г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А56-18404/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.В.Будылевой
судей О.В. Горбачевой, Л.П. Загараевой
при ведении протокола судебного заседания Н.А.Климцовой
при участии:
от истца: Тимофеева Е.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика: Зернова Е.В. по доверенности от 06.08.2019 (до перерыва в судебном заседании), Афанасьева О.В. по доверенности от 20.05.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "городская поликлиника N 86" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2019 по делу N А56-18404/2019 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску государственного учреждения - управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга
к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "городская поликлиника N 86"
о взыскании
установил:
Государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - Истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "городская поликлиника N 86" (далее - Ответчик, учреждение) ущерб в размере 29.156 руб. 37 коп.
Решением от 15.07.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, требования удовлетворить частично с учетом позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель Фонда с жалобой не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление протоколом от 10.10.2018 N 1036 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии Агеевой Н.В.. за период с 01.09.2016 по 31.08.2017 в сумме 4737,42 руб.;
протоколом от 25.09.2018 N 955 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии Опариной С.Е. за период с 01.09.2016 по 31.08.2017 в сумме 3424,37 руб.;
протоколом от 27.09.2018 N 974 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии Иванову М.Ю. за период с 01.09.2016 по 30.09.2016 в сумме 645,7 руб.;
протоколом от 25.09.2018 N 954 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии Смирновой А.М. за период с 01.08.2016 по 31.08.2017 в сумме 6748,36 руб. ;
протоколом от 10.10.2018 N 1038 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии Богдановой Л.В. за период с 01.02.2017 по 31.10.2017 в сумме 4716,91 руб. ;
протоколом от 25.09.2018 N 947 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии Юлилуомы И.В. за период с 01.09.2016 по 01.04.2017 в сумме 8883,61 руб.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Учреждением сведений по форме СЗВ-М за май 2016 в отношении Смирновой А.М. и за июнь 2016 года в отношении остальных вышеуказанных работников (сведения об указанных лицах представлены по форме СЗВ-М тип формы "дополняющая" - 02.08.2017), Управление письмом от 16.10.2018 уведомило страхователя о возникшем ущербе.
Указанный ущерб в досудебном порядке Учреждением не возмещен, в связи с чем, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, пришел к выводу о наличии и доказанности Фондом причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (редакции от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за май 2016 ответчик должен был представить истцу не позднее 10.06.2016, за июнь 2016 года не позднее 10.07.2016.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что Агеева Нина Васильевна. Опарина Светлана Евгеньевна. Иванов Михаил Юрьевич, Смирнова Антонина Михайловна, Юлилуома Ирина Владимировна и Богданова Людмила Владимировна являются получателями страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ N 400).
Страхователем указанных лиц является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 86" (далее - СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 86).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту - Управление) Агеевой Н.В.; Опариной С.Е.; Иванову М.Ю.; Смирновой A.M.; Юлилуома И.В. и Богдановой Л.В. была установлена сумма страховой пенсии без учета индексации на основании ч. 1 ст. 26.1 ФЗ N 400.
В соответствии с п. I ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
При этом, в соответствии с п. 6 ст. 26.) Закона N 400-ФЗ. решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями I - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи I 1 закона N27-ФЗ.
Как установлено из материалов дела, страхователем СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 86 отчеты по форме СЗВМ:
за июнь 2016 в установленные сроки представлен не был в отношении: Агеевой Н.В. (представлен 02.08.2017); Опариной Н.В. (представлен 02.08.2017); Иванова М.Ю. (представлен 02.08.2017); Юлилуома И.В. (представлен 02.08.2017), с учетом нахождения работника в отпуске за январь, февраль 2017 (представлен 01.02.2018);
за май 2016 в отношении Смирновой A.M. в установленные сроки представлен не был (представлен 02.08.2017);
с июня по декабрь 2016 в отношении Богдановой Л.В. в установленные сроки представлен не был (представлен 02.08.2017); с учетом нахождения работника в отпуске за январь, февраль 2017 (представлен 01.02.2018).
В результате несвоевременного представления сведений работодателем СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" о работающих у него застрахованных лицах, Управлением, излишне выплачена пенсия Агеевой Н.В. в размере 4.737 руб. 42 коп. за период с 01.09.2016 по 31.08.2017. Опариной СЕ. в размере 3.424 руб. 37 коп. за период с 01.09.2016 по 31.08.2017, Иванову М.Ю. в размере 645 руб. 70 коп. за период с 01.09.2016 по 30.09.2016. Смирновой A.M. в размере 6.748 руб. 36 коп. за периоде 01.08.2016 по 31.08.2017, Юлилуома И.В. в размере 8.883 руб. 61 коп. за период с 01.09.2016 по 30.09.2016 и с 01.04.2017 по 28.02.2018 и Богдановой Л.В. в размере 4.716 руб. 91 коп. за период с 01.02.2017 по 31.10.2017, как неработающим пенсионерам согласно ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту заявления - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Статья 3 Закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом... выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии... и корректировки размера страховой пенсии..., имеющих место в период осуществления работы...
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы..., в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.
Как установлено материалами дела сведения за май 2016 тип форм "доп." ответчиком был представлен по ТКС - 02.08.2017, из которых следует, что Смирнова А.М. не прекращали трудовую деятельность в Учреждении в мае; за июнь 2016 года, тип форм "доп." ответчиком был представлен по ТКС- 02.08.2017, из которых следует, что Агеева Н.В.; Опарина Н.В.; Иванова М.Ю.; Юлилуома И.В. не прекращали трудовую деятельность в Учреждении в июне 2016 года. Кроме того, Юлилуома И.В. не прекращала трудовую деятельность в Учреждении в январе-феврале 2017, что подтверждается отчетом, представленным ответчиком 01.02.2018.
Также как и Богданова Л.В. в июне-декабре 2016 не прекращала трудовую деятельность в Учреждении, о чем ответчиком представлен отчет от 02.08.2017 и январе-феврале 2017, что подтверждается отчетом, представленным 01.02.2018.
В то же время, апелляционным судом установлено, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за июль 2016 года, предоставленных истцу в августе 2016 года, указанные лица осуществляли трудовую деятельность в учреждении, как и последующие сведения по форме СЗВ-М, представленные Ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ. Также как и в отчетности за март 2017 в отношении Юлилуома И.В.
Страховые взносы, подлежащие зачислению на лицевые счета указанных лиц, за спорный период, перечислены в Пенсионный фонд РФ.
На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу о том, что причиной выплаты пенсионерам пенсий в завышенном размере явилось именно несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за май 2016 в отношении Смирновой А.М. и за июнь 2016 года в отношении Агеевой Н.В.; Опариной Н.В.; Иванова М.Ю.; Юлилуома А.М. В отношении Юлилуома А.М. и за период январь-февраль 2017.
Вместе с тем, ответчиком причинен ущерб Фонду только в связи с выплатой указанным лицам пенсии в повышенном размере:
Иванову М.Ю. в сумме 645,70 руб. за период с 01.09.2016 по 30.09.2016;
Агеевой Н.В. в сумме 394,07 руб. за период с 01.09.2016 по
30.09.2016;
Опариной С.Е. в сумме 284, 72 руб. за период с 01.09.2016 по 30.09.2016;
Смирновой A.M. в сумме 518,51 руб. за период с 01.08.2016 по 31.08.2016;
Юлилуоме И.В. в сумме 1319,38 руб. за период с 01.09.2016 по 30.09.2016 (533,5 руб.) и за период с 01.05.2017 по 31.05.2017 (785,88 руб.);
Богдановой Л.В. в сумме 4716,91 руб. за период с 01.02.2017 по 31.10.2017.
Таким образом, общая сумма ущерба составила 7 879,29 руб.
За последующие периоды сведения по форме СЗВ-М представлены ответчиком Фонду в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года, полученных в августе 2016 года в отношении Агеевой Н.В.; Опариной Н.В.; Иванова М.Ю.; Юлилуома А.М., уже в сентябре 2016 года принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.10.2016, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил. Аналогичная ситуация и по отчетности в отношении Смирновой А.М. за май 2016.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 7 879,29 руб. рубля, Фондом не доказана.
Доводы истца о том, что Пенсионный фонд не обязан принимать новое решение, до получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М за тот месяц, за который последний не сдал отчетность (в настоящем случае май, июнь 2016 года, январь-февраль 2017), противоречит перечисленным выше императивным нормам.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2019 по делу N А56-18404/2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "городская поликлиника N 86" в пользу Государственного учреждения-управления пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга ущерб в размере 2 375,57 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "городская поликлиника N 86" в доход федерального бюджета 2.000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18404/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ООО "ВАЛКИТ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 86"