г. Тула |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А62-6687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие истца - федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (г. Екатеринбург, ОГРН 1027201299124, ИНН 7223007316), ответчика - индивидуального предпринимателя Савченко Василия Ивановича (ОГРНИП 304672212000130, ИНН 671700005381), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Савченко Василия Ивановича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 по делу N А62-6687/2018 (судья Донброва Ю.С.),
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Уралуправтодор", истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Савченко Василию Ивановичу (далее - ИП Савченко В.И., предприниматель, ответчик) о возмещении материального ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза, в размере 15 657 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 заявленные требования удовлетворены, с ИП Савченко В.И. в пользу ФКУ "Уралуправтодор" в возмещение вреда взыскано 15 657 руб. 27 коп.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ИП Савченко В.И. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании в пользу истца ущерба в размере 4635 руб. 24 коп.
ФКУ "Уралуправтодор" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и последующем дополнении к нему.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 1.3 устава ФКУ "Уралуправтодор" функции и полномочия учредителя истца осуществляет Федеральное дорожное агентство.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
ФКУ "Уралуправтодор" уполномочено осуществлять функции Федерального дорожного агентства по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда на подконтрольных участках автомобильных дорог.
Согласно пункту 3.3.18 устава ФКУ "Уралуправтодор" вправе осуществлять проведение соответствующей претензионно-исковой работы по взысканию с владельцев тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Статьей 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 12). Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения (пункт 1 части 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934), которыми предусмотрен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения такого вреда.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
в) протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства указан в приложении N 2 к Правилам N 934.
Превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Как следует из материалов дела, на стационарном пункте весового контроля (СПВК - Тюмень 317), расположенном на федеральной автомобильной дороге Р-351 Екатеринбург - Тюмень, на участке, принадлежащем ФКУ "Уралуправтодор" на праве оперативного управления (распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р), 25.07.2015 при измерении в автоматическом режиме весовых параметров выявлено превышение предельных осевых нагрузок транспортного средства тягача Мерседес-Бене, регистрационный N К159НН 67, свидетельство о регистрации транспортного средства 67 12 N 329791, принадлежащего Савченко В.И., о чем государственным инспектором МУГАДН по Тюменской области составлен акт от 25.07.2015 N 946/733 о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Управлял транспортным средством Саух Н.В., водительское удостоверение 67 ЕУ 621713.
Взвешивание проводилось с применением весового оборудования, прошедшего поверку в установленном порядке.
Акт подписан водителем Саух Н.В. без замечаний, что подтверждается соответствующей отметкой. В качестве объяснений водитель указал на неправильное размещение груза.
В добровольном порядке ущерб, причиненный автомобильной дороге общего пользования федерального значения при перевозке тяжеловесного груза, ответчиком не возмещен.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности истцом факта осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза, нарушения им предельных допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствия разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Формула расчета размера платы в счет возмещения вреда приведена в пункте 6 Правил N 934.
Размер нанесенного ущерба в сумме 15 657 руб. 27 коп. определен истцом расчетным путем по указанной формуле с учетом установленных критериев.
Подробный расчет представлен истцом в суд апелляционной инстанции, проверен судом и признан правильным.
Доказательств нарушения истцом методики расчета либо содержания исходных данных по зафиксированному факту нарушения ответчиком не представлено.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в претензии от 28.01.2016 ФКУ "Уралуправтодор" требовало к уплате сумму ущерба в размере 4635 руб. 24 коп., так как данное обстоятельство не означает, что истец, обнаружив неточности в первоначальном расчете ущерба, лишен возможности устранить их при предъявлении иска в суд.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности также по праву отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В рассматриваемом случае днем, когда истцу стало известно о нарушении своего права, является день выявления нарушения ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов, то есть 25.07.2015.
Из указанного следует, что срок исковой давности по заявленным требованиям о возмещении вреда истекает 25.07.2018.
Учитывая, что исковое заявление подано в Арбитражный суд Смоленской области 25.07.2018, суд первой инстанции правомерно заключил, что срок исковой давности для предъявления истцом настоящего иска не пропущен.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о доказанности истцом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении предпринимателем норм действующего законодательства в области организации перевозок тяжеловесных грузов, повлекшем причинение вреда автомобильным дорогам общего пользования при осуществлении грузоперевозок без специального разрешения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 по делу N А62-6687/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6687/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "УРАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА", ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал"
Ответчик: Савченко Василий Иванович