г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А56-31367/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кислова О.С. по доверенности от 29.12.2018
от ответчика (должника): Любутина В.А. по доверенности от 24.12.2018
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23148/2019) АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2019 по делу N А56-31367/2018(судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"
к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению
3-е лицо: 1) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга; 2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга; 3) Администрация Невского района Санкт-Петербурга
о признании недействительным распоряжение
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 30.01.2018 N 23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет по тарифам), Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет), Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением суда от 29.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого распоряжения Комитета, просит решение отменить, заявление АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Комитет представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, приведенным в письменном отзыве.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитет по энергетике, ссылаясь на часть 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пункт 3.29-12 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 N 757 (далее - Положение N 757), распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 13.09.2017 N 136 "О порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей" (далее - Распоряжение N 136) и на заявление администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19.09.2017, вынес распоряжение от 30.01.2018 N23, которым определил Общество эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в соответствии с перечнем согласно приложению до признания права собственности на указанное бесхозяйное имущество.
АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" обжаловало данное распоряжение от 30.01.2018 N 23 в арбитражный суд. Общество отметило, что тепловые сети, указанные в приложении к распоряжению, не являются бесхозяйными, что подтверждается, по его утверждению, актами разграничения балансовой принадлежности, находятся на обслуживании организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Также Общество отмечает, что часть тепловых сетей не имеет непосредственного присоединения к тепловым сетям АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", в связи с чем основания для принятия указанных тепловых сетей на обслуживание и в эксплуатацию Общества в соответствии с Законом N 190-ФЗ отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, орган местного самоуправления наделен полномочиями по определению организации, ответственной за содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в административном порядке путем вынесения ненормативного (одностороннего, властно-распорядительного) акта, возлагающего соответствующие обязанности на профессионального участника - теплосетевую организацию или теплоснабжающую организацию, поскольку именно они обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергией вне зависимости от факта наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество является теплосетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.
Из материалов дела также следует, что с использованием спорных тепловых сетей Общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии потребителям.
В силу пункта 2 Положения о порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей, утвержденного распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 13.09.2017 N 136, заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и сведения о технических характеристиках и состоянии указанного имущества представляются в целях издания соответствующего распоряжения в Комитет по энергетике Администрациями районов Санкт-Петербурга, выявившими бесхозяйные тепловые сети.
Следовательно, распоряжение N 23 издано Комитетом по энергетике на основании заявления Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19.09.2017 в отношении тепловых сетей, расположенных на территории Невского района Санкт-Петербурга и определенных Администрацией в качестве бесхозяйных.
Как установлено судом первой инстанции, спорные тепловые сети не входят в состав общего имущества многоквартирных домов и в зону эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации. Доказательства того, что спорные тепловые сети находятся в законном владении потребителей или публично-правового образования, в материалах дела отсутствуют.
Согласно позиции Комитета по тарифам, основанной на положениях Закона N 190-ФЗ, затраты Общества на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей подлежат включению в тариф теплосетевой организации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Распоряжение N 23 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества.
Довод Общества о том, что Распоряжение не соответствует закону, поскольку спорные сети не имеют непосредственного присоединения к сетям Общества и не являются бесхозяйными, нельзя признать обоснованными ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии потребителям с использованием тепловых сетей, которые не имеют эксплуатирующей организации. Судом первой инстанции установлено, что спорные тепловые сети являются "вторичными", то есть расположены между сетями Общества и объектами потребителей (многоквартирными жилыми домами). Вместе с тем, указанная схема подключения объектов потребителей к системе теплоснабжения не может служить препятствием для применения части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, поскольку суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы существенно ущемленным (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 27.10.2015 N 28-П).
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Распоряжении N 23 указаны недостоверные характеристики передаваемых объектов, являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отмены Распоряжения.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Определением Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС19-4421 от 26.04.2019 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ по аналогичному спору, рассмотренному в рамках дела N 56-18460/2018.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого Распоряжения незаконным, отсутствует, оснований для удовлетворения заявления Общества у не имеется. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении спора апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2019 по делу N А56-31367/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31367/2018
Истец: АО "ТЕПЛОСЕТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Третье лицо: Администрация Невского района Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23148/19
29.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31367/18
04.04.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31367/18