г. Вологда |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А66-5021/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
при участии от общества с ограниченной ответственностью ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЕВРОЛИФТМАШ" Барановой Г.П., по доверенности от 06.06.2019, от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Андреевой А.В., по доверенности от 25.09.2019, от Министерства строительства Тверской области Громовой С.В., по доверенности от 21.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Министерства строительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2019 года по делу N А66-5021/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЕВРОЛИФТМАШ" (адрес: 140080, Московская область, город Лыткарино, территория детский городок ЗИЛ, корпус 48; ОГРН 1115027001660, ИНН 5026015392; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, переулок Студенческий, дом 28; ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521; далее - Фонд) о признании недействительным одностороннего отказа Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области от заключения с Обществом договора на выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области по результатам электронного аукциона от 22.02.2019 N 203650000011900008, выраженного в виде Акта об отказе от заключения договора от 27.03.2019 (с учетом уточнения).
К участию в деле привлечены Министерство строительства Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 23; ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604; далее - Министерство), Открытое акционерное общество "ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2019 года по делу N А66-5021/2019 исковые требования удовлетворены.
Фонд не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Доводы апеллянта сводятся к следующему. Вывод суда о том, что отказ от заключения договора явился следствием взаимосвязанных недобросовестных действий Министерства и Фонда, направленных на уклонение от заключения договора с победителем электронного аукциона в обход требованиям закона, ошибочен и не соответствует обстоятельствам дела. Правовое значение для рассмотрения спора имеет значение момент исключения истца из реестра квалифицированных подрядных организаций Тверской области, а не момент исключения из сводного реестра квалифицированных подрядных организаций. Судом первой инстанции сделан неверный вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа от заключения сделки с истцом.
В судебном заседании апелляционного суда Фонд и его представитель поддержали доводы своей жалобы.
Министерство не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что суд в ходе судебного разбирательства вышел за пределы рассмотрения заявленных исковых требований. Суд безосновательно дал оценку действиям Министерства, тогда как вопрос оценки законности (незаконности) действий Министерства истцом в рамках заявленных требований не ставился. Министерство давало пояснения суду относительно факта несоответствия Общества требованиям Положения N 615 и представляло все необходимые документы, содержащие сведения, послужившие основанием для исключения общества из РКПО. Полагает, что Фонд был не вправе заключать договор с подрядной организацией, не соответствующей требованиям Положения N 615.
В судебном заседании апелляционного суда Министерство и его представитель поддержали доводы своей жалобы.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда и Министерства без удовлетворения.
ОАО "ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 22 февраля 2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 22.02.2019 года N 2036500000119000080001 на выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Протоколом заседания комиссии от 23 марта 2019 года победителем аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЕВРОЛИФТМАШ".
Фонд 27.03.2019 отказался от заключении договора по результатам электронного аукциона от 22.02.2019 N 2036500000119000080001 с Обществом, о чём составлен акт об отказе от заключения договора от 27.03.2019.
Полагая, что у Фонда отсутствовали правовые основания для отказа от заключения договора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, удовлетворил иск.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 названного Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из материалов дела, Общество признано победителем электронного аукциона от 22.02.2019 года N 2036500000119000080001.
Вместе с тем 27 марта 2019 года организатор торгов - Фонд отказался от заключения договора, ссылаясь на исключение Общества с ограниченной ответственностью ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЕВРОЛИФТМАШ" из реестра квалифицированных подрядных организаций Тверской области.
Согласно Постановлению Правительства Тверской области от 11.12.2018 N 352-пп "Об утверждении Положения о Министерстве строительства Тверской области" Министерство строительства Тверской области осуществляет ведение реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, (далее - Положение N 615) определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор о проведении капитального ремонта).
Согласно пункту 8 Положения N 615 предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов).
Пунктом 23 Положения N 615 установлены требования к участникам предварительного отбора. При этом орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.
Комиссия по проведению предварительного отбора вправе проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.
Невключение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 53 настоящего Положения, не допускается.
Согласно пункту 51 Положения N 615 в период рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора:
а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям;
б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора;
в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта. При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе. (пункт 53 Положения N 615).
Пунктом 66 Положения N 615 установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций информации о подрядной организации.
В соответствии с пунктом 220 Положения N 615 заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона в случае установления факта несоответствия лица, с которым должен быть заключен договор о проведении капитального ремонта, требованиям настоящего Положения.
В случае отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к электронному аукциону, или с единственным участником электронного аукциона заказчиком в срок не позднее одного рабочего дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных пунктом 220 настоящего Положения и являющихся основанием для отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта, составляется акт об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить договор о проведении капитального ремонта, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего после дня подписания указанного протокола, и направляется оператору электронной площадки. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания акта передает заверенную заказчиком копию акта лицу, с которым заказчик отказывается заключить договор о проведении капитального ремонта (пункт 221 Положения N 615).
Исследовав обстоятельства дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришёл к верному выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований дл отказа от заключения договора с Обществом, поскольку не представлено доказательств того, что на момент принятия решения об отказе от заключения договора 27 марта 2019 года Общество исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Довод Фонда в апелляционной жалобе на тот факт, что суд посчитал неустановленным момент исключения истца из реестра квалифицированных подрядных организаций Тверской области несостоятелен ввиду следующего.
Согласно пункту 61 Положения N 615 сводный реестр квалифицированных подрядных организаций ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов в электронном виде на официальном сайте. Реестр квалифицированных подрядных организаций является частью сводного реестра квалифицированных подрядных организаций и размещается на официальном сайте в сети "Интернет".
Таким образом, с учетом того, что региональный реестр квалифицированных подрядных организаций является составной частью сводного реестра, момент исключения подрядной организации из регионального реестра и момент ее исключения из сводного реестра совпадают.
Ссылка Фонда на протокол комиссии Министерства Тверской области от 27.03.2019 N 55 как документ, подтверждающий исключение истца из реестра квалифицированных подрядных организаций отклоняется апелляционной коллегией, поскольку противоречит пунктам 63, 67, 68 Положения N 615.
Согласно указанным правовым нормам, принятие решения об исключении подрядной организации с РКПО комиссией по проведению предварительного отбора и последующее за ним исключение из реестра уже органом по ведению реестра - это два последовательных действия, осуществляемые двумя разными органами: комиссией по проведению предварительного отбора и органом по ведению реестра.
В материалы дела представлено только решение комиссии по проведению предварительного отбора, оформленное протоколом от 27.03.2019 N 55.
Ссылка Министерства о том, что суд вышел за пределы рассмотрения заявленных исковых требований не обоснован и отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречат статье 168 АПК РФ.
Доводам Министерства, изложенным в пунктах 2 и 3 апелляционной жалобы дана надлежащая оценка судом первой инстанции и суд апелляционной инстанции не может с ней не согласится.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2019 года по делу N А66-5021/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Министерства строительства Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5021/2019
Истец: ООО ПО "Евролифтмаш"
Ответчик: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Третье лицо: Министерство строительства Тверской области, ОАО "Щербинский лифтостроительный завод"
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18067/19
17.10.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8563/19
30.07.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5021/19
12.04.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-5021/19