г. Хабаровск |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А73-9422/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖелДорЭкспедиция"
на решение от 13.08.2019
по делу N А73-9422/2019
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края,
по иску публичного акционерного общества "Амурский судостроительный завод" (ОГРН 1022700514605, ИНН 2703000015)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖелДорЭкспедиция" (ОГРН 5087746239840, ИНН 7718725461)
о взыскании 20 894 руб. 50 коп.,
установил:
13.02.2013 между публичным акционерным обществом "Амурский судостроительный завод" (далее - ПАО "АСЗ", истец, клиент) и обществом с ограниченной ответственностью "ЖелДорЭкспедиция" (далее - ООО "ЖелДорЭкспедиция", ответчик, экспедитор) заключен договор N 0000000103160160002/АСЗ-Л-08-2018 на оказание услуг по доставке грузов, согласно пункту 1.1 которого договор заключен в рамках исполнения обязательств клиента по договору 0000000103160160002/1 от 29.12.2016 на строительство и поставку грузопассажирского автомобильно-железнодорожного парома проекта CNF11CHD заключенного публичным акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" (головной заказчик) и ПАО "АСЗ".
Согласно пункту 1.2 договора, экспедитор обязуется по заявкам клиента оказывать услуги по доставке отправлений/грузобагажа в почтово-багажных вагонах (почтово-багажной скоростью) из пункта отправления в пункт назначения, а клиент обязуется оплатить эти услуги в размере и порядке, предусмотренными настоящим договором. В целях исполнения обязательств по настоящему договору, экспедитор вправе привлекать третьих лиц, о чем письменно уведомляет клиента. За действие третьих лиц экспедитор несет ответственность, как за свои собственные.
Согласно пункту 1.2.1 договора, оказываемые ответчиком услуги включали в себя: прием груза в пункте отправления, оказание услуг по дополнительной упаковке груза в случае необходимости по согласованию с клиентом, автоэкспедирование груза в пункте отправления, погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления, перевозка, железнодорожным/автомобильным транспортом до пункта назначения, автоэкспедирование груза в пункте назначения и т.д.
В случае прибытия груза в пункт назначения с изменением состояния тары представитель клиента участвует совместно с экспедитором в определении утраченного либо поврежденного груза и составления соответствующего акта. С целью определения количества и цены утраченного или поврежденного груза стороны используют товаросопроводительные документы (пункт 2.1.5 договора).
Экспедитор обязан обеспечить доставку груза в пункт назначения в срок, не превышающий 5 (пяти) календарных дней от исчисленного установленным порядком времени в пути, которое указывается в прайс-листе экспедитора, с момента выхода транспортного средства на маршрут или момента отправки железнодорожного вагона (пункт 3.1.4 договора).
Экспедитор вправе:
- не приступать к исполнению своих обязанностей, предусмотренных настоящим договором оказания услуг, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его доставки и иной информации, необходимой для исполнения своих обязанностей;
- отказаться от доставки опасного груза, а также груза, требующего по своему характеру особых условий доставки (пункты 3.2.1, 3.2.3 договора).
В силу пункта 5.3 договора если экспедитор не докажет, что повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, то экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдачи грузополучателю либо уполномоченному лицу:
- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности (пункт 5.3.3 договора).
Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору в пределах максимальной цены договора (пункт 8.1 договора).
Как установлено судом по материалам дела, на складе отправителя ООО "Уралэнергомаш" в г. Челябинск ответчику по акту приема-передачи от 07.06.2018 N 2252-1309-5805-7556 и товарно-транспортной накладной от 07.06.2018 N 2252130958057556 передан груз весом 4324 кг, в количестве 4 мест, объемом 1 куб. м. для дальнейшей транспортировки в адрес ПАО "АСЗ".
По прибытии груза на станцию Комсомольск-на-Амуре ДВЖД было установлено, что часть грузобагажа N 63-756-27 по указанной накладной в количестве 4 мест, весом 4324 кг, объемом 1 куб. м. прибыла без упаковки, частично без связки, деформирована в виде погнутых металлических прутков марки СТ.3 д. 8 ГОСТ 2590-2006, 380-2005 и марки СТ.3 д. 10 ГОСТ 2590-2006, 380-2005 в общем количестве 58 штук, весом 195 кг.
Данные обстоятельства зафиксированы двусторонним актом N 7 от 18.07.2018, а также актом N 28 о приемке продукции от той же даты.
В последнем акте указано, что поврежденным (деформированным) прибыл пруток марки СТ.3 д. 8 мм. ГОСТ 2590-2006, 380-2005 массой 0,08тн., пруток марки СТ.3 д. 10 мм. ГОСТ 2590-2006, 380-2005 массой 0,228тн.
Цена поврежденного груза (пруток д. 8-10 мм в соответствии со спецификациями к договору поставки N 00000000103160160002-57-М-59-2018 от 18.05.2018 с ООО "Уралэнергомаш", УПД N 172 от 15.06.2018, N 173/1 от 18.06.108, приходными ордерами ПТУ18-4849, ПТУ18-4850) составляет 59,95 руб./кг. Оплата груза произведена истцом платежными поручениями от 08.08.2018 NN 10404, 10411, от 22.08.2018 NN 11264, 11272, 11270, 11287.
Стоимость поврежденного груза составляет 13 794,50 руб. (0,195 кг. по акту N 7 х 70 741 руб./тн. (59 950 руб./тн. Х 1,18% НДС)).
Стоимость услуг ответчика по доставке соответствующей части поврежденного груза подтверждается расчетом провозной платы, не оспоренном ответчиком (часть 3.1 ст. 70 АПК), оплата услуг ответчика произведена истцом платежными поручениями от 23.10.2018 г. NN 13856, 13857, от 29.08.2018 N 11580. Стоимость провозной платы, приходящейся на поврежденный груз, составляет 7 100 руб. ((195 кг масса поврежденного груза / 4 324 кг общая масса груза) х (157 435 руб. общая стоимость доставки груза, не оспоренная ответчиком /4 324 кг общая масса груза)).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 29.11.2018 N АСЗ-66-14840-85 об оплате ущерба в размере 13 794,50 руб., а также возмещении ПАО "АСЗ" провозной платы за перевозку поврежденного груза.
Поскольку ООО "ЖелДорЭкспедиция" до настоящего времени претензия не исполнена, истец обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием взыскать с ответчика реальный ущерб в сумме 20 894,50 руб.
Заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N N А73-9422/2019.
Решением от13.08.2019 арбитражный суд взыскал с ООО "ЖелДорЭкспедиция" в пользу ПАО "АСЗ" ущерб в размере 20 894,50 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "ЖелДорЭкспедиция" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на следующее:
- судом неправомерно взыскана с ответчика провозная плата в размере 7 100 руб., поскольку в материалах дела, в том числе в договоре публичной оферты, отсутствует условие о компенсации экспедитором стоимости экспедиторского вознаграждения в случае недостачи груза;
- удовлетворение судом первой инстанции исковых требований о взыскании ущерба необоснованно, поскольку грузоотправителем не была предоставлена ответчику полная и точная информация об условиях доставки грузобагажа (договор от 13.02.2018 не содержит условий о том, что экспедитор обязан самостоятельно определять надлежащую и необходимую упаковку того или иного груза для его сохранной перевозки);
- судом неправомерно принят во внимание акт N 28 от 30.07.2018 о приемке продукции в качестве надлежащего доказательства факта и размера заявленных убытков, так как акт содержит указания о повреждении упаковки и деформации металлических прутков, однако не является доказательством невозможности восстановления указанного имущества и, соответственно, возникновения у ответчика обязанности по возмещению полной стоимости указанного имущества.
Апелляционная жалоба была принята для рассмотрения в порядке упрощенного производства определением от 11.09.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "АСЗ" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.
При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции (част 4 статьи 4 Закона 87-ФЗ).
Указанные положения действующего законодательства не позволяют суду принять довод ответчика о том, что принятие им груза к доставке, упакованного в тару, не соответствующую требованиям ответчика, освобождает от ответственности за повреждение груза. Ответчик, как экспедитор, имел право запросить у клиента дополнительные сведения об условиях доставки груза, а также согласовать с клиентом дополнительное упаковывание груза в соответствии с требованиями экспедитора.
В соответствии со статьей 803 ГК РФ, статьей 6 Закона N 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортной экспедиции, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл.25 ГК, Законом о транспортной экспедиции и иными федеральными законами.
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (часть 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ).
За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, экспедитор несет ответственность в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 7 Закона N 87-ФЗ действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 393 ГК РФ).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7, по смыслу статьи 15 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (части 2, 3 статьи 401 ГК).
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право предоставлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с предоставлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается принятие ответчиком груза к доставке по месту назначения.
Вместе с тем, часть груза прибыла с повреждениями (деформация части металлических прутков вышеуказанных наименований).
Ответчиком не представлены доказательства сохранения деформированными прутками их потребительских (эксплуатационных) свойств, поэтому судом правомерно не приняты доводы об отсутствии в материалах дела доказательств ущерба (по факту).
На основании изложенного, в связи с отсутствием доказательств того, что повреждение груза металлических прутков возникло по причинам, которые не зависели от экспедитора и которые он не мог предотвратить, экспедитор в рассматриваемом случае несет ответственность в размере стоимости утраченного груза.
По размеру ущерб истца также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, расчеты истца не оспоренные ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о подтверждении размера понесенных убытков в виде реального ущерба и взыскал с ООО "ЖелДорЭкспедиция" в пользу ПАО "АСЗ" убытки в сумме 20 894,50 руб.
Доводы апелляционной жалобы проверены, признаны несостоятельными, опровергающимися материалами дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 13.08.2019 по делу N А73-9422/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9422/2019
Истец: ПАО "АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ООО "ЖелДорЭкспедиция"