г. Вологда |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А13-10656/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Центр социального питания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 августа 2019 года по делу N А13-10656/2019,
установил:
муниципальное автономное учреждение "Центр социального питания" (ОГРН 1103525011754, ИНН 3525245239; адрес: 160024, Вологодская область, город Вологда, улица Пугачева, дом 83; далее - МАУ "Центр социального питания", автономное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Яшина, дом 1а; далее - управление, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2019 N 339/197-04-01, которым привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 августа 2019 года по делу N А13-10656/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МАУ "Центр социального питания" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Ссылается на выполнение программы производственного контроля своевременно и в полном объеме.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" на основании распоряжения от 25.03.2019 N 122-04Р в период с 08.04.2019 по 07.05.2019 проведена плановая выездная проверка деятельности автономного учреждения по соблюдению им обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по месту фактического осуществления деятельности по адресам: г. Вологда, ул. Псковская, д. 7, ул. Северная, д. 6а; ул. Пионерская, д. 20, по результатам которой оформлен акт проверки от 07.05.2019 N 197-04-01, а также в связи с выявленными нарушениями управлением в отношении МАУ "Центр социального питания" составлен протокол об административном правонарушении от 07.05.2019 N 385/197-04-01. Противоправное деяние квалифицировано по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Из указанного протокола от 08.04.2019 следует, что допущенное МАУ "Центр социального питания" нарушение выразилось в необеспечении им соблюдения требований технических регламентов, а именно:
1. На детской молочной кухне, расположенной по адресу: г. Вологда, ул. Псковская, д. 7: при производстве детской молочной продукции не обеспечено соблюдение требований нормативных и технических документов. В частности, йогурт питьевой обогащенный четырьмя витаминами (А, Е, Д3, В6), не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), и ТУ 10.86.10-023-29057618-2017 по содержанию витаминов: обнаружено в 100 г - 301 мкг Ретинола (витамин А), при допустимом уровне от 42 до 92 мкг/100 г; 2,2 мг токоферола (витамина Е) при допустимом уровне от 0,46 до 0,9 мг/100 г (экспертное заключение к протоколу испытаний органа инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" по протоколу испытаний пищевых продуктов испытательной лаборатории (центра) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" от 24.04.2019 N 19-00-01-1951);
не обеспечено производство молочной продукции в соответствии требованиями технического регламента. В частности, йогурт питьевой, обогащенный четырьмя витаминами (А, Е, Д3, В6), не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 по показателю дрожжи: обнаружено 7*10^1 КОЕ/куб.см при нормативе не более 1*10^1 (экспертное заключение к протоколу испытаний органа инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" по протоколу испытаний пищевых продуктов испытательной лаборатории (центра) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" от 24.04.2019 N 19-00-01-1952).
2. В организации общественного питания, расположенной по адресу: г. Вологда, ул. Северная, д. 6а, не поддерживается система ХАССП: не обеспечено соблюдение требований по безопасности пищевой продукции, используемой для приготовления готовых блюд. Мясной продукт категории Б сосиски "Молочные" (изготовитель - ЗАО "Агромясопром", дата изготовления -27.03.2019) не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) по микробиологическому показателю КМАФАнМ: обнаружено 1,79 *10^6 КОЕ/г при допустимом уровне не более 1*10^3 (экспертное заключение органа инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" по протоколу испытаний пищевых продуктов испытательной лаборатории (центра) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" от 22.04.2019 N 19-00-01-1943).
С учетом выявленных нарушений административный орган пришел к выводу о нарушении автономным учреждением частей 1, 2 статьи 7, пункта 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011, пункта 1 статьи 4.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), пунктов 50, 93 графы XI приложения 2, графы XII приложения 16 ТР ТС 033/2013.
Постановлением о назначении административного наказания от 16.05.2019 N 339/197-04-01 МАУ "Центр социального питания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, автономное учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, может быть как изготовитель продукции, так и ее продавец.
На основании пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 6.2 статьи 46 указанного Закона предусмотрено, что до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Таким образом, изготовление и использование продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, к которым относятся технические регламенты, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В силу частей 1, 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно таблице 1 приложения 2 к ТР ТС 021/2011 количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, измеряемое КОЕ/г (см3), для вареных колбасных изделий должно составлять не более 1*10^3 КОЕ/г.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедуры, в числе которых проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.
В порядке статьи 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 1 статьи 4.9 ТР ТС 022/2011 установлено, что пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели:
1) энергетическую ценность (калорийность);
2) количество белков, жиров, углеводов;
3) количество витаминов и минеральных веществ.
В силу статьи 2 ТР ТС 033/2013 указанный регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая продукцию детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста.
В пункте 50 ТР ТС 033/2013 предусмотрено, что допустимые уровни содержания микроорганизмов в продукции детского питания на молочной основе, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесях (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесях, молочных напитках (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных кашах, готовых к употреблению, и молочных кашах сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста, в том числе продуктах, произведенных на молочных кухнях, установлены в приложении N 2 к настоящему техническому регламенту.
Исходя из пункта 93 ТР ТС 033/2013 пределы допустимых отклонений показателей пищевой ценности молочной продукции, указанные в маркировке на ее упаковке или этикетке, от действительных показателей пищевой ценности такой продукции не должны превышать допустимые пределы, установленные в приложении 16 к настоящему техническому регламенту. Показатели пищевой ценности молочной продукции должны устанавливаться на основании средневзвешенных значений, полученных расчетным методом на основании известных значений, или средневзвешенных значений, полученных при исследовании (испытании) молочной продукции изготовителем, или расчетным методом на основании табличных значений, взятых из официальных источников, или расчетным методом при анализе показателей пищевой ценности используемых компонентов.
В рассматриваемом случае вопреки доводам автономного учреждения, изложенным в апелляционной жалобе, факт нарушения указанных требований технических регламентов, установленный при осуществлении заявителем своей деятельности по адресам: г. Вологда ул. Псковская, д. 7, и г. Вологда, ул. Северная, д. 6а, подтверждается экспертными заключениями от 22.04.2019 по протоколам испытаний N 19-00-01-1943, 19-00-01-1951, 19-00-01-1952, актом проверки от 07.05.2019 N 197-04-01, протоколом об административном правонарушении от 07.05.2019 N 385/197-04-01.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 3 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
По смыслу изложенных норм юридическое лицо обязано обеспечить соблюдение требований технических регламентов и оно несет ответственность за их неисполнение. Несоблюдение юридическим лицом требований к процессам изготовления пищевой продукции вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работниками не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения автономным учреждением требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие МАУ "Центр социального питания" необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
В связи с этим в деяниях МАУ "Центр социального питания" содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, а также установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности управлением соблюдены.
Податель жалобы ссылается на осуществление систематического контроля за соблюдением условий хранения, сроков годности продукции.
Данные доводы не могут быть приняты как не подтвержденные документально и опровергающиеся собранными в рамках административного дела доказательствами.
Податель жалобы ссылается на чрезмерность назначенного ему наказания.
С такой позицией апелляционная инстанция не может согласиться.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., то есть в минимальном размере и ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, то есть с учетом всех изложенных заявителем смягчающих ответственность обстоятельств.
При этом апелляционный суд, учитывая характер правонарушения, считает назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному. Доказательств того, что определенная заявителю мера воздействия служит инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы его деятельности, автономным учреждением не представлено.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления Роспотребнадзора от 16.05.2019 N 339/197-04-01.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 августа 2019 года по делу N А13-10656/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Центр социального питания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10656/2019
Истец: МАУ "Центр социального питания"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Вологодской области