г. Ессентуки |
|
9 октября 2019 г. |
Дело N А20-1107/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего: Белова Д. А., судей Макаровой Н. В., Семенова М. У., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., в отсутствие в судебном заседании сторон участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского фермерского хозяйства "Агрофирма - Э" (ОГРН 1020700510082, ИНН 0701009820), с. Нижний Куркужин на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.2019 по делу N А20-1107/2019 (судья Хатухов З.А.),
УСТАНОВИЛ:
крестьянское фермерское хозяйство "Агрофирма - Э" (далее - заявитель, КФХ "Агрофирма - Э") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Баксанского муниципального района (далее - администрация района), в котором просит признать незаконными действия (бездействие) администрации района, выраженные в письме от 27.02.2019 N 48-01/18-385 об отказе заключения дополнительного соглашения к договору аренды, а также обязать администрацию района подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес заявителя дополнительное соглашение об уточнении кадастрового номера земельного участка площадью 860 177 кв. м к договору от 02.11.2012 N 56 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:01:1700000:607, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с. Нижний Куркужин (контур N 144), для сельскохозяйственного использования.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, привлечена местная администрация сельского поселения Нижний Куркужин Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
Решением суда от 11.07.2019 в заявленных требованиях заявителю отказано. Решение мотивировано отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ "Агрофирма - Э" обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована несогласием КФХ "Агрофирма - Э" с выводами суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
Как следует из копии кадастрового паспорта от 29.08.2012, земельный участок площадью 1 499 990 кв. м с местоположением: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с. Нижний Куркужин, контур N 144, поставлен на кадастровый учет 28.08.2012 под кадастровым номером 07:01:1700000:162.
Администрацией района принято постановление N 520п 02.11.2012 (т. 1 л.д. 10) о предоставлении заявителю названного земельного участка в аренду на 7 лет. В этот же день стороны подписали договор аренды N 56 сроком по 02.11.2019 и акт приема-передачи земельного участка в аренду (приложение к договору) (т. 1 л.д. 11).
20.02.2013 стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому общая площадь переданного в аренду земельного участка уменьшена до 860 000 кв. м. В пункте 1.5 соглашения указано, что границы и размеры земельного участка обозначены в прилагаемом к договору кадастровом плане земельного участка (т. 1 л.д. 15).
Письмом от 31.01.2019 N 2 заявитель просил администрацию района внести в договор аренды уточнение кадастрового номера земельного участка площадью 860 177 кв. м, указав номер 07:01:1700000:607, путем заключения дополнительного соглашения к нему (т. 1 л.д. 24).
Из представленных в дело выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), 09.01.2019 на кадастровый учет поставлен земельный участок с местоположением: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с. Нижний Куркужин, контур N 144, площадью 860 177 +/- 8 115 кв. м, под кадастровым номером 07:01:1700000:607.
Заявитель сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером 07:01:1700000:162 был разделен в связи с передачей его части жителям села под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с постановлением администрации района от 20.02.2013 N 99-п и указанным выше дополнительным соглашением от 20.02.2013 к договору аренды.
В ответном письме от 27.02.2019 N 48-01/18-385 (т. 1 л.д. 25) администрация отказалась заключать дополнительное соглашение к договору аренды, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 07:01:1700000:706 (ошибочно указано вместо 07:01:1700000:607) не имеет привязки к земельному участку с кадастровым номером 07:01:1700000:162, который снят с кадастрового учета, и сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.
Заявитель, посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В рассматриваемом случае заявитель не указал, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемый отказ. Заявитель также не указал закон или иной нормативный правовой акт, обязывающий администрацию района подготовить проект дополнительного соглашения и направить его заявителю.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав осуществляется, в частности, на основании договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, установленных другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имело преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков.
Пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), действующей с 01.03.2015, определено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов.
В представленном заявителем дополнительном соглашении от 20.02.2013 не определены границы (очертания) земельного участка, то есть земельный участок не индивидуализирован, в связи с чем условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, не может считается согласованным сторонами.
Таким образом, материалы дела не подтверждают факт предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 07:01:1700000:607.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 07:01:1700000:162, в ЕГРН отсутствуют (уведомление от 17.04.2019).
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ определено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В пункте 60 названного выше постановления Пленумов от 01.07.1996 N 6/8 содержится разъяснение о том, что спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
В силу пункта 8 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В письме заявителя от 31.01.2019 N 2 в адрес администрации района отсутствуют предложенные арендатором изменения в конкретные пункты договора аренды, проект дополнительного соглашения не приложен ни к письму, ни к заявлению, поданному в суд.
Из приложенной к апелляционной жалобе справке выданной Администрацией местного самоуправления усматривается, что арендуемый КФХ "Агрофирма-Э" по договору N 56 от 02.11.2012 года земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1499990 кв.м. (150 га), расположенный на территории сельского поселения Нижний Куркужин по адресу: КБР, Баксанский район, с.п.Нижний Куркужин (контур N144) для сельскохозяйственного использования (пашня), кадастровый номер 07:01:17 00000:162 был разделен, в связи с передачей части земельного участка жителям сельского поселения Нижний Куркужин под индивидуальное жилищное строительство, и общая площадь переданного КФХ "Агрофирма-Э" по договору N56 от 02.11.2012 года в аренду земельного участка была уменьшена до 860 177 кв.м (86 га), на основании дополнительного соглашения от 20.02.2013 г к Договору N56 от 02.11.2012 года аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В последующем, в связи с уменьшением площади арендуемого КФХ "Агрофирма-Э" земельного участка и установлением новых границ, оставшемуся в аренде после разделения земельному участку площадью 860 177 кв.м (86 га), контур N 144, присвоен новый кадастровый номер 07:01:1700000:607, дата присвоения кадастрового номера: 09.01.2019 г.
Поскольку спорный земельный участок образован путем перераспределения нескольких земельных участков, а не путем выдела из одного, являвшегося предметом первоначального договора аренды, и в границы образованного земельного участка вошли части нескольких исходных земельных участков, в рассматриваемом случае был образован новый предмет аренды.
Поскольку заявитель не представил регистратору заключенный в установленном порядке договор аренды на вновь образованный земельный участок, управление правомерно отказало в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2016.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как несоответствующие нормам земельного законодательства, законодательства о государственной регистрации прав и установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как несоответствующие нормам земельного законодательства, законодательства о государственной регистрации прав и установленным по делу обстоятельствам.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.2019 по делу N А20-1107/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1107/2019
Истец: КФХ "Агрофирма-Э"
Ответчик: Местная администрация Баксанского муниципального района
Третье лицо: Местная администрация с.п. Нижний Куркужин Баксанского муниципального района КБР, Местная администрация с.п. Нижний Куркужин Баксансого муниципального района КБР, ГБУ "МФЦ" по КБР