г. Хабаровск |
|
14 октября 2019 г. |
А73-8820/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Модуль-ДВ": Добродеев Р.И., генеральный директор;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 28.12.2018 N 09/02;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 29.07.2019
по делу N А73-8820/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль-ДВ"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Модуль ДВ" (далее-заявитель, ООО "Модуль ДВ", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее-управление лесами, административный орган) от 07.05.2019 N 02-06/6221 об отказе в приеме измененных лесных деклараций ООО "Модуль-ДВ" от 31.05.2018 N 8/2018, N 9/2018 (в редакции от 23.04.2019) по договору аренды лесного участка от 18.11.2008 N 0081/2008.
Решением суда от 29.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, управление лесами обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность судебного акта, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что основанием для отказа принятия измененных деклараций послужило несоответствие их содержания установленным требованиям. Так, в Приложении N 4 к измененным декларациям обществом указаны схемы лесосек площадью 30 и 39,7 га., в то время как в Приложении N 1 к лесной декларации площадь лесосек указана 2,4 га. Указанное несоответствие нарушает требования пункта 8 Порядка N 17, в соответствии с которым Приложения N 1, 2, 3, 4, к декларации оформляются в соответствии с вносимыми изменениями и сведения, указанные в данных приложениях, должны соответствовать друг другу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления лесами на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Генеральный директор общества в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Модуль ДВ" является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от 18.11.2008 N 0081/2008 на территории Хорского лесничества.
В связи с невозможностью выполнения заготовки, хранения и вывозки древесины в установленные сроки, ООО "Модуль ДВ" 26.03.2019 обратилось в Управление Лесами Правительства Хабаровского края с заявлением о продлении срока заготовки, хранения и вывозки древесины до 30.06.2019.
03.04.2019 управлением лесами срок заготовки, хранения и вывозки древесины по договору аренды лесного участка продлен до 30.04.2019.
23.04.2019 общество вновь обратилось в управление с заявлением о продлении срока заготовки, хранения и вывозки древесины сроком до 20.08.2019, с приложением измененных лесных деклараций от 31.05.2018 N 8/2018, от 31.05.2018 N 9/2018.
Решением управления от 07.05.2019 N 02-06/6221 "О лесных декларациях", в принятии указанных лесных деклараций ООО "Модуль ДВ" было отказано. Основанием отказа в приеме измененных деклараций от 31.05.2018 N 8/2018, N 9/2018 (в редакции от 23.04.2019) по договору аренды лесного участка от 18.11.2008 N 0081/2008 послужило несоответствие площади лесосек NN 2,3 указанных в Приложении N 1 к лесным декларациям, площади, указанной в Приложении N 4.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)определено, что заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, разработаны и утверждены Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки N 474).
Пунктом 11 Правил заготовки N 474 установлено, что рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Таким образом, основанием выдачи разрешения на изменение сроков заготовки и вывоза древесины является возникновение неблагоприятных погодных условий в период ведения заготовки, в связи с чем, заготовка на задекларированной лесосеке не была окончена в установленный срок.
Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
Порядком N 17 установлено, что внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется, в том числе в случае продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины (абзац 4 пункт 7).
Согласно пункту 8 Правил N 17 в случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений.
К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений.
Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.
При внесении изменений в лесную декларацию Приложение 2 к Приказу оформляется в соответствии с Порядком, приложения 1, 2, 3 и 4 к лесной декларации заполняются в соответствии с вносимыми изменениями.
Пунктом 9 Правил N 17 установлено, что в случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа.
В соответствии с Положением об Управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, на территории Хабаровского края полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, в том числе заключенных Правительством Хабаровского края, осуществляет Управление лесами правительства Хабаровского края (пункт 3.42), на которое также возложены функции по принятию лесных деклараций об использовании лесов (пункт 3.17).
Как следует из материалов дела и установлено судом, при обращении в управление лесами с заявлением об увеличении срока заготовки до 20.08.2019 общество сослалось на невозможность произвести заготовку в установленные сроки в связи с неблагоприятными погодными условиями. К заявлению были приложены измененные декларации, а также справка Гидрометеорологического центра от 23.04.2019 N 13.1-7/480 в подтверждение факта неблагоприятных погодных условий и их продолжительности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что лесопользователем представлен в уполномоченный орган полный пакет документов, предусмотренный вышеназванным Порядком для рассмотрения вопроса о продлении сроков рубки лесных насаждений на конкретных лесосеках.
Отказывая в принятии измененных деклараций и возвращая их заявителю, управление лесами в письме от 07.05.2019 N 02-06/6221 сослалось на их несоответствие Порядку N 17, поскольку площадь лесосек NN 2,3 (2,4 га.) показанная в Приложении N 1 не соответствует площади (30/39,7 га. соответственно), указанной в приложении N 4 к лесным декларациям.
Вместе с тем, как правомерно установлено судом первой инстанции, управлением лесами не учтено следующее.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
При проведении рубок лесных насаждений указывается объем вырубаемой в декларируемом периоде древесины (по породам) в кубических метрах) на площадях, предназначенных для строительства, ремонта, реконструкции объектов лесной инфраструктуры. В случае рекультивации земель приводятся данные о месте расположения рекультивируемых лесных участков (участковое лесничество, номер квартала, номер выдела) и их площадь в гектарах с точностью до одного десятичного знака.
Из материалов дела видно, что при подаче измененных лесных деклараций общество заполнило приложения N 1, 2, 3, 4 в соответствии с вносимыми изменениями и указало на схеме приложения 4 общую площадь лесосеки в соответствии с пунктом 4.1 Порядка, в связи с тем, что на данных лесосеках не закончены работы, лесосеки не приняты лесничеством после окончания работ, а также невозможностью выделить конкретное место рубки в связи с разрозненностью оставшихся деревьев, подлежащих рубке на общей площади лесосеки, о чем было указано в сноске приложения N 4 к измененным лесным декларациям, что не противоречит Порядку N 17 от 16.01.2015.
В представленных лесных декларациях N 8/2018 указана общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов, которая составляет 30,0 га, при этом, предполагаемая площадь рубки указана 2, 4 га.; N 9/2018 указана общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов, которая составляет 39,0 га, предполагаемая площадь рубки указана 2, 4 га.
Таким образом, поскольку представленное обществом заявление от 23.04.2019 связано именно с необходимостью увеличения (продления) сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины на конкретных участках вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение установленных сроков в исходных лесных декларациях, задекларированный обществом объем заготовки древесины находится в пределах вырубаемого запаса, не превышает его, и соответствует проекту освоения лесов, у управления лесами не имелось оснований отказывать в принятии спорных лесных деклараций.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценке представленных сторонами доказательств.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2019 по делу N А73-8820/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8820/2019
Истец: ООО "Модуль-ДВ"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края