г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-94435/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Стройпожсервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2019 г. по делу N А40-94435/19
принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению ООО "Стройпожсервис"
к Федеральному агентству по недропользованию
об оспаривании приказа
в присутствии:
от заявителя: |
Суховольский С.В. по дов. от 20.11.2018, Даренский К.А. ген. директор; |
от заинтересованного лица: |
Исхакова А.Р. по дов. от 06.11.2018, Денисова Ж.Э. по дов. от 27.05.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройпожсервис" (далее - Заявитель, ООО "Стройпожсервис", ООО "СПС", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее - Заинтересованное лицо, Роснедра, Агентство) о признании недействительным приказа Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2019 г. N 65 "О прекращении права пользования недрами участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения (лицензия КЕМ 01971 ТЭ)".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2019 г. в удовлетворении заявления ООО "Стройпожсервис" отказано.
ООО "Стройпожсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ООО "Стройпожсервис" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представители Роснедра с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Стройпожсервис" являлось владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 01971 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча каменного угля на участке Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения на территории Беловского муниципального района Кемеровской области (дата регистрации лицензии - 12.09.2016 г.).
Право пользования недрами предоставлено Заявителю в порядке переоформления лицензии КЕМ 13757 ТЭ в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") в связи с приобретением субъектом предпринимательской деятельности ООО "СПС" имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) ООО "Шахта Колмогоровская-2".
На основании приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 08.09.2016 г. N 380 оформлена лицензия КЕМ 01971 ТЭ.
Условия пользования недрами установлены Условиями пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения в Кемеровской области, являющимися Приложением N 1 к лицензии КЕМ 01971 ТЭ (далее - Условий пользования недрами).
В Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу поступило письмо УФСБ России по Кемеровской области от 14.03.2018 г. N 4094 (далее - письмо УФСБ России) о нарушении ООО "СПС" требований условий пользования недрами и необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ. Кроме того, в письме отмечено, что допущенные недропользователем нарушения могут являться основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона "О недрах".
Федеральное агентство по недропользованию направило в Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу поручение от 27.03.2018 г. N 04-30/4153 о рассмотрении на заседании Комиссии письма УФСБ России по Кемеровской области и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, предоставленное ООО "Стройпожсервис".
На заседании Комиссии Сибнедр, оформленном протоколом от 05.04.2018 г. N СФО-18_2018/КЕМ, были рассмотрены следующие нарушения Условий пользования недрами, допущенные ООО "Стройпожсервис" и указанные в письме УФСБ России:
- нарушение подпункта "в" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2010 г. завершение разведки, составление и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчёта с подсчётом запасов каменного угля на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых";
- нарушение подпункта "г" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2011 г. подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения участка недр, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности";
- нарушение подпункта "е" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2013 г. начало промышленной добычи каменного угля";
- нарушение подпункта "ж" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2014 г. выход на проектную мощность с производительностью не менее 1000 тыс. тонн угля в год";
- нарушение подпункта "з" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2017 г. выход на проектную мощность с производительностью не менее 2000 тыс. тонн угля в год".
В соответствии с рекомендациями Комиссии Сибнедр и на основании статьи 21 Закона "О недрах" Сибнедрами в адрес ООО "Стройпожсервис" направлено уведомление от 10.04.2018 г. N СФО-01-01-11/459 (далее - Уведомление) о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ в случае неустранения нарушений в течение 6 месяцев со дня получения Уведомления.
С учетом положений статьи 21 Закона "О недрах", в случаях, предусмотренных пунктом 2, 3 части 2 статьи 20 Закона "О недрах", решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. ООО "СПС" был предоставлен срок на устранение нарушений условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, равный 6 месяцам.
По истечении срока, установленного в Уведомлении, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области проведена внеплановая документарная проверка по выполнению ООО "Стройпожсервис" Уведомления.
По результатам проверки Росприроднадзора по Кемеровской области подготовлен акт проверки от 29.11.2018 г. N Н-677-в, в котором установлено, что нарушения, содержащиеся в Уведомлении Роснедр, не устранены.
В связи с этим на повторном заседании Комиссии Роснедр рассмотрены материалы по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, учтено неустранение нарушений условий пользования недрами, отмеченных в письме УФСБ России и Уведомлении.
Указанные обстоятельства повлекли принятие Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Стройпожсервис" по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, в соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 20, 21 Закона "О недрах", оформленного протоколом заседания Комиссии от 11.02.2019 г. N СА-04-56/2-д.
На основании указанного решения Комиссии, в установленном порядке в соответствии с пунктом 115 Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. N 315 (далее - Административный регламент) Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 18.02.2019 г. N 65 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ".
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона "О недрах") предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью пользователей недр в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах". При этом, исходя из части 2 статьи 17.1 Закона "О недрах" при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями статьями 20, 21 Закона "О недрах", а также Административным регламентом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 95 Административного регламента одним из оснований для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона "О недрах", должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами.
Исходя из положений Приложения N 2 к Административному регламенту, передача функций Роснедр по принятию решений о прекращении права пользования недрами может осуществляться на основании письменного поручения начальника структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование.
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента подготовленный комплект документов направлен для рассмотрения в Комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - Комиссия Сибнедр).
Отмечаем, что согласно пункту 106 Административного регламента Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами - это постоянно действующий совещательный орган, который создается в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 111 Административного регламента проведение повторного заседания Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами допускается только после получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона "О недрах" право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. Кроме того, согласно пункту 3 части 2 статьи 20 Закона "О недрах" право пользования недрами досрочно прекращается в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Как правильно указал суд первой инстанции, Заявитель, подавая заявку на переоформление и получая право пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, с учетом неизменности лицензионных обязательств, безусловно знал и согласился с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения установленных правил пользования недрами.
Как следует из материалов дела, Обществом не выполнены лицензионные обязательства, в том числе:
- не выполнен подпункт "в" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому недропользователь должен был обеспечить в срок до 01.05.2010 г. завершение разведки, составление и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчёта с подсчётом запасов каменного угля на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 4.1.8 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденного распоряжением МПР РФ от 05.07.1999 г. N 83-р, по результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций, производится подсчет запасов основных и попутных полезных ископаемых и компонентов по категориям в соответствии с группировкой месторождений по сложности строения, дается детальная экономическая оценка промышленной ценности месторождения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона "О недрах" в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Так, Обществом был подготовлен геологический отчет "Оперативное изменение запасов каменного угля в границах открытой отработки участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения Кемеровской области".
Однако ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (далее - ФБУ "ГКЗ") воздержалось от утверждения оперативного изменения состояния запасов каменного угля в границах участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения (протокол от 22.12.2017 г. N 5274-оп).
В частности, в соответствии с пунктом 3.14 Экспертного заключения недропользователю было рекомендовано:
- разработать ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля в границах лицензионного участка Колмогоровский Южный с учетом современных нормативных документов по государственной экспертизе и представить его на государственную экспертизу в установленном порядке, при этом, учесть все замечания, изложенные в настоящем решении и прилагаемых экспертных заключениях;
- разработать и представить на государственную экспертизу Геологический отчет с подсчетом запасов согласно существующему порядку после утверждения постоянных разведочных кондиций.
В соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона "О недрах" работы по разведке месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
В соответствии со справкой Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" от 19.06.2019 г. N Р-01-626 сведения о регистрации геологоразведочных работ ООО "СПС" на участке недр в фонд не поступали, условия пользования недрами выполнены не были.
Учитывая вышеизложенное, на момент повторного заседания Комиссии Роснедр проектная документация на проведение геологоразведочных работ у пользователя недр отсутствовала, геологический отчет с подсчетом запасов полезных ископаемы на государственную экспертизу не представлялся.
- не выполнен подпункт "г" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому недропользователь должен был обеспечить в срок до 01.05.2011 г. подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения участка недр, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 23.2 Закона "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяется Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. N 118.
Вместе с тем технический проект разработки месторождения полезных ископаемых пользователем недр на согласование в Комиссию не поступал.
- не выполнен подпункты "е", "ж", "з" пункта 4.1 условий пользования недрами.
Проведение работ по добыче полезных ископаемых осуществляется в соответствии с техническим проектом.
Учитывая отсутствие у недропользователя необходимой проектной документации, обязательства, связанные с началом добычи полезных ископаемых, а также выходом на проектную мощность в соответствии с установленными в Условиях пользования недрами объёмами добычи, не исполнены.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить в том числе представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
Вместе с тем, ежегодная статистическая отчётность ООО "СПС" за 2016 и 2017 годы в ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" (справка от 19.06.2019 г. N Р-01-626) не поступала, а за 2018 год поступила только отчетность по форме 2-ЛС.
Кроме того, в соответствии со справкой ФГБУ "Росгеолфонд" от 19.06.2019 г. N АГ-15/3105 отчёты по форме N 5-гр от Общества за 2016, 2017, 2018 годы в Фонд не поступали.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.02.2011 г. N 204-О-О дана оценка ситуации, аналогичной рассматриваемой в рамках настоящего дела.
В указанном определении отмечено, что, учитывая особенности экономического оборота, законодатель допускает возможность перехода права пользования участками недр и определяет правила такого перехода в статье 17.1 Закона "О недрах". В частности, согласно ее части второй при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; в этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Названное правило обусловлено необходимостью поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя".
Судом также отмечается, что при этом субъект предпринимательской деятельности, приобретая в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр), в связи с чем, к нему переходит право пользования участками недр с не подлежащими пересмотру условиями пользования, установленными прежней лицензией, действует на свой риск и имеет возможность предвидеть последствия своего решения".
Таким образом, Общество, приобретая имущество предприятия-банкрота ООО "Шахта Колмогоровская-2", знало о сроках, содержащихся в лицензии КЕМ 13757 ТЭ, действовало на свой риск и могло предвидеть последствия своего решения.
Вместе с тем, Заявителем предпринимались все зависящие от него меры по устранению нарушений Условий пользования недрами, поскольку у Общества имелись административные механизмы урегулирования сложившейся ситуации. В частности, Общество могло заранее обратиться, в том числе с заявкой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами в части переноса сроков проведения работ.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента срок, необходимый Роснедрам или его территориальным органам для исполнения государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами не должны превышать 140 дней (без учета 30 дней на подписание дополнения к лицензии недропользователем).
В рассматриваемой ситуации ООО "СПС" подготовило и направило в Сибнедра заявку на внесение изменений и дополнений в лицензию КЕМ 0971 ТЭ лишь в декабре 2018 года (вх. Кузбасснедра от 28.12.2018 N 4207-з), в связи с чем, срок внесения изменений в лицензию КЕМ 01971 ТЭ, предусмотренный законодательством, должен был истечь 16.06.2019 г.
При этом заявка на внесение изменений в лицензию подана пользователем недр:
- в период действия Уведомления, что свидетельствует о единственной цели внесения испрашиваемых изменений - продление срока действия уведомления, что не предусмотрено действующим законодательством;
- спустя более 2 лет с даты получения права пользования недрами, несмотря на понимание ООО "СПС" установленных в лицензии сроков на выполнение конкретных лицензионных обязательств.
Письмом Роснедра от 05.04.2019 г. N 04-30/4959 во внесении изменений и дополнений в лицензию КЕМ 01971 ТЭ отказано в связи с тем, что право пользования недрами по данной лицензии досрочно прекращено.
Кроме того, факт наличия нарушений лицензионных обязательств был известен недропользователю, что подтверждается результатами рассмотрения Комиссией Сибнедра отчетов организаций Кемеровской области, имеющих лицензии с невыполнением существенных условий пользования недрами (протокол от 21.02.2018 г. N 79). Так, по результатам заслушивания сообщения главного инженера ООО "СПС" о результатах выполненных в 2017 году и планах на 2018 год геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые Комиссия Сибнедр уведомила Общество о недопустимости невыполнения условий пользования недрами, а также о том, что нарушенные недропользователем условия являются существенными, неустранение которых может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий в виде прекращения права пользования недрами.
В связи с этим, суд первой инстанции верно счёл, что Общество своевременно предприняло все необходимые и возможные меры для устранения нарушений.
Исходя из норм Административного регламента, приглашение на заседание Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами представителей недропользователей не предусмотрено.
Однако при проведении повторного заседания Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами, Роснедрами для целей полного и комплексного исследования материалов, связанных с допущенными нарушениями лицензионных обязательств, в адрес директора ООО "Стройпожсервис" Даренского Константина Алексеевича была направлена телеграмма исх. от 04.02.2019 г. N Т-4 с приглашением на заседание Комиссии Роснедр по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения по лицензии КЕМ 01971 ТЭ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При этом в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "СПС" зарегистрировано по адресу: 652618, Кемеровская область, г. Белово, ул. Урожайная, д. 1, корпус А. Поскольку Роснедрами телеграмма с приглашением на заседание Комиссии направлена по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, такие действия являются добросовестными и совершенными в соответствии с действующим законодательством.
Указанной телеграммой ООО "СПС" предложено представить на заседание Комиссии письменные пояснения по каждому факту нарушения и документы, подтверждающие устранение данных нарушений, а также план мероприятий по устранению нарушений в случае, если на дату заседания нарушения не устранены.
Проведение данной дополнительной процедуры Роснедрами свидетельствует о максимальной заинтересованности государственного органа в учёте интересов недропользователя, недопущения нарушения его прав. Вместе с тем, представители Общества на заседание Комиссии не явились, письменных пояснений по факту нарушений не представили.
При этом судом первой инстанции правильно учиттено, что Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Кемеровской области (Кузбасснедра) является отделом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Сибирскому федеральному округу в новой редакции, утвержденного приказом Роснедр от 26.03.2014 г. N 183, Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 116 Административного регламента в приказе о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, указываются соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
Так, подпунктом 2 пункта 3 приказа Роснедра от 18.02.2019 г. N 65 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ" Роснедрами поручено Сибнедрам довести настоящий приказ до сведения заинтересованных органов государственной власти, предприятий и организаций.
В пунктом 118 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо структурного подразделения Роснедр или соответствующего территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа о досрочном прекращении права пользования недрами направляет копию соответствующего приказа в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, осуществляющее государственную регистрацию лицензий на пользование участками недр, федеральный и территориальный фонды геологической информации, Росприроднадзор, соответствующий налоговый орган, а также пользователю недр.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Федеральным агентством по недропользованию выполнены все предусмотренные законодательством о недрах административные процедуры, связанные с прекращением права пользования недрами, в установленном законом порядке.
Проведение разовой актуализации лицензий на пользование недрами проводилось в период с 2015 по 2016 годы на основании соответствующего поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12.02.2015 г. N Пр-254.
Во исполнение распоряжения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 19.02.2015 г. N АХ-П9-1017 об обеспечении выполнения поручения Президента Российской Федерации от 12.02.2015 г. N Пр-254 принят приказ Федерального агентства по недропользованию от 27.02.2015 г. N 177 "О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами" (далее - Приказ N 177).
В соответствии с пунктом 1 Поручения и пункта 1 Приказа N 177 проведение разовой актуализации лицензий на пользование недрами осуществлялось в отношении недропользователей, которые отвечают следующим критериям: отсутствие нарушений условий подготовки проектов, геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, а также условий представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; отсутствие задолженности по представлению геологической отчетности; отсутствие задолженности по внесению платежей при пользовании недрами; отсутствие нарушений условий пользования недрами, указанных в предписаниях Росприроднадзора и (или) уведомлениях Роснедр.
Учитывая, что ООО "СПС" были допущены нарушения лицензионных обязательств, срок исполнения которых истек до 2015 года, включая обязательства по завершению разведочных работ и представлению соответствующих материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, обязательства по подготовке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, лицензия КЕМ 01971 ТЭ не подлежала разовой актуализации.
Таким образом, Роснедра не имело право актуализировать лицензию КЕМ 01971 ТЭ, так как актуализация указанной лицензии противоречила бы поручению Президента Российской Федерации.
Кроме того, исходя из части 2 статьи 17.1 Закона "О недрах" при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Таким образом, оспариваемый приказ Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2019 г. N 65 "О прекращении права пользования недрами участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения (лицензия КЕМ 01971 ТЭ)" является законным, соответствует Закону "О недрах" и не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем приказа Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2019 г. N 65 "О прекращении права пользования недрами участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения (лицензия КЕМ 01971 ТЭ) недействительным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2019 по делу N А40-94435/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94435/2019
Истец: ООО "СТРОЙПОЖСЕРВИС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ