г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-219284/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 4,
на определение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019,
вынесенное судьей В.А. Лаптевым,
по делу N А40-219284/19
по заявлению Государственного учреждения - Московского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 4
к ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДОНСКОЙ-ЮЖНЫЙ 92"
о выдаче судебного приказа,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования (Филиал N 4) (далее - фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДОНСКОЙ-ЮЖНЫЙ 92" (далее - общество) о выдаче судебного приказа на взыскание пени в размере 16, 57 руб. по требованию от 21.03.2019 N 1224.
Определением от 30.08.2019 суд отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании п.1 ч.3 ст.229.4. АПК РФ.
Не согласившись с определением суда, фонд социального страхования обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Дело рассмотрено без вызова представителей фонда социального страхования и общества применительно к п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62.
Законность и обоснованность вынесенного судом определения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого определения суда по следующим мотивам.
Фонду социального страхования отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании п.1 ч.3 ст.229.4. АПК РФ.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.229.4. АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 настоящего Кодекса, а также в случаях, если заявлено требование, не предусмотренное статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Отказывая в принятии заявления о выдаче судебного приказа, суд сослался на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"; далее - Обзор судебной практики).
В Обзоре судебной практики сказано, что требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 руб., но не превышает 100 000 руб.
Сумма пени по требованию от 21.03.2019 N 1224 не превышает 3 000 руб., что позволило суду отказать фонду социального страхования в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Между тем, судом не учтено следующее.
В Обзоре судебной практики речь идет о требованиях органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В данном случае с заявлением в суд о выдаче судебного приказа обратился не Пенсионный фонд Российской Федерации, а фонд социального страхования.
В Обзоре судебной практики сказано о правоотношениях, связанных с уплатой финансовых санкций в соответствии с положениями Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
Требование от 21.03.2019 N 1224 (на основании которого фонд социального страхования просит выдать судебный приказ) выставлено на основании иного нормативного правового акта - Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а не на основании Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
В Обзоре судебной практики сделан вывод о взаимосвязанности Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
Так в Обзоре судебной практики сказано, что ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В Обзоре судебной практики сделан вывод, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как изложено выше, требование от 21.03.2019 N 1224 (на основании которого фонд социального страхования просит выдать судебный приказ) выставлено на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Из содержания Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не следует, что данный закон относит Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и что правоотношения, связанные с платежами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из положений указанных федеральных законов также не следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах к рассматриваемому вопросу также не могут быть применены положения ст.ст.46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые указано в оспариваемом определении суда.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
Иные основания для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа в оспариваемом определении суда от 30.08.2019 отсутствуют.
При изложенных в оспариваемом определении мотивах у суда отсутствовали правовые основания для отказа фонду социального страхования в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
На основании изложенного, апелляционная жалоба фонда социального страхования подлежит удовлетворению, оспариваемое определение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 по делу N А40-219284/19 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.288.2. АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219284/2019
Истец: ГУ МРО ФСС РФ ФИЛИАЛ 4
Ответчик: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДОНСКОЙ-ЮЖНЫЙ 92"