г. Хабаровск |
|
17 октября 2019 г. |
А04-3280/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании: представители сторон не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 17.07.2019
по делу N А04-3280/2019
Арбитражного суда Амурской области
по иску акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892)
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618)
о взыскании 6 858 097,43 руб.
третьи лица: Администрация города Благовещенска; Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1022800533172, ИНН 2801080146); Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска (ОГРН 10228005071157); министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Амунские коммунальные системы" (далее - АО "АКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее - Минфин АО, ответчик) о взыскании за счет средств казны Амурской области убытков 6 858 097,43 руб. в виде неполученных доходов за период за период с 01.12.2018 по 31.12.2018, связанных с предоставлением населению тепловой энергии по регулируемым тарифам.
Определением суда от 17.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Благовещенска, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее соответственно - Администрация, Управление цен и тарифов Амурской области, Управление ЖКХ г. Благовещенска, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.07.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Минфин АО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что Законом Амурской области от 13.12.2017 N 158-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" бюджету муниципального образования г. Благовещенска распределена субвенция на финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2018 год в размере 77 792 915,69 руб.
Данные средства перечислены в бюджет города Благовещенска. Остаток лимитов субвенции для муниципального образования по состоянию на 01.01.2019 года составил 0,14 руб.
Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует об исполнении ответчиком обязательства перед Управлением ЖКХ г.Благовещенска, которое в свою очередь, исполнило обязательства перед ресурсоснабжающей организацией.
Заявитель ссылается на то, что тарифы истцу были установлены своевременно, в 2017 году (на 2018 г.); органами исполнительной власти Амурской области учтены потери истца при оказании услуг теплоснабжения (выпадающие доходы); полномочия по возмещению выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям вместе с финансовым обеспечением переданы органам местного самоуправления на неопределенный срок (статьи 5 Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области").
Кроме того, заявитель считает, что вина ответчика в причинении истцу убытков отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу истец с ее доводами не согласился, полагал доказанным факт образования убытков вследствие нормативного регулирования тарифов, просил решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, что на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.07.2005 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска (КУМИ г. Благовещенска) и ОАО "АКС" был заключен договора аренды недвижимого имущества N 001-АКС/Т, на основании которого арендодатель обязался предоставить арендатору недвижимое имущество согласно приложению N 1 во временное владение и пользование за плату (пункт 1.1. договора).
Дополнительным соглашением от 10.07.2015 к договору аренды недвижимого имущества N 001-АКС/Т от 16.07.2005 внесены изменения в п.1.1 договора посредством его дополнения указанием на то, что имущество, входящее в состав Приложения N 1 к соглашению является единым технологически связанным хозяйством теплоснабжения.
Положениями заключенного договора также предусмотрено, что имущество предоставляется для его текущей эксплуатации по целевому назначению, а именно, использованию в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей услугами теплоснабжения в границах г. Благовещенска (пункт 1.3. договора).
На основании договора аренды муниципального имущества в сфере теплоснабжения от 14.12.2019 с учетом дополнительного соглашения от 17.12.2015 КУМИ г. Благовещенска передал ОАО "АКС" объекты недвижимого и движимого имущества, согласно перечню, являющемуся приложением к заключенному договору во временное владение и пользование, которые арендатор принял в целях обеспечения потребителей услугами в сфере теплоснабжения на территории г. Благовещенска Амурской области (пункты 1.1., 1.2. договора).
Объекты недвижимого имущества, в том числе генерирующие тепловую энергию, переданы арендатору по акту передачи имущества от арендодателя к арендатору по договору от 16.07.2005 N 001-АКС/Т (Приложение N 1 к договору) и на основании Перечня имущества, передаваемого в аренду (Приложение N 1 к договору аренды N 1 от 14.12.2015 муниципального имущества в сфере теплоснабжения). В числе объектов котельная, реестровый номер 1.2.01774 (г. Благовещенск, квартал 433).
Постановлением мэра г. Благовещенска от 31.10.2003 N 3483 на АО "АКС" возложена функция по сбору денежных средств с потребителей за предоставленную электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение.
Приказом Управления цен и тарифов Амурской области от 20.12.2017 N 170-пр/т "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2017 - 2022 годы О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области" установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую АО "АКС" для оказания населению коммунальных услуг на 2018 год.
Приказом Управления цен и тарифов Амурской области от 20.12.2016 N 172-пр/т установлен льготный тариф для оказания населению коммунальных услуг по подаче тепловой энергии на 2018 год.
01.08.2018 г. между АО "АКС" и Управлением ЖКХ г. Благовещенска заключен договор N 48 на предоставление субсидий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения города Благовещенска, пунктом 2.1. которого в редакции Дополнительного соглашения от 24.12.2018 предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Управлению как получателю средств городского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 договора, в 2018 году в размере 77 749 620, 08 руб. - по коду БК 005 05020010087120811".
Установлено, что за 2018 год на счет АО "АКС" от финансового управления, Управления ЖКХ г. Благовещенска поступило 77 749 619,94 руб. субсидий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В связи с разницей в тарифах истцом определен объем выпадающих доходов за декабрь 2018 года, который составил 6 858 097,43 руб.
22.03.2019 АО "АКС" обратилось в Управление ЖКХ г. Благовещенска с заявлениями на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) за декабрь 2018 года.
14.05.2019 от Управления ЖКХ г. Благовещенска поступил ответ об отказе в предоставлении субсидии по причине недостаточности объема субвенций из областного бюджета.
26.02.2019 исх. N 01-07 1933 и 16.04 2019 N 101-07-4010АО "АКС" направило в адрес Управления ЖКХ г. Благовещенска, министерства финансов Амурской области претензии с требованием о погашении задолженности в виде выпадающих доходов за декабрь 2018 года в размере 6 858 097,43 руб., претензии были оставлены без удовлетворения.
В связи с возникновением экономических потерь, вызванных межтарифной разницей, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В рассматриваемом случае истцом к взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, а именно - поставкой тепловой энергии.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ), действующего в спорный период, общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (подпункты 1, 2, 5).
Из пункта 4 части 4 статьи 4 вышеуказанного Закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Закон о теплоснабжении) и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Вместе с тем необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (пункт 1).
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец обязан представить расчет своих требований, исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь, в том числе, на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).
На территории Амурской области порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным тарифам, урегулирован Законом Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области".
Положениями статей 3, 4 указанного закона предусмотрено, что основанием для предоставления населению области льгот на тепловую энергию (мощность), теплоноситель является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа для населения области; выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций с 01.01.2013 на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 этого же Закона обязаны обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно постановлению Правительства Амурской области от 19.03.2013 N 104 "Об утверждении порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установленных льготных тарифов для населения Амурской области", в редакции постановления Правительства Амурской области от 11.12.2013 N 624, главным распорядителем средств субвенций является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (пункт 2).
Размер субвенции рассчитывается в соответствии с Методикой формирования общего объема субвенций муниципальным образованиям на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, предусмотренной Законом. Перечисление субвенций осуществляется муниципальным районам и городским округам в установленном порядке на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с предельными объемами финансирования и в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых является субвенция (пункт 4).
Таким образом, судом установлено, что на территории Амурской области предусмотрен правовой механизм компенсации потерь посредством предоставления целевых субсидий.
По смыслу механизма субсидирования он применим при наличии материального права ресурсоснабжающей организации на получение полной стоимости ресурса, который оплачивается ей по социальному (заниженному) тарифу, что порождает возникновение у лица выпадающих доходов в виде межтарифной разницы.
Соответствие истца установленным критериям, соблюдение им вышеуказанных условий, равно как и фактическое возникновение выпадающих доходов, вызванных межтарифной разницей, ответчиком не оспаривается.
Как следует из материалов дела, отказ в выплате субсидии в заявленной истцом сумме мотивирован отсутствием достаточных средств субвенций из областного бюджета на указанные цели.
Таким образом, судом установлено, что Амурской областью не обеспечено полное возмещение экономически обоснованных затрат общества, в связи с чем понесенные последним расходы являются в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ убытками, причиненными юридическому лицу в результате незаконного бездействия субъекта Российской Федерации.
Размер заявленной суммы убытков подтвержден истцом представленным расчетом, который ответчиком и третьими лицами не опровергнут, возражения по объему оказанных услуг не представлены.
При таких обстоятельствах удовлетворение судом первой инстанции требований истца в заявленном размере, является законным и обоснованным.
Доводы заявителя жалобы об исполнении ответчиком обязательства, своевременном установлении истцу тарифов, а также доводы об отсутствии вины ответчика в причинении истцу убытков, апелляционным судом отклоняются, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку общество в рассматриваемый период осуществляло поставку тепловой энергии населению и применяло тарифы ниже экономически обоснованных, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.
Учитывая, что льготный тариф для населения был установлен органом исполнительной власти Амурской области, то именно это публично-правовое образование должно возместить соответствующие убытки, за счет казны Амурской области.
Судебный акт вынесен с учётом всех обстоятельств дела и при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для изменения судебного акта не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины апелляционным судом не разрешается, поскольку заявитель в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.07.2019 по делу N А04-3280/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3280/2019
Истец: АО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: Амурская область в лице министерства финансов Амурской области
Третье лицо: Администрация города Благовещенска, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска