ЮФО) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Союз-Вино" (далее - ООО "Союз-Вино", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.08.2019 суд привлек ООО "Союз-Вино" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Союз-Вино" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществом не нарушаются требования к порядку хранения продукции; продукция, обследованная административным органом, не хранится за пределами складских помещений, была размещена на минимальный промежуток времени, как составная часть погрузочно-разгрузочных работ. Общество также полагает недоказанным нарушение температурного режима хранения продукции. Кроме того, в жалобе указано на принятие решения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
ООО "Союз-Вино", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
От общества с ограниченной ответственностью "Союз-Вино" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ-ВИНО" расположено по адресу: 353370, Краснодарский край, Крымский район, ст. Варениковская, улица Леваневского, д. 100. Имеет свое производство, которое также расположено по адресу: 353370, Краснодарский край, Крымский район, ст. Варениковская, улица Леваневского, д. 100 (за исключением склада тары, литер К1,Б=622,9 кв.м.)
МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка на основании приказа от 28.03.2019 N 269.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.04.2019 N у3-а271/08, фототаблице.
На момент проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ООО "СОЮЗ-ВИНО" имеет действующие лицензии в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка:
* регистрационный номер 23ППП0005287 от 18.03.2016, переоформление лицензии 231111110003980 от 28.08.2014, на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы без добавления этилового спирта). Срок действия лицензии до 10.05.2021;
* регистрационный номер 23ПВН0005288 от 1803.2016, переоформление лицензии 23ПВН0003979 от 28.08.2014, на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина). Срок действия лицензии до 10.05.2021;
* регистрационный номер 23ПВН0005289 от 18.03.2016, переоформление лицензии 23ПВН0003978 от 28.08.2014, на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта). Срок действия лицензии по 10.05.2021;
* регистрационный номер 23ПВН0007797 от 21.06.2018, на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (фруктовые вина). Срок действия лицензии до 20.06.2023;
* регистрационный номер 23ПВН0006507 от 11.04.2017, на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (игристые вина i шампанские)). Срок действия лицензии до 10.04.2022.
Адрес нахождения производства, указанный в лицензии, соответствует фактическому, а именно: Россия, Краснодарский край, Крымский район, ст-ца Варениковская, ул. Леваневского, д. 100 (за исключением склада тары, литера К1, S=622,9 кв. м.).
В ходе проверки ООО "Союз-Вино" в период с 01.04.2019 по 04.04.2019 по адресу: Россия, Краснодарский край, Крымский район, ст. Варениковская, ул. Леваневского, 100 (за исключением склада тары, Литера Kl, S=622,9 кв.м.), установлено, что ООО "СОЮЗ-ВИНО" осуществляло оборот алкогольной продукции, с нарушением Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару", утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н (в ред. от 30.11.2012) (далее по тексту - "Технических условий").
В нарушении п. 2 "Технических условий" ООО "СОЮЗ-ВИНО" осуществляет хранение алкогольной продукции за пределами производственных и складских помещений (на открытой площадке уличной территории) в количестве 485 поддонов.
Также в складском помещении в нарушение пп. 3 п. 2 Технических условий поддоны с алкогольной продукцией при хранении не на стеллажах расположены в ряды шириной более чем из двух поддонов (шириной в три ряда поддонов).
В нарушение пп. 5,6,7 п. 4 "Технических условий" алкогольная продукция (вино, игристые вина (шампанские), винные напитки без добавления этилового спирта) хранилась в складском помещении, согласно показаниям гигрометров зав.N N9,40,41,26 (срок поверки 2 года, на момент проведения проверки не истек), при температуре 21 °С.
На момент проведения проверки, согласно представленной справке об остатках готовой продукции на 04.04.2019, в складских помещениях и на территории за пределами складских помещении общества осуществлялось хранение алкогольной продукции в общем объеме 1 286 215 единиц в ассортименте.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении ООО "Союз-Вино" составлен протокол об административном правонарушении от 04.04.2019 N 08-24-19/328 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и материалы проверки направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Союз-Вино" к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту -Федеральный закон N 171 -ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Требования к обороту (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в части ее хранения, установлены Приказом Росалкогольрегулирования от 16 октября 2010 г. N 59н "Об утверждении технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару.
В соответствии с п. 2 "Технических условий" Продукция должна храниться в отапливаемых и вентилируемых стационарных помещениях, предназначенных включительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции (далее -складские помещения), которые соответствуют следующим требованиям:
1) изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения;
2) оборудованы измерительными приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции. Исправность таких приборов должна быть подтверждена соответствующими отметками о поверке средств измерений в паспортах на приборы. В случае, если складское помещение состоит из смежных помещений, указанные приборы должны находиться в каждом таком помещении;
3) оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб. Поддоны с продукцией при хранении не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и от стен составляло не менее 0,5 метра;
4) оборудованы светильниками;
5) оконные проемы (при их наличии) оборудованы защитными устройствами (жалюзи, карнизами, иными защитными приспособлениями) для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами;
6) имеют расположение строительных конструкций, которое соответствует техническому и (или) кадастровому паспорту.
В соответствии с п. 4 "Технических условий" Хранение продукции должно осуществляться с соблюдением следующих условий:
5) вино, вина ликерные и фруктовые - при температуре от 5 °С до 20 °С и относительной влажности воздуха не более 85%;
6) винные напитки - при температуре от 5 °С до 20 °С и относительной влажности воздуха не выше 85%;
7)игристые вина (шампанские) - при температуре от 5 °С до 20 °С и относительной влажности не более 85%.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что ООО "Союз-Вино" в нарушение положений ст.ст. 18,19,26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 2, пп. 5,6,7 п. 4 Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н, осуществлялась деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с нарушением лицензионных условий.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, является доказанным.
Имея возможность для недопущения нарушения лицензионных требований при производстве и хранении алкогольной продукции, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств принятия всех необходимых мер по соблюдению установленного порядка хранения алкогольной продукции.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что продукция, обследованная административным органом, не хранится за пределами складских помещений, была размещена на минимальный промежуток времени, как составная часть погрузочно-разгрузочных работ.
При проведении проверки управлением не было установлено осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Обществом при проведении проверки также не было представлено доказательств в подтверждение указанного довода, в том числе договоров о поставке произведенной алкогольной продукции конкретным контрагентам с приложением спецификации товара, заявок покупателя на поставку с указанием наименования и количества алкогольной продукции, либо пакета товаросопроводительных документов на отгрузку продукции.
Судом также не принимаются доводы о недоказанности нарушения температурного режима хранения продукции.
Независимо от осуществляемых на складе процедур (технологических, погрузочно-разгрузочных) лицензиатом должно обеспечиваться соответствие температуры и влажности установленным техническими условиями требованиям.
Выявленные в ходе проверки управлением показатели температуры и влажности обществом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
В жалобе также указано на принятие решения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что допущенное обществом правонарушение было выявлено в апреле 2019 года.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения в виде нарушения законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истекает в апреле 2020 года.
Решение суда от 26.08.2019 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.
В силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Нарушение установленного государством порядка производства и хранения алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей).
Административное наказание назначено обществу в размере 100 000 рублей, что соответствует минимальной санкции ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 100 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 100 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Алкогольная продукция в ходе проверки не изымалась.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 26.08.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 по делу N А32-17824/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17824/2019
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО
Ответчик: ООО " СОЮЗ-ВИНО"