г. Пермь |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А50-16060/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Мастепаненко А.С., паспорт, по доверенности от 09.01.2019, диплом бакалавра;
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Компания ПРОМАНТИКОР" Мелиховой Ирины Александровны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июля 2019 года по делу N А50-16060/2019,
принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
к конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Компания ПРОМАНТИКОР" Мелиховой Ирине Александровне
о привлечении к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ,
установил:
Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении конкурсного управляющего ООО "Компания ПРОМАНТИКОР" Мелиховой Ирины Александровны (далее - арбитражный управляющий, конкурсный управляющий, Мелихова И.А.) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначить санкцию в виде дисквалификации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Арбитражный управляющий Мелихова Ирина Александровна привлечена к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с указанным судебным актом, Мелихова И.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что на дату вынесения резолютивной части (09.07.2019) обжалуемого решения Мелихова И.А. не имела статуса арбитражного управляющего, поскольку не являлась членом СРО, так как ее членство прекращено на основании решения Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2019 по делу N А50-6674/2019. Так как Мелихова И.А. на дату вынесения резолютивной части обжалуемого решения была просто физическим лицом, она не являлась субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14 КоАП РФ, не подлежала привлечению к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя с жалобой не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мелихова И.А., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направила, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 03.07.2018 по делу N А50-35223/2017 (резолютивная часть объявлена 27.06.2018) в отношении ООО "Компания ПРОМАНТИКОР" введена процедура конкурсного производства, обязанности конкурсного управляющего возложены на Мелихову Ирину Александровну.
На основании поступившего обращения Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (от 28.02.2019) с жалобой на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим Мелиховой И.А. возложенных на нее обязанностей, Управлением Росреестра по Пермскому краю в отношении конкурсного управляющего возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено соответствующее определение.
По результатам административного расследования Управлением выявлено, что конкурсный управляющий допустила нарушения:
- требований пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в связи с непроведением инвентаризации имущества должника в срок до 27.09.2018;
- требований пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве в связи с неопубликованием в срок 07.07.2018 в газете "Коммерсантъ", а также на сайте оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сведений о признании должника банкротом и введении процедуры конкурсного производства;
- требований пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве в связи с неопубликованием в срок 07.02.2018 на сайте ЕФРСБ, а также в газете "КоммерсантЪ" сведений о введении в отношении должника процедуры наблюдения.
Усмотрев в действиях конкурсного управляющего Мелиховой И.А. признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, Управлением Росреестра по Пермскому краю в отношении указанного лица составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2019.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Мелиховой И.А. к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Мелиховой И.А. состава административного правонарушения и привлек ее к административной ответственности в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, установленном статьей 28 названного Закона, сообщение о введении наблюдения.
Статьей 28 Закона о банкротстве предусмотрен порядок раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о введении наблюдения, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего. Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет) (пункт 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с названным Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ".
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 21.03.2011 N 121 в качестве оператора ЕФРСБ определен ЗАО "Интерфакс". Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является информационным ресурсом, размещенным в сети Интернет по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru/.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", до определения регулирующим органом на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 28 данного Закона срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) подлежат направлению временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве).
Таким образом, сведения о введении процедуры наблюдения и утверждении кандидатуры временного управляющего подлежат направлению временным управляющим для опубликования в газете "Коммерсантъ" в десятидневный срок с даты его утверждения.
Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 утверждены Порядок формирования и ведения ЕФРСБ о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ о банкротстве и Перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - Приказ N 178).
Согласно абзацу 3 пункта 3 указанного Порядка включения сведений в ЕФРСБ сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В связи с чем, сведения о введении процедуры наблюдения и утверждении кандидатуры временного управляющего подлежат размещению в ЕФРСБ не позднее трех рабочих дней с даты его утверждения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", датой введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) следует считать дату объявления резолютивной части судебного акта.
В силу статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Конкурсный управляющий обязан, в том числе, принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания (абзацы 1, 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве).
Факт нарушения конкурсным управляющим Мелиховой И.А. требований пункта 1 статьи 28, пункта 1 статьи 128, пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, в части непроведения инвентаризации имущества должника, в части несвоевременного опубликования в газете "Коммерсантъ", а также на сайте БФРСБ сведений о введении процедуры конкурсного производства, в части несвоевременного опубликования на сайте ЕФРСБ, а также в газете "КоммерсантЪ" сведений о введении в отношении должника процедуры наблюдения, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26.04.2019 и конкурсным управляющим документально не опровергнут.
В соответствии с протоколом по делу об административном правонарушении от 26.04.2019 конкурсный управляющий Мелихова И.А. ранее привлекалась к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.08.2018 по делу N А76-19479/2018 в виде предупреждения.
Учитывая, что конкурсный управляющий Мелихова И.А. осуществляет экономическую деятельность на профессиональной основе, суд полагает, что в данном случае она сознавала противоправный характер своего действия (бездействия), не предвидела возможности наступления таких последствий, хотя должна был и могла их предвидеть.
Доказательств того, что конкурсным управляющим принимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также наличие обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей, подтверждающих отсутствие у нее реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает вину конкурсного управляющего Мелиховой И.А. в совершении правонарушений установленной, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, доказанным.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом первой инстанцией не допущено.
Решение суда первой инстанции по заявлению о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует санкции части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на дату вынесения резолютивной части (09.07.2019) обжалуемого решения Мелихова И.А. не имела статуса арбитражного управляющего и, таким образом, не являлась субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14 КоАП РФ, подлежат отклонению.
Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, утрата статуса должностного лица не препятствует привлечению лица к административной ответственности за правонарушение, совершенное им при наличии указанного статуса.
Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность. Следовательно, значение имеет наличие статуса должностного лица у гражданина на момент совершения им административного правонарушения, а последующее прекращение указанного статуса не влияет на возможность его привлечения к административной ответственности.
Прекращение гражданином своей профессиональной деятельности, в том числе в качестве арбитражного управляющего, не может являться причиной освобождения его от административной ответственности в виде дисквалификации, поскольку не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).
Административное наказание в виде дисквалификации отвечает названной в статье 3.1 КоАП РФ цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку заключается в лишении права физического лица замещать соответствующую должность в будущем.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2019 года по делу N А50-16060/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16060/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Ответчик: Мелихова Ирина Александровна