г. Красноярск |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А74-1812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабуровой С.О.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Российские железные дороги"): Скригиной А.В., представителя на основании доверенности от 23.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "22" июля 2019 года по делу N А74-1812/2019, принятое судьёй Коршуновой Т.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (ИНН 1901065125, ОГРН 1041901023009, далее - управление, надзорный орган) от 21.12.2018 N 283/1/1 в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22, 27, 29.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" июля 2019 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом ОАО "РЖД" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что СНиП 21-01-97* подлежит применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации;
- судом необоснованно не принят довод общества о том, что требования СНиП 21-01-97* не носят обязательный характер;
- суд неправомерно указал, что подлежат применению нормы МДС 21-1.98;
- не дана надлежащая правовая оценка тому, что законодателем в СНиП 21-01-97*, СП 4.13130.2009, СП 118.13330.2012 требования пожарной безопасности установлены с учетом конкретной области применения.
Надзорный орган отзыв на апелляционную жалобу в третий арбитражный апелляционный суд не представил.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Управление, уведомлено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя управления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 39 по г. Москве.
На основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-Р/6-Р/884Р обществу передан объект "Дворец Железнодорожников", расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Пирятинская, 20, литера А.
Главным государственным инспектором г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору 04.12.2018 издано распоряжение N 283 о проведении в отношении общества в период с 10.12.2018 по 27.12.2018 внеплановой выездной проверки с целью исполнения распоряжения первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 29.11.2018 N 120, изданного на основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 16.11.2018 N ЮБ-П4-7987. Копия распоряжения получена представителем общества по доверенности 14.12.2018.
По результатам плановой проверки лицом, проводившим проверку (заместителем главного государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору), составлен акт проверки от 21.12.2018 N 283, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности (29 нарушений).
21.12.2018 обществу выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 283/1/1, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района.
Копия акта проверки и предписание направлены обществу сопроводительным письмом от 21.12.2018 N 2341-2-6-14 по электронной почте по адресу: fax@css.rzd.ru (получено обществом в этот же день), почтовыми отправлениями N 65501230002842 и N 65501230002835 (получены обществом 28.12.2018) и вручены директору дома культуры железнодорожников станции Абакан.
Оспариваемыми пунктами предписания от 21.12.2018 обществу в срок не позднее 01.09.2019 необходимо выполнить следующее:
- выполнить внутреннюю отделку потолка в тамбуре (помещение N 46 технический паспорт нежилого здания 2011 года), стен в малом зале (помещение (фойе) N 15 технический паспорт нежилого здания 2011 года), стен и потолка в фойе (помещение N 14 технический паспорт нежилого здания 2011 года), материалами с определенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности). Запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ1 (пункты 6-9);
- выполнить ширину эвакуационного выхода из помещения парикмахерской (помещение N 9 технический паспорт нежилого здания 2011 года), из помещения сцены (помещение N 24 технический паспорт нежилого здания 2011 года) не менее 0,8 м.
Фактическая ширина проема эвакуационных выходов составляет соответственно 0,606 м., 0,636 м. (пункты 10,13);
- выполнить заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение склада декораций (помещение N 22 технический паспорт нежилого здания 2011 года), в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI30 (необходимо заменить перегородку, выполненную из ДСП на материал с пределом огнестойкости не менее EI30 и установить противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI30) (пункты 14-15);
- выполнить лестничный марш в складе декораций на первом этаже (помещение N 22 технический паспорт нежилого здания 2011 года), ведущий на вышележащий этаж с
пределом огнестойкости строительных конструкций не менее R60 (60 минут) (провести огнезащитную обработку металлических конструкций с составлением проектной документации) (пункт 17);
- оборудовать лестницу (помещение N 37 технический паспорт нежилого здания 2011 года), предназначенную для сообщения между подвальным (цокольным) и первым этажом, противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (пункт 22);
- выполнить заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение костюмерной (помещение N 42 технический паспорт нежилого здания 2011 года), в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI3O (необходимо установить противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI3O) (пункт 27);
- выполнить лестницу 3-го типа, предназначенную для эвакуации со второго этажа (помещение N 42 технический паспорт нежилого здания 2011 года), в соответствии со следующими требованиями: уклон лестниц на путях эвакуации должен быть не более 1:1; ширина должна быть не менее 0,8 м; лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов; высота ограждений лестниц должна быть не менее 1,2 м, в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); лестницы должны иметь двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях, на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м; размер проступей лестниц должен быть 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35-м), а
размер подступенок - 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м); ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины не допускается (пункт 29).
Не согласившись с пунктами 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22, 27, 29 предписания, общество в установленный срок оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
На основании статьи 6 Закона о пожарной безопасности, пунктов 8, 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, оспариваемое предписание выдано должностным лицом управления в пределах предоставленных полномочий.
Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания управлением соблюдены, существенных нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" управлением не допущено, доводов о нарушении процедуры проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания учреждением не заявлено.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Положения Закона N 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме
выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
В случае, если положениями Закона N 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Закона N 123-ФЗ) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу пунктов 1, 2, 3, 5, 10, 16 статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Согласно пункту 5.14* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утверждённых Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2* (для дверей, ворот, люков, клапанов с типом заполнения проемов в противопожарных преградах 2 установлен предел огнестойкости не ниже EI 30), тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
В соответствии с пунктом 5.18* СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно таблице 4* (для лестничного марша и площадки лестниц в зданиях со степенью огнестойкости II установлен предел огнестойкости строительных конструкций, не менее R60).
Согласно пункту 5.19 СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы согласно таблице 5*.
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода (пункт 6.11* СНиП 21-01-97*).
В соответствии с пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В силу пункта 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Согласно пункту 6.30 СНиП 21-01-97* уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.
Пунктом 7.1 СНиП 21-01-97* установлено, что предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся: конструктивные и объемно-планировочные
решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной
опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями; ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации; снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий; наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения; сигнализация и оповещение о пожаре.
В соответствии с пунктом 7.23 СНиП 21-01-97* в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
Пособие к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - МДС 21-1.98) установлено, что складские помещения, кладовые, мастерские, помещения для монтажа станковых и объемных декораций, камера пылеудалений, вентиляционные камеры, помещения лебедок противопожарного занавеса и дымовых люков, аккумуляторные, трансформаторные подстанции должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа, перекрытия - 3-го типа и двери - 2-го типа.
Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских школьных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI30.
В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 60° (для зданий детских дошкольных учреждений не более 45°) (кроме зданий детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, а также детских дошкольных учреждений общего типа III - V степеней огнестойкости и стационаров лечебных учреждений всех степеней огнестойкости).
При этом данные лестницы должны быть рассчитаны на число эвакуируемых не более, чел.: 70 - для зданий I и II степеней огнестойкости; 50 - для зданий III степени огнестойкости; 30 - для зданий IV и V степеней огнестойкости.
Ширина таких лестниц должна быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.
В силу пункта 6.11* "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (далее - СП 118.13330.2012*) размер проступей лестниц должен быть 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35 м), а размер подступенок - 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м). Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины не допускается. В порядке исключения допускается изменять рисунок трех нижних ступеней главной лестницы.
Согласно пункту 6.17 СП 118.13330.2012* ограждения в зданиях ДОО, школ и учебных корпусов школ-интернатов, где расположены помещения первых классов, а также детских поликлиник и стационаров, детских зрелищных учреждений должны отвечать следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных организациях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 м или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой; лестницы должны иметь двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях, - на высоте 0,9 м, а также дополнительный на высоте 0,5 м.
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов
руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно материалам дела, в нарушение статей 1, 2, 37, 38 Закона N 69-ФЗ, статьи 4, пункта 1 статьи 6, статей 53, 88, 134, таб. 23-24, 28-29 Закона N 123-ФЗ, пункта 5.14*, таб. 2, пунктов 5.18*, 5.19, табл.4*, табл. 5*, 6.11*, 6.16, 6.25*, 6.30*, 7.1, 7.23* СНиП 21-01-97*, пунктов 2.1, 4.1 раздела III МДС 21-1.98, пункта 4.19, 5.4.2 СП 4.13130.2013, пунктов 4.2.3, 5.2.3, 5.2.15, 5.2.16 СП 1.13130.2009, пунктов 6.11*, 6.17 СП 118.13330.2012*, пункта 33 Правил противопожарного режима обществом в принадлежащем ему спорном здании:
- внутренняя отделка потолка в тамбуре (помещение N 46 технический паспорт нежилого здания 2011 года), стен в малом зале (помещение (фойе) N 15 технический паспорт нежилого здания 2011 года), стен и потолка в фойе (помещение N 14 технический паспорт нежилого здания 2011 года) выполнена не материалами с определенными свойствами пожарной опасности (без обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности);
- ширина эвакуационного выхода из помещения парикмахерской (помещение N 9 технический паспорт нежилого здания 2011 года), из помещения сцены (помещение N 24 технический паспорт нежилого здания 2011 года) составляет менее 0,8 м. - 0,606 м. и 0,636 м. соответственно;
- проем в противопожарной преграде, отделяющей помещение склада декораций (помещение N 22 технический паспорт нежилого здания 2011 года), заполнен не в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI30 (имеющаяся перегородка выполнена из ДСП, тогда как должна быть выполнена из материала с пределом огнестойкости не менее EI 30, противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее
EI30 отсутствует);
- лестничный марш в складе декораций на первом этаже (помещение N 22 технический паспорт нежилого здания 2011 года), ведущий на вышележащий этаж, выполнен с пределом огнестойкости строительных конструкций менее R60 (для чего необходимо провести огнезащитную обработку металлических конструкций с составлением проектной документации);
- лестница (помещение N 37 технический паспорт нежилого здания 2011 года), предназначенная для сообщения между подвальным (цокольным) и первым этажом, не оборудована противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с устройством тамбур- шлюза с подпором воздуха при пожаре;
- проем в противопожарной преграде, отделяющей помещение костюмерной (помещение N 42 технический паспорт нежилого здания 2011 года), выполнен не в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI3O (для чего необходимо установить противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI3O);
- лестница 3-го типа, предназначенная для эвакуации со второго этажа (помещение N 42 технический паспорт нежилого здания 2011 года), выполнена не в соответствии с установленными требованиями: уклон лестниц на путях эвакуации должен быть не более 1:1; ширина должна быть не менее 0,8 м; лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов; высота ограждений лестниц должна быть не менее 1,2 м, в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); должна иметь двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях, - на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м; размер проступей лестниц должен быть 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35-м), а размер подступенок - 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м); ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины не допускается.
Общество считает, что в связи с тем, что спорный объект не является проектируемым, реконструируемым и капитально-ремонтируемым общественным зданием, его функциональное назначение не изменено, как не изменены объемно-планировочные и конструктивные решения объекта, не могут быть применены и МДС 21-1.98, СП 1.13130.2009, СП 118.13330.2012*, поскольку:
- МДС 21-1.98 является пособием к СНиП 21-01-97*, а не нормативным правовым актом, носит рекомендательный, а не обязательный характер, содержит рекомендуемые мероприятия, примерные и справочные данные;
- СП 1.13130.2009 разработан в соответствии со статьей 89 Закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения; при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в
соответствии с новым назначением этих зданий или помещений, что отражено в пунктах 1.1 и 1.3 СП 1.13130.2009;
- СП 118.13330.2012* распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли, что отражено в пункте 1* СП 118.13330.2012*.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о доказанности управлением вменяемых обществу нарушений вышеуказанных положений законодательства, регулирующего обязательные требования пожарной безопасности, исходя из следующего.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что СНиП 21-01-97* подлежит применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации, суд апелляционной инстанции отклоняет как неподтвержденный, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно указал, что СНиП 21-01-97* подлежит применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-
планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17.05.1994 N 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 01.10.2003.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, в которых также не осуществлялся капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, до введения в действие указанных положений законодательства, регулирующего обязательные требования пожарной безопасности, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта и в части исключения случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.
Предусмотренные СНиП 21-0197* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Исходя из содержания статей 1, 2, 37, 38 Закона N 69-ФЗ, статьи 4, пункта 1 статьи 6, статей 53, 88, 134, таб. 23-24, 28-29 Закона N123-ФЗ, пункта 5.14*, таб. 2, пунктов 5.18*, 5.19, табл.4*, табл. 5*, 6.11*, 6.16, 6.25*, 6.30*, 7.1, 7.23* СНиП 21-01-97*, пунктов 2.1, 4.1 раздела III МДС 21-1.98, пункта 4.19, 5.4.2 СП 4.13130.2013, пунктов 5.2.3, 5.2.15, 5.2.16 СП 1.13130.2009, пунктов 6.11*, 6.17 СП 118.13330.2012*, пункта 33 Правил противопожарного режима, следует вывод, что требования указанных положений являются безусловными требованиями пожарной безопасности, которые должны исполняться обществом.
Следовательно, указанные в пунктах 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22, 27, 29 оспариваемого предписания нарушения относятся к тем нарушениям, при которых дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Поскольку нарушения, подлежащие устранению в соответствии с оспариваемыми пунктами предписания связаны с эксплуатацией здания и касаются безопасности людей, то нормы Закона N 69-ФЗ, Закона N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97*, МДС 21-1.98, СП 4.13130.2013, СП 1.13130.2009, СП 118.13330.2012*, Правил противопожарного режима, подлежат применению независимо от времени постройки и проведения капитального ремонта здания.
Поскольку пунктами 6, 7, 8, 9, 14, 15, 17, 22, 27, 29 оспариваемого предписания установлены нарушения требований пожарной безопасности, относящиеся непосредственно к противопожарному режиму эксплуатации спорного объекта, которые не требуют изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических характеристик спорного объекта, довод общества относительно не применения к рассматриваемой ситуации нормы МДС 21-1.98, Правил противопожарного режима, судом апелляционной инстанции признан не обоснованным и подлежащим отклонению.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, обществом в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки в отношении спорного объекта общества оценка пожарного риска в соответствии с Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304, не проводилась.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в данном случае общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.
Суд апелляционной инстанции полагает, что довод общества об отсутствии документов, из которых следовало бы, что дальнейшая эксплуатация спорного объекта приводит к недопустимому риску для безопасности людей, обоснованно не был принят судом первой инстанции, поскольку в ходе проведения проверки управлением установлены нарушения требований пожарной безопасности, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства того, что пожарный риск в спорном здании не превышает допустимый показатель.
Исходя из обстоятельств дела и представленных доказательств суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оспариваемые пункты предписания соответствуют положениям Закона N 69-ФЗ, Закона N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97*, МДС 21-1.98, СП 4.13130.2013, СП 1.13130.2009, СП 118.13330.2012*, Правил противопожарного режима, и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" июля 2019 года по делу N А74-1812/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.