г. Киров |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А28-7714/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области, ИНН 4335002945 ОГРН 1054313551500
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 по делу N А28-7714/2018, принятое судом в составе судьи Мочаловой Т.В.,
по иску акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824 ОГРН 1055612021981)
к администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области (ИНН 4335002945 ОГРН 1054313551500),
третье лицо: акционерное общество "Коммунэнерго",
о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области (далее - Администрация, ответчик, заявитель) 70 176 руб. 24 коп. задолженности за электрическую энергию за февраль, март 2018 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Общества основаны на статьях 307, 309, 310, 422, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Компания, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что у Администрации отсутствует обязанность принять бесхозяйное имущество в муниципальную казну, а имеется лишь право на это. Ответчик не вправе назначить лицо, ответственное за обслуживание электросетей, поскольку не может давать обязательные для исполнения распоряжения коммерческим и иным организациям, обладающим определенным статусом в сфере электроэнергетики. Через объекты электросетевого хозяйства, являющиеся фактически бесхозяйными, производится подача электроэнергии, помимо населения, и другим потребителям, в том числе коммерческим организациям (2 пилорамы, холодный цех, офис и др.). Оплата ответчиком потерь, возникающих в бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства, приведет к расходованию бюджетных средств не по назначению, получению коммерческими и иными субъектами необоснованной экономической выгоды. Между Компанией и Администрацией подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 11.10.2011 N АГР 702-27/11. Граница балансовой принадлежности электрических сетей и граница эксплуатационной ответственности сторон установлена на нижних болтовых зажимах рубильника 0,4 кВ фидера 11 ("Сельская") 'ITI-7 в РУ-0,4 кВ Тп-7 фидера 4 ПС "Тяговая". Ответственность за надежность и качество обеспечения электроэнергией потребителей, энергопринимающие установки которых присоединены к бесхозяйным сетям, законом возложена на организации, к электросетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике). Законом об электроэнергетике (пункт 4 статьи 28) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию, которым гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.07.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.07.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Согласно решению правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 01.10.2014 N 32/1-ээ-2014 Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Кировской области.
Компания (Сетевая организация) и Администрация (Потребитель) подписали акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 11.10.2011 N АГР 702-27/11 (далее - Акт от 11.10.2011).
В Акте от 11.10.2011 указано, что точка присоединения электроустановок Потребителя к электрической сети Сетевой организации - ПС "Тяговая", СШ-10 кВ N 1, фидер 4 ТП-7, РУ-0,4 кВ, рубильник 0,4 кВ фидера 11. Граница балансовой принадлежности электрических сетей и граница эксплуатационной ответственности сторон установлена на нижних болтовых зажимах рубильника 0,4 кВ фидера 11 ("Сельская") ТП-7 в РУ-0,4 кВ ТП-7 фидера 4 ПС "Тяговая". При этом Администрация имеет на своем балансе и эксплуатирует электрические сети от установленной границы в сторону потребления (далее - Точка поставки) и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникающих в собственных электрических сетях. Также Администрация несет ответственность за их техническое состояние, эксплуатацию, за соблюдение правил безопасности при эксплуатации электроустановок, соблюдение оперативной дисциплины. Прибор учета, используемый применительно к Точке поставки - N 009072021003167 (далее - спорный ПУ).
Письмом от 17.11.2017 Компания информировала Общество о потребителях, подключенных через Точку поставки.
В соответствии с судебными актами по делу N А28-5518/2016 в договор купли-продажи электрической энергии (мощности), приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях от 26.11.2015 N 848, включена Точка поставки со ссылкой на Акт от 11.10.2011 и с перечнем подключенных субабонентов как потребителей, с учетом которых формируется полезный отпуск.
14.03.2018 Администрация получила от истца оферту договора энергоснабжения N 420252, предусматривающую оплату Администрацией как иным владельцем сетей (Точки поставки), потребленной электроэнергии, определенной по спорному ПУ, за вычетом показаний приборов учета у субабонентов.
Ответчик данный договор не подписал.
В отсутствие письменного договора истец в феврале, марте 2018 года осуществлял поставку электроэнергии на объекты, запитанные от Точки поставки, что повлекло образование фактических потерь в сетях ответчика.
Истец выставил ответчику к оплате счета-фактуры от 28.02.2018 N 0002364/0120, от 31.03.2018 N 0003769/0120 на общую сумму 114 585 руб. 90 коп.
В подтверждение объема и стоимости фактических потерь истцом представлены акты электропотребления от 28.02.2018, от 31.03.2018, сведения о показаниях спорного ПУ, приборов учета субабонентов, справка о нерегулируемой цене на электроэнергию в феврале-марте 2018 года.
Претензиями от 09.04.2018, от 07.05.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензии оставлены ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно уточненным требованиям задолженность составила 70 176 руб. 24 коп. (с учетом корректировок в части вычитаемого объема, приходящегося на субабонентов, о чем представлены корректировочные счета-фактуры с актами электропотребления от 26.12.2018).
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также принятые в соответствии с ними обязательные правила.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В силу абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты; обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Как следует из пункта 4 Основных положений N 442, сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, не относящиеся по своему статусу к сетевым организациям, оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства) (пункт 130 Основных положений N 442).
Таким образом, обязанность оплаты стоимости потерь возложена не только на сетевые организации, но и на иных владельцев, у которых находятся объекты электросетевого хозяйства.
Объект электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (пункт 2 Основных положений N 442, пункт 2 Правил N 861).
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается наличие подписанного со стороны Администрации Акта от 11.10.2011, согласно которому в отношении Точки поставки (электрические сети от ТП-7 в сторону потребления) Администрация обязалась осуществлять компенсацию потерь электроэнергии, возникающих в указанных сетях.
Акты технологического присоединения и акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон сами по себе не являются правоустанавливающими документами на спорное имущество, так как факт владения на праве собственности или ином законном основании должен быть подтвержден выданными в установленном законом порядке документами. Указанные акты являются в соответствии с пунктом 2 Правил N 861 техническими документами.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 85 Закона N 131-ФЗ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию, в данном случае - в целях организации бесперебойного электроснабжения населения.
Соответственно, и в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, и в отношении имущества, не имеющего собственника и являющегося бесхозяйным, муниципальное образование обязано принять меры, направленные на обеспечение его надлежащей эксплуатации.
Доказательства того, что в спорный период Администрация передала на обслуживание (в аренду) Точку поставки, поставила на учет как бесхозяйное имущество, иному лицу (иным лицам), отсутствуют, в связи с чем довод о том, что обязанность по оплате электрической энергии в целях компенсации технологического расхода (потерь) электрической энергии в электрических сетях лежит на Компании, несостоятелен.
Согласно пункту 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства (помимо сетевых организаций) оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
На основании пункта 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В нарушение требований статей 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что предъявленный к оплате объем электроэнергии на спорную сумму фактически потреблен иными лицами, а, также доказательств, подтверждающих, что потери электроэнергии в сетях за спорный период составляют иное количество.
Из расчета уточненных требований (акты электропотребления от 26.12.2018) следует, что истец вычел из расчета объем ресурса, приходящийся на субабонентов.
В соответствии с статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 29 часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оценив представленный по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта поставки электрической энергии в заявленном размере и правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме (уточненные требования).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 по делу N А28-7714/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7714/2018
Истец: ОАО "ЭнергосбыТ Плюс"
Ответчик: Администрация Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области
Третье лицо: ОАО "Коммунэнерго"