город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2019 г. |
дело N А32-2150/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Ибрагимова Ильнура Ильсуровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2019 по делу N А32-2150/2019
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
к арбитражному управляющему Ибрагимову Ильнуру Ильсуровичу
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к арбитражному управляющему Ибрагимову Ильнуру Ильсуровичу (далее - арбитражный управляющий, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2019 арбитражный управляющий Ибрагимов Ильнар Ильсурович привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Ибрагимов И.И. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий просит отменить решение суда, ссылаясь на техническую ошибку в реестре требований кредиторов при указании адреса уполномоченного органа. Допущенная ошибка не повлияла на надлежащее уведомление ФНС, все письма и уведомления о проведении собраний кредиторов направлялись в подразделения ФНС России, расположенные в г.Краснодар и г.Сочи. Конкурсным управляющим собрания кредиторов ООО "ЮгСпецСтрой" были проведены 20.06.2017, что соответствует шестимесячному периоду с 24.12.2016 - 23.06.2017, 19.12.2017 - соответствует периоду с 24.06.2017 - 23.12.2017 и т.д., следовательно, Ибрагимов И.И. в установленный собранием кредиторов срок отчитывается о своей деятельности собранию кредиторов ООО "ЮгСпецСтрой". Управление Росреестра по Краснодарскому краю в своем заявлении не уточнило, какие документы не приложены к отчетам конкурсного управляющего, а ссылается на отсутствие перечня приложений документов, подтверждающих указанные в отчете сведения. Вместе с тем, отчеты конкурсного управляющего и документы, подтверждающие указанные в отчете сведения, направляются сопроводительным письмом, а также большинство документов имеются в материалах дела. Арбитражный управляющий указал на возможность признания совершенного правонарушения малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 14.05.2019 отменено в связи с несоблюдением требований пункта 14 части 2 статьи 271 АПК РФ, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в ходе проведения административного расследования в отношении арбитражного управляющего ООО "ЮгСпецСтрой" Ибрагимова И.И. на основании обращения ООО "УралУниверсал" б/н б/д, при непосредственном обнаружении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства, а именно арбитражным управляющим:
1. нарушена периодичность представления собранию кредиторов отчетов о своей деятельности;
2. к отчетам конкурсного управляющего не приложены документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения;
3. реестр требований кредиторов ООО "ЮгСпецСтрой" содержит недостоверные сведения.
13.12.2018 врио начальника отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций управления в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании статьи 202 АПК РФ, статей 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для принятия решения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Законом о банкротстве.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии при банкротстве, а именно в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения специальный - арбитражный управляющий.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пунктами 2 и 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным законом функции, в том числе, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 по делу N А32-12769/2012 ООО "ЮгСпецСтрой" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Васяков М.С.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2015 по делу N А32-12769/2012 конкурсным управляющим должника утвержден Ибрагимов И.И.
Согласно п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Согласно протоколу N 6 собрания кредиторов ООО "ЮгСпецСтрой" от 23.12.2016 по четвертому вопросу повестки дня "определение периодичности проведения следующих собраний кредиторов" принято решение: определить периодичность проведения следующих собраний кредиторов - 1 раз в 6 месяцев.
Собрание кредиторов должника по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о своей деятельности проведено 19.12.2017, что подтверждается сообщением о результатах собрания кредиторов в ЕФРСБ N 2332244 от 21.12.2017. Следующее собрание кредиторов с представлением отчета конкурсного управляющего о своей деятельности должно было быть проведено не позднее 19.06.2018. В нарушение установленных Законом о банкротстве требований, согласно сведениям, включенным в ЕФРСБ, собрание кредиторов проведено 22.06.2018, то есть с нарушением установленного срока (сообщения N 2758960 от 05.06.2018 и N 2806549 от 22.06.2018).
В соответствии с п. 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Согласно п. 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299, к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
В соответствии с Типовыми формами отчетов конкурсного управляющего (Приложение N 4, 5 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195), в отчете конкурсного управляющего должно содержаться указание на приложения - документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете.
При ознакомлении с материалами дела N А32-12769/2012 установлено, что отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 20.12.2016, 18.06.2018, а также отчеты об использовании денежных средств должника от 20.12.2016, 18.06.2018 не содержат перечня приложений - документов, подтверждающих, указанные в отчетах сведения.
Отсутствие документов, подтверждающих, указанные в отчетах сведения, затрудняет проверку деятельности управляющего судом и может привести к нарушению прав кредиторов и заинтересованных лиц.
Требования закона о приложениях к отчетам конкурсного управляющего являются императивными и должны исполняться независимо от наличия иных возможностей ознакомления с подтверждающими отчеты документами.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.
В целях реализации Закона о банкротстве постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345 утверждены Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 утверждена Типовая форма реестра требований кредиторов. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 234 утверждены Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. 1 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, Реестр требований кредиторов (далее - реестр) представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения: фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица; наименование, место нахождения - для юридического лица; банковские реквизиты (при их наличии); размер требований кредиторов к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; дата внесения каждого требования кредиторов в реестр; основания возникновения требований кредиторов; информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; дата погашения каждого требования кредиторов; основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.
В силу п. 1.7 Методических рекомендаций место нахождения кредитора - юридического лица (адрес места нахождения), адрес для направления почтовых уведомлений, контактные телефоны указываются в соответствующих графах в соответствии с данными, заявленными кредитором.
Адрес состоит из следующих полей: почтового индекса, наименования государства, наименования субъекта административно-территориального деления, населенного пункта, названия улицы, номера дома, строения, корпуса, квартиры, разделенных запятыми.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2017 по делу N А32-12769/2012 в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ЮгСпецСтрой" включены требования ФНС России в лице МРИ ФНС России N 8 по Краснодарскому краю (г. Сочи) в размере в размере 42 125 769,90 руб. из них: 30 238 735 руб. долга, отдельно 11 887 034,90 руб. пени и штрафы.
Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы www.nalog.ru МИФНС N 8 по Краснодарскому краю расположена по адресу г. Сочи, ул. Кирова, 41.
Вместе с тем, в реестре требований кредиторов ООО "ЮгСпецСтрой" на 8 июня 2017 в таблицах 12 и 17 в соответствующих графах реестра указан неверный адрес уполномоченного органа, а именно 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Театральная, д. 13а.
Наличие технической ошибки в реестре требований кредиторов должника не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.
Вышеуказанные нарушения требований Закона о банкротстве, допущенные арбитражным управляющим, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражным управляющим в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
В частности, арбитражным управляющим не представлено доказательств наличия каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих исполнению публично-правовой обязанности.
При этом суд учитывает, что арбитражный управляющий, соглашаясь на осуществление функций арбитражного управляющего конкретного должника должен осознавать возможные риски, в том числе связанные с организационными особенностями деятельности управляющего, финансированием процедуры банкротства и иными возможными обстоятельствами, которые могут вызвать затруднение при исполнении обязанностей, и не допускать нарушения Закона о банкротстве.
Оценив представленные административным органом доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии вины арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов арбитражного управляющего при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения не истек.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для квалификации допущенного арбитражным управляющим правонарушения в качестве малозначительного.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушении, а в пренебрежительном отношении управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Совершенное арбитражным управляющим правонарушение посягает на обеспечение установленного Законом порядка осуществления процедуры банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. В целях соблюдения этого порядка на арбитражных управляющих возложена обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Законодатель придает особый статус деятельности арбитражных управляющих, нормативно установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность.
Отступление арбитражным управляющим от императивных требований Закона о банкротстве не отвечает принципам добросовестности и разумности действий финансового управляющего, а также не соответствует особому статусу управляющего как лица, профессионально применяющего Закон о банкротстве.
Арбитражным управляющим в материалы дела не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, полагает, что признание допущенного нарушения малозначительным и освобождение арбитражного управляющего от административной ответственности не отвечает цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Согласно требованиям ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В рассматриваемом случае минимальный вид административного наказания в виде предупреждения сможет обеспечить достижение целей административного наказания, указанных в части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2019 по делу N А32-2150/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2150/2019
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФС ГОС. РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КК
Ответчик: Арбитражный управляющий Ибрагимов Ильнур Ильсурович, Ибрагимов И И
Третье лицо: Ибрагимов И.И.
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17456/19
10.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5864/19
14.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6350/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2150/19