г. Владимир |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А79-5670/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Добрынина Евгения Владимировича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.07.2019
по делу N А79-5670/2019,
рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое судьей Павловой О.Л.,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике о привлечении арбитражного управляющего Добрынина Евгения Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
и установил:
Управление Федеральной службы государственной по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Добрынина Евгения Владимировича (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Определением от 30.05.2019 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Решением от 30.07.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек арбитражного управляющего Добрынина Е.В. к административной ответственности и назначил административный штраф в размере 25 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Добрынин Е.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт. Считает, что невиновность Добрынина Е.В. подтверждается неисследованными доказательствами, которые не оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Указанные доказательства получены с соблюдением положений закона, их допустимость и достоверность, сомнений не вызывает. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Чувашской Республике с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123, 156, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.11.2015 по делу N А79-5172/2015 в отношении ОАО "Чувашавтодор" введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утвержден Кириллов Артем Валериевич.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.04.2016 05.05.2016 по делу N А79-5172/2015 ОАО "Чувашавтодор" признано банкротом, введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Добрынин Е.В.
В результате проведенного административного расследования при ознакомлении с материалами дела N А79-5172/2015, а также информацией, размещенной на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и газеты "КоммерсантЪ", Управлением выявлены нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) при проведении арбитражным управляющим Добрыниным Е.В. процедуры банкротства ОАО "Чувашавтодор".
Усмотрев в действиях арбитражного управляющего признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Управление составило протокол об административном правонарушении от 21.05.2019 N 00262119.
На основании положений пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ материалы проверки переданы в арбитражный суд для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения, об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и привлек его к административной ответственности и назначил административный штраф в размере 25 000 руб.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа. Составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве.
На основании пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве временным управляющим признается арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения, конкурсный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Согласно пункту 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, по смыслу пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве к эксплуатационным платежам могут быть отнесены расходы на сохранение имущества должника и поддержание его в надлежащем состоянии до момента продажи. Иные затраты подлежат включению в состав пятой очереди текущих платежей.
В соответствии с положениями Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Достижение указанной цели возлагается на конкурсного управляющего, который осуществляет полномочия руководителя должника и иных его органов управления и действует в пределах, в порядке и на условиях, установленных названным законом.
Отнесение всех расходов, непосредственно формирующих цепочку технологического процесса по производству и реализации продукции должника, к эксплуатационным платежам и придание им приоритета перед обязательными платежами противоречит принципам очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.
Такой подход, по сути, легализует схему уклонения от уплаты налогов и создает для должника необоснованные преимущества перед другими участниками рынка, предоставляя возможность на протяжении длительного времени вести производственную деятельность в процедуре конкурсного производства, не уплачивая обязательные платежи.
В рассматриваемом случае арбитражным управляющим неправомерно отнесены текущие платежи третьей очереди по привлеченным специалистам (ООО ЧОП "Броня" (услуги охраны) - 2 023 429 руб., ИП Рыжов М.Г. (оценка имущества) - 500 000 руб., Ертмаков В.В. (услуги архивной деятельности) - 338 189 руб.), ООО "Комплексная безопасность" (обслуживание системы пожарной сигнализации и видеонаблюдения) -132 250 руб.) к платежам первой очереди в общей сумме 5 501 582 руб. 95 коп., из которых погашено в режиме первой очереди 2 993 868 руб.).
Также арбитражным управляющим неправомерно отнесены текущие платежи четвертой очереди к платежам первой очереди в общем размере 223 542 руб. 04 коп. (ООО "Апис" (за программное обслуживание 1 С) -35 750 руб., АО "ЭР-Телеком" (за интернет) - 187 792 руб. 04 коп.) и пятой очереди текущих платежей в режиме первой очереди в общей сумме 2 562 441 руб. 08 коп. (ООО "Перспектива" (оплата ГСМ) - 541 722 руб. 42 коп., Кожевников М.Н., Иванов СИ. (возмещение расходов) - 68 133 руб. 88 коп., АО "Газораспределение", ИП Филиппов С.Н. (за техническое обслуживание) - 107 268 руб. 59 коп., АО "Чувашская энергосбытовая компания" (за техническое сопровождение каналов связи) - 1 400 руб.), АО "Спецавтохозяйство" (за транспортирование отходов производства и потребления) - 55 444 руб. 33 коп., ОАО "Водоканал" (сброс загрязняющих веществ) - 15 344 руб. 70 коп., физлица (хозяйственные нужды) -1 062 680 руб. 10 коп., ООО "Недвижимость" (за выполнение кадастровых работ) - 10 253 руб. 61 коп., ООО "СтройКлиматНН", ООО "Юрат" (за материалы) - 108 589 руб., УФК по ЧР "ФБУ Чувашский ЦСМ" (за услуги) -14 302 руб. 22 коп., ЗАО ПФ "ЧАПТС" (текущий ремонт транспорта и механизмов) - 264 702 руб., ИП Кармакова Г.А. (короба архивные) - 33 000 руб., ИП Фомичев А.Н. (услуга) - 26 400 руб., ООО "Завод электрических исполнительных механизмов и приводов "ПРИМЕХ" (за счетчик воды) -9 900 руб., ООО "Информационно-кадровый центр "Эталон" (сертификат КЭП сроком 1 год, по делу N А79-5172/2015) - 2 400 руб., ООО "Тензор Компания" (за программное обеспечение, за использование СБИС Все о компании) - 13 000 руб., ООО "Вымпелком" (услуга связи) - 6 000 руб., Парамонов Ю.Н. (текущие расходы, возврат по договору беспроцентного займа от 03.04.2017) - 198 550 руб., УФК по ЧР "Чувашский ЦГИМС" (плата за метеоинформцию) - 7 798 руб. 62 коп., ЧОУ ДПО "УПК" (обучение по программе) - 4 000 руб.).
Неправомерно отнесены текущие платежи пятой очереди размере 3 244 809 руб. 46 коп. к платежам четвертой очереди и погашены в общей сумме 3 040 367 руб. 74 коп. (Арбузов Р.И. (хозяйственные нужды) -7 994 руб. 57 коп., АУ ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве ЧР" (ежеквартальный сборник) - 1 000 руб., ООО "Газпромгазораспределение Чебоксары" (техобслуживание) - 84 536 руб. 20 коп., Карпов A.M. (ремонт) - 7 000 руб., ООО "Информационно-кадровый центр "Эталон" (абонентское обслуживание за 2 кв. 2016 года) - 8 734 руб., ООО "Перспектива" (оплата ГСМ) - 1 638 232 руб. 35 коп., ООО "Стройхозтовары-Ч" (цилиндрические механизмы) - 4 930 руб., ООО "Тайфун Маркет", ООО ТК "Тайфун Кострома" (оплата за битум) - 190 000 руб., Павлов В.В. (абонентское комплексное обслуживание) - 10 700 руб., ПОА "ГТЛК" (лизинговый платеж) - 936 975 руб. 10 коп., ООО "Техпроект" (разработка 22 А79-5172/2015 раб. документации, замена котла здания СБК) - 30 361 руб., ООО "Феникс" ЧОО (услуги охраны за май 2016 года) - 28 000 руб., ООО "Чувашлифт-сервис" (техническое обслуживание лифтов) -66 240 руб., Чувашский ЦСМ 23 (договор) - 11 014 руб. 12 коп., ОАО ЭТУС -5 419 руб. 40 коп.
Таким образом, действиями конкурсного управляющего, выразившимися в нарушении очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, на сумму 8 820 218 руб. 86 коп., нарушены права и законные интересы ФНС России на своевременное удовлетворение его требований по текущим платежам по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Указанные обстоятельства также подтверждаются определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.11.2018 по делу N А79-5172/2015.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 16 Закона о банкротстве, Правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 на конкурсного управляющего возложена обязанность по ведению реестра требований кредиторов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 N 234 утверждены Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов.
Пунктами 1.5., 1.6, 1.7 Методических рекомендаций установлено, что фамилия, имя и отчество кредитора - физического лица, руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица, наименование кредитора - юридического лица указываются в соответствующих графах таблиц типовой формы реестра полностью, без сокращений, в соответствии с данными, заявленными кредитором. Сведения об уполномоченных органах вносятся в реестр по тем же правилам, что и соответствующие сведения о кредиторах - юридических лицах, а также контактные телефоны указываются в соответствующих графах в соответствии с данными, заявленными кредитором.
Однако, арбитражным управляющим Добрыниным Е.В. в реестрах требований кредиторов должника от 31.08.2018, 30.11.2018 не указаны сведения о руководителях (уполномоченных лицах) кредиторов -юридических лиц (таблица 11), а именно не указаны Ф.И.О. руководителя или уполномоченного представителя кредитора - юридического лица; не указаны контактные телефоны; не указаны банковские реквизиты кредиторов, а также в конце каждой страницы указанного реестра требований кредиторов не проставлена дата составления реестра требований кредиторов.
Арбитражный управляющий не оспаривает отсутствие указанных сведений в реестрах требований кредиторов должника от 31.08.2018, 30.11.2018, однако указывает, что вышеуказанные сведения не были внесены конкурсным управляющим ОАО "Чувашавтодор" в реестр требований кредиторов в связи с их непредоставлением заявителями.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку обязанность по ведению реестра требований кредиторов должника возложена на арбитражного управляющего, а допустимых и достаточных доказательств невозможности получения необходимых сведений для правильного отражения информации в реестре требований кредиторов Добрыниным Е.В. в материалы дела не представлены.
Отчет конкурсного управляющего составляется согласно пункту 2 статьи 143 Закона о банкротстве, в соответствии с Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
22.05.2003 N 299 (далее - Правила подготовки отчетов); типовыми формами отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденными Приказом Минюста РФ N 195 от 14.08.2003 N 195 (далее - Типовая форма отчета).
В соответствии с пунктом 4 Правил подготовки отчетов отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В силу пункта 10 Правил подготовки отчетов отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Согласно сообщениям N 3214503 от 15.11.2018, N 3188215 от10.11.2018, N3188239 от 10.11.2018, N 3188222 от 10.11.2018, N 3020162 от 10.09.2018, N 3020155 от 10.09.2018 N3005460 от 09.09.2018, N 3016291 от 09.09.2018, N 286009 от 23.07.2018, N 2883414 от 23.0.2018, N 2836305 от 06.07.2018, N 2824685 от 03.07.2018, N 2638115 от 11.05.2018, N 2659091 о 11.05.2018, N 2638115 от 11.05.2018, N2550386 от 23.03.2018, N 2479885 от 15.03.2018, N 2499351 от 11.03.2018, N 2503396 от 02.03.2018, N 2398581 от 22.02.2018, N 2403445 от 11.02.2018, N 2418766 от 11.02.2018, N 2369178 от 13.01.2018, N 2220091 от 22.12.2017, N 2322010 от 21.12.2017, N 2300489 от 08.12.2017, N 2247360 от 04.12.2017, N 2263549 от 01.12.2017, N 2218823 от 27.11.2017, N 2241377 от 17.11.2017, N 2163854 от 23.10.2017, N 2183800 от 25.10.2017, N 2139487 от 21.10.2017, N 2153464 от 20.10.2017, N 2145661 от 18.10.2017, N 2130492 от 14.10.2017, N 2119135 от 29.09.2017, N 2105615 от 26.09.2017, N 2038248 от 02.09.2017, N2048432 от 01.09.2017, N2041934 от 01.09.2019 опубликованным на сайте ЕФРСБ, организатор торгов - конкурсный управляющий ОАО "Чувашавтодор", назначил проведение торгов на электронной площадке АО "Российский аукционный дом" (далее - АО "Рад").
Однако в нарушение вышеуказанных норм конкурсным управляющим в графе "Сведения о лицах, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности" отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств должника от 30.11.2018 не отражена информация о привлечении вышеуказанной электронной площадки.
Арбитражный управляющий в своем отзыве указывает, что между АО "Рад" и ОАО "Чувашавтодор" не имеется договорных отношений. Поскольку организатором торгов является арбитражный управляющий, который на безвозмездной основе осуществляет данную работу, то внесение его в таблицу привлеченных специалистов не урегулирован на законодательном уровне.
Между тем, как указывалось выше организатор торгов - конкурсный управляющий ОАО "Чувашавтодор" назначил проведение торгов на электронной площадке АО "Рад".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
Пунктом 2 статьи 20.7 Закона о банкротстве предусмотрено, что за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных Законом о банкротстве, в том числе расходов на оплату услуг оператора электронной площадки, если привлечение оператора электронной площадки в соответствии с Законом о банкротстьве является обязательным, расходов на включение сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 20.7 Закона о банкротстве расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено названным Законом.
На основании пункта 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по определению арбитражного суда. Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в названном выше пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
В нарушение вышеизложенного, конкурсным управляющим не отражена информация о привлечении электронной площадки АО "Рад", которая в рассматриваемом случае была привлечена для обеспечения деятельности конкурсного производства ОАО "Чувашавтодор".
Согласно абзацу 11 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете арбитражного управляющего должны содержаться сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой и деле о банкротстве должника, в ходе, которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размер обязательств и непогашенный остаток.
Пунктом 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, предусмотрено, что отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
В нарушение вышеуказанных норм в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности от 30.11.2018 сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размер обязательств и непогашенный остаток отсутствуют.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства утверждена Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 и включает в себя таблицу "Меры по обеспечению сохранности имущества должника", в которой, в том числе, подлежит указанию информация о требованиях, предъявленных в арбитражный суд о признании недействительными сделок и решений, а также требований о применении последствий ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником.
В нарушение вышеуказанных норм в разделе "Меры по обеспечению сохранности имущества должника" отчета конкурсного управляющего от 30.11.2018 отсутствует информация о требованиях, предъявляемых в арбитражный суд о признании недействительными сделок и решений, а также требований о применении последствий недействительности сделок, заключенных или исполненных должником.
Согласно пункту 12 постановления Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" установлено, что отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: а) реквизиты основного счета должника; б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; в) сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, которая содержит раздел "Сведения о поступивших и использованных денежных средствах должника", состоящий из 8 граф: 1. "Наименование банка (кредитной организации)", 2. "Местонахождение", 3. "Вид и реквизиты счета", 4. Приход (тыс. руб.)", 5. "Дата поступления", 6. "Расход (тыс., руб.), 7. "Дата платежа", 8. "Обоснование".
В нарушение указанных норм отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 30.11.2018 не соответствует типовой форме, а именно в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" отсутствует графы "Наименование банка (кредитной организации)", "Вид и реквизиты счета", "Местонахождение" и в иных разделах данная информация отсутствует.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении арбитражным управляющим вышеназванных положений Закона о банкротстве: не позволят участникам дела о банкротстве получить полную и достоверную информацию о том, куда были потрачены денежные средства должника, откуда поступили денежные средства, что ущемляет права и интересы должника, кредиторов, общества.
В соответствии с пунктами 11, 13 Правил подготовки отчетов к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, к отчетам конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающие указанные в них сведения.
Согласно утвержденной типовой форме в конце отчета конкурсного управляющего о своей деятельности содержится раздел "Приложения", который должен содержать пронумерованный список приложений (копия реестра требований кредиторов на дату составления отчета с указанием размера погашенных и непогашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; документы, подтверждающие продажу имущества должника, иные документы).
В нарушение вышеуказанных норм конкурсным управляющим Добрыниным Е.В. к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства от 30.11.2018 не приложены документы, подтверждающих сведения, указанные в отчете, в том числе документы, свидетельствующие о проведенной арбитражным управляющим работе с дебиторской задолженностью, и договоры с привлеченным специалистом.
Вышеуказанный отчет конкурсного управляющего не содержит раздел "Приложения".
Таким образом, из отчетов конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника, ни кредиторам, ни уполномоченному органу, ни органу по контролю (надзору), ни арбитражному суду, ни иным лицам, имеющим право ознакомления с отчетом арбитражного управляющего о своей деятельности, не представляется возможным получить полную, достоверную информацию о финансовой деятельности должника в ходе конкурсного производства, а сам отчет как носитель информации утрачивает свое значение.
В силу пункта 4.1. статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если Законом о банкротстве включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Конкурсным управляющим Добрыниным Е.В. 10.07.2017 подано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии заявление о признании сделок должника недействительными.
Однако соответствующие сообщения не были размещены в ЕФРСБ в установленный законом срок, то есть, на момент подачи заявления о признании сделок недействительными в арбитражный суд соответствующая информация не была размещена на сайте ЕФРСБ, а размещена в ЕФРСБ только 13.07.2017 сообщением N 11936421, то есть с нарушением срока.
Факт допущенных нарушений подтверждается материалами дела N А79-5172/2015 и протоколом об административном правонарушении с материалами проверки.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к правильному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьей 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание правомерно назначено арбитражному управляющему по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия смягчающих, отягчающих ответственность обстоятельств дела, в пределах санкции, установленной данной статьей, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 N 122-О - положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Оценив характер правонарушения и степень его общественной опасности, роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает, что имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Относительно заявленных ходатайств Добрынина Е.В. об исключении из числа доказательств протокола об административных правонарушениях от 21.05.2019 N 00262119, поскольку в пунктах N 1, 3, 3.4 не указаны дата и время совершения и события административного правонарушения и об истребовании из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике доказательства наличия даты и времени совершения и события административного правонарушении в пунктах N 1, 3, 3.4 протокола от 21.05.2019 N 00262119, суд первой инстанции правомерно отказал в их удовлетворении на основании следующего.
Так в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в которым указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Каждый из эпизодов противоправного деяния, вменяемых в вину арбитражного управляющего, содержит ссылку на ту норму права, которая нарушена арбитражным управляющим вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него нормами действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) и иными нормами, регламентирующими вопросы банкротства. В протоколе указано, что правонарушение совершено при осуществлении процедуры конкурсного производства в отношении ОАО "Чувашавтодор", в протоколе также указаны даты отчетов конкурсного управляющего, в которых отражены недостающие сведения.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении указаны все необходимые сведения, указанные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, место, время, событие административного правонарушения, совершенного конкурсным управляющим ответственность за совершение которого, установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Кроме того, арбитражный управляющий указывает на нарушение сроков административного расследования. Так, между датой составления протокола об административном правонарушении N 00262119 - 21.05.2019 и моментом окончания административного расследования - 28.03.2019 прошло почти два месяца.
В силу части 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что определением Управления Росреестра по Чувашской Республике от 29.01.2019 N 00042119 в отношении конкурсного управляющего ОАО "Чувашавтодор" Добрынина Е.В. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Определением Управления Росреестра по Чувашской Республике от 28.02.2019 N 00072119 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего Добрынина Е.В. продлен на один месяц - до 28.03.2019.
По окончании административного расследования уведомлением Управления Росреестра по Чувашской Республике от 28.03.2019 N 12/03054 составление и подписание протокола об административном правонарушении было назначено на 10 час. 30 мин. 17.04.2019.
В связи с тем, что арбитражный управляющий не явился для составления протокола об административном правонарушении, а 17.04.2019 представил в Управление Росреестра по Чувашской Республике ходатайства о допуске защитника в производстве по делу и о переносе составления протокола об административном правонарушении, определениями Управления Росреестра по Чувашской Республике от 17.04.2019 N 00112119 и N 00122119 данные ходатайства удовлетворены, дата составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ перенесена на 10 час. 30 мин. 21.05.2019.
21.05.2019 Управлением Росреестра по Чувашской Республике в отношении арбитражного управляющего ОАО "Чувашавтодор" составлен протокол об административном правонарушении N 00262119 по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган не имел возможности составить протокол об административном правонарушении в отношении Добрынина Е.В. 28.03.2019. Кроме того, составление протокола за пределами срока административного расследования не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено. Добрынин Е.В. был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается почтовым уведомлением. На составление протокола об административном правонарушении явился лично, права предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции РФ разъяснены, копия протокола получена, о чем свидетельствуют его личные подписи. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ соблюден.
Апелляционная жалоба арбитражного управляющего признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению, поскольку не опровергает законности обжалованного судебного акта.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела собранные по делу доказательства, верно оценил в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ в их совокупности.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к правильному выводу о доказанности факта совершения Добрынина Е.В. правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и его вины в совершении данного правонарушения и правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В данном случае судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.07.2019 по делу N А79-5670/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Добрынина Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.