г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А56-3663/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19371/2019) ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 по делу N А56-3663/2019(судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
к Министерству обороны РФ в лице 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Министерству обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Минобороны России) в лице 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее -заинтересованное лицо, административный орган) с заявлением о признании незаконным постановления N 103.2018.190МР-4 от 18.12.2018 о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.06.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на отсутствие событие вмененного административного правонарушения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.12.2011 между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства" (Генподрядчик) заключен Государственный контракт N ДГЗ-2/704/2011 (далее - Контракт) на выполнение полного комплекса работ по объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Макаровская военный городок N 30, д. 2.
Пунктом 2.5 Контракта определено, что государственный заказчик в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее именуемое по тексту - Заказчик).
в период с 15.10.2018 по 22.10.2018 заинтересованным лицом проведена проверка в рамках программы проверок от 05.02.2018 в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция служебного здания 473 ОСН ПДСС" (шифр - 2/704), расположенного по адресу: г. Кронштадт, военный городок N 30.
В ходе проверки выявлено, что нарушены сроки направления в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти извещен о переносе сроков завершения работ, подлежащих проверке при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Программой проверок, утвержденной начальником 103 отдела ГАСН от 05 февраля 2018 г. предусмотрено проведение проверки выполнения работ по монтажу инженерных сетей (электроснабжение, наружное освещение прочие внутренние сети (диспетчеризация, связь, радио ит.п.)), благоустройству (проезды и площадки с твердым покрытием, озеленение, малые архитектурные формы), монтажу внутренних автоматических систем противопожарного водоснабжения, вентиляции и проведения ПНР инженерных систем и оборудование с 09 октября 2018 г. по 22 октября 2018 г., при этом на объекте соответствующие работы не начаты. Извещение о переносе сроков завершения работ в ГАСН не поступало - нарушены требования ч.6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В связи с чем, заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 9.5 КоАП РФ.
Усмотрев в действиях предприятия признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации (далее- КоАП РФ), Минобороны 22.11.2018 составил в отношении Предприятия протокол N 103.2018.190МР-1 об административном правонарушении.
Постановлением от 18.12.2019 по делу об административном правонарушении N 103.2018.190МР-1 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением Минобороны, Предприятие обратилось с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Предприятия, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
Объектом посягательства является установленный порядок осуществления государственного строительного надзора в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства при поэтапном завершении определенного вида работ, подлежащего проверке, в целях которого и возлагается на лиц, осуществляющих строительство, обязанность по предоставлению уполномоченному органу информации о сроках завершения данных видов работ.
Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно условиям Контракта Государственным заказчиком строительства Объекта является Министерство обороны Российской Федерации.
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 2.5 Контракта Государственный заказчик (Министерство обороны) в целях обеспечения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций (определенных разделом 7 Контракта) Заказчику в лице ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ". Из содержания указанного пункта следует, что Заказчик при осуществлении прав и обязанностей по контракту действует от имени Государственного заказчика, исключением является осуществление обязанностей по финансированию и оплате работ.
Исходя из указанного раздела 7 Заявитель осуществляет контроль за генеральным подрядчиком, до начала проектно-изыскательских работ передает генеральному подрядчику исходные данные (п. 7.1.10), до начала строительно-монтажных работ передает генподрядчику на период строительства строительную площадку, всю необходимую для строительства документацию и т.д.
Как правомерно указано судом первой инстанции, из условий договора следует, что Министерством обороны а отношении Заказчика переданы Предприятию все полномочия касающиеся контроля и надзора за производством строительных работ Генподрядчиком, за исключением полномочий по финансированию проекта.
Более того, из положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р" (далее - Устав) следует, что Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).
Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.
Региональное управление заказчика капитального строительства Западного военного округа является филиалом ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" (пункт 9 Устава).
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
В силу статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется, в том числе, в форме государственного строительного надзора.
В силу части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. N 54) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление, пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Объектом правонарушения по части 2 статьи 9.5 КоАП РФ является установленный порядок осуществления государственного строительного надзора в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства при поэтапном завершении определенного вида работ, подлежащего проверке.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Предприятия образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ.
Доводы Заявителя о том, что Предприятие не заключало от своего имени договоры подряда с подрядными организациями свидетельствуют лишь о том, что предприятие помимо застройщика (заказчика) указанных в деле объектов является и лицом, осуществляющим строительство, что в свою очередь, согласуется с положениями части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований ГрК РФ по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, судом не установлено. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено с учетом статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Предприятию наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Предприятием правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10. Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Предприятием правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Предприятием требования.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 по делу N А56-3663/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3663/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство обороны Российской Федерации в лице 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора
Третье лицо: 103 ОТДЕЛ ГОС АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ