г. Челябинск |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А47-2641/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.07.2019 по делу N А47-2641/2019.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее УМВД РФ по Оренбургской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации прекращения права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества: сторожка, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 17.9 кв. м, инв. N 65-47, лит. В9, расположенная по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, урочище "Дубки", кадастровый номер 56:44:0238001:3525, выраженного в письме от 31.01.2019 N 56/999/001/2018 и обязании осуществить государственную регистрацию прекращения права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества в установленный законом срок.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.07.2019 (резолютивная часть объявлена 25.07.2019) с учетом определения об исправлении опечатки в удовлетворении заявления отказано (л.д. 139).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что МВД России, давшее согласие на выбытие заявленного к регистрации объекта, наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за подведомственными ему территориальными органами МВД России.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.10.2018 УМВД России по Оренбургской области обратилось в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением N 56/999/001/2018-29960 о прекращении права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества: сторожка, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 17.9 кв. м, инв. N 65-47, лит. В9, расположенная по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, урочище "Дубки", кадастровый номер 56:44:0238001:3525.
Управление Росреестра по Оренбургской области 30.10.2018 на основании п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приостановило государственную регистрацию прекращения права оперативного управления до 30.01.2019 (уведомление о приостановлении государственной регистрации прекращения права оперативного управления от 30.10.2018 N 56/999/001/2018-29960) (л.д. 31-33), в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Заявителю было предложено в целях устранения причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий, обратиться в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области за получением правоустанавливающего документа о прекращении права оперативного управления в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости.
16.01.2019 в регистрирующий орган от заявителя поступили дополнительные документы, которые не устранили причину, препятствующую осуществлению регистрационных действий.
Уведомлением Управления Росреестра по Оренбургской области от 31.01.2019 N 56/999/001/2018-29960 (л.д. 23-26) в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости заявителю было отказано на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что в установленный срок причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не устранены.
Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения УМВД России по Оренбургской области в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности отказа регистрирующего органа, и отсутствия совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого решения Управления Росреестра незаконным.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Перечень оснований для государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
На основании пункта 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Положениями части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в частности, согласно пункту 3 части 1 статьи 26 названного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, собственником объекта недвижимого имущества: сторожка, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 17.9 кв. м, инв. N 65-47, лит. В9, расположенная по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, урочище "Дубки", кадастровый номер 56:44:0238001:3525 является Российская Федерация.
На основании распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 31.01.2008 N 84-р спорный объект недвижимости был закреплен на праве оперативного управления за правообладателем (запись о регистрации права N 56-56-01/039/2013-332 от 12.07.2013).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из п. 1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278, следует, что территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п. 4 указанного Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим Положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Заявителем на государственную регистрацию прекращения права оперативного управления не было представлено решение собственника недвижимого имущества, переданного на праве оперативного управления УМВД России по Оренбургской области.
Согласно ответу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 21.01.2019 N 56/999/001 им не издавалось никаких распорядительных документов по вопросу прекращения права оперативного управления на объект недвижимого имущества: сторожка, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 17.9 кв. м, инв. N 65-47, лит. В9, расположенная по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, урочище "Дубки", кадастровый номер 56:44:0238001:3525 (л.д. 42-43).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции поддержал вывод регистрирующего органа об отсутствии правоустанавливающего документа о прекращении права оперативного управления в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости.
Отклоняя ссылки заявителя на наличие согласия МВД России на выбытие из оперативного управления УМВД России по Оренбургской области спорного объекта недвижимости, суд первой инстанции обоснованно руководствовался тем, что указанное согласие не может заменить соответствующее решение о прекращении права оперативного управления, принятое собственником недвижимого имущества, переданного на праве оперативного управления УМВД России по Оренбургской области.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия обращает внимание на следующее.
Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 3032-О в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. Тем самым в нормах арбитражного процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
Исходя из данного правила часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ставит возможность удовлетворения заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя.
Конституционный суд в своем определении от 19.12.2017 N 3032-О разъяснил, что само по себе положение пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривая обязанность арбитражного суда в случае выявления им нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя указать в резолютивной части решения на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, при этом не исключает для заявителя возможность защищать свои права, которые он полагает нарушенными, в ином предусмотренном законом порядке.
Апелляционный суд полагает, что избранный обществом способ защиты права является ненадлежащим, поскольку заявленное в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование не соответствует содержанию нарушенного права и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права путем признания незаконным отказа регистрирующего органа в осуществлении регистрации прекращения вещного права, поскольку рассмотрение споров о прекращении вещных прав производится в порядке искового производства, судебные акты по результатам таких споров могут являться основанием для осуществления государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.08.2019 по делу N А47-3842/18 удовлетворены требования УМВД РФ по Оренбургской области к третьему лицу по настоящему делу о прекращении права оперативного управления на спорный объект, права заявителя уже восстановлены в результате рассмотрения указанного выше дела.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении им норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с освобождением апеллянта от уплаты государственной пошлины судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.07.2019 по делу N А47-2641/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2641/2019
Истец: УМВД России по Оренбургской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агенства по управлению госудрственным имуществом в Оренбургской области