г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А42-4596/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27581/2019) ООО "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2019 по делу N А42-4596/2019, принятое
по заявлению ООО "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом"
к Комитету по жилищной политике администрации г. Мурманска
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" (ОГРН: 1145190012901, адрес: 192236, Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 8, корп. 1, лит. БВ, оф. 320; далее - заявитель, Общество, ООО "МУ ЖСК", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Комитету по жилищной политике Администрации города Мурманска (ОГРН 1115190008702, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20; далее - ответчик, Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 612//1/08 от 06.02.2019.
Решением от 15.07.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "МУ ЖСК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами N N 53, 54, 55 по ул. Орликовой в г. Мурманске на основании заключенных 01.01.2017 договоров N 590-60, N 591-21, N 599-51.
На основании обращения гражданина по вопросу ненадлежащего технического состояния асфальтобетонного покрытия придомовой территории многоквартирных домов N N 53, 54, 55 по ул. Орликовой в г. Мурманске, поступившего из Государственной жилищной инспекции Мурманской области, Комитетом в соответствии с приказом N 955/10 от 24.05.2018, который 29.05.2018 вручен представителю Общества по доверенности, проведена внеплановая выездная проверка ООО "МУ ЖСК" по обоснованности изложенных в обращении фактов.
В ходе проверки с участием представителя Общества и применением фотосъемки установлено, что асфальтобетонное покрытие дворовых проездов со стороны дворового и главного фасадов вышеуказанных домов, имеет истертость, выбоины и просадок, что является нарушением положений пунктов 3.6.29, 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Результаты проверки зафиксированы актом проверки N 955/10 от 29.05.2018 и приложенной к нему фототаблицей.
Управляющей организации выдано предписание от 29.05.2018 N 612/10, в соответствии с которым Обществу в срок до 06.08.2018 необходимо выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия дворовых проездов со стороны дворового и главного фасадов домов N 53, 54, 55 по ул. Орликовой. В ходе проведения проверки исполнения требований вышеуказанного предписания, на основании приказа N 246/08 от 05.02.2019 о проведении внеплановой выездной проверки, должностными лицами Комитета, с участием представителя Общества, с применением фотосъемки, установлено, что на асфальтобетонном покрытии дворовых проездов домов NN 53, 54, 55 по ул.Орликовой в г. Мурманске, имеется уплотненный снежный покров, затрудняющий обследование, а так же, что управляющей организацией не представлены документы, подтверждающие выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых проездов согласно предписанию, соответственно требования предписания от 29.05.2018 N 612/10 не выполнены.
Результаты проверки зафиксированы соответствующим актом от 06.02.2019 N 246/08, а также приложенной к нему фототаблицей (л.д.30-31, 67-80)..
В целях устранения допущенных Обществом нарушений пунктов 3.6.29, 4.1.7 Правил N 170, Комитетом выдано повторное предписание N 612/1/08 от 06.02.2019, которым на ООО "МУ ЖСК" возложены аналогичные обязательства по выполнению ремонтных работ асфальтобетонного покрытия дворовых проездов.
Не согласившись с предписанием Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил N 170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 17 приложения N 7 к Правилам N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
При этом согласно пункту 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, под понятием "придомовая территория" понимается именно земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество осуществляет управление многоквартирными домами N N 53, 54, 55 по ул. Орликовой в г. Мурманске, в связи с чем сделан правомерный вывод о том, что именно Общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах, в том числе обеспечивать надлежащее состояние тротуаров и проездов к жилому дому, расположенных на придомовой территории.
Общество, ссылаясь на то, что спорный земельный участок в состав общего имущества многоквартирного дома не включен, не прошел процедуру межевания, указывает на отсутствие обязанности по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части, расположенной на придомовой территории домов N N 53, 54, 55 по ул. Орликовой в г. Мурманске.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом само по себе отсутствие указания в договоре управления обязанности по надлежащему содержанию придомовой территории не может служить основанием для освобождения Общества от нее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В приведенных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка".
Таким образом, наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности предусмотренных положениями пункта 3.6.29 Правил N 170 и пункта 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 2.59. Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712, придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Из оспариваемого предписания следует, что требование Комитета направлено на обязание заявителя выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия дворовых проездов, в зоне деятельности управляющей организации, определенной техническими паспортами на указанные МКД (л.д. 116-121).
Довод подателя апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Администрации г. Мурманска от 29.12.2016 N 4007 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города Мурманска от 16.07.2010 N 1261 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Мурманск" (далее Постановление администрации города Мурманска от 16.07.2010 N 1261) в части обоснования принадлежности спорной территории к зоне ответственности органа местного самоуправления, подлежит отклонению апелляционным судом.
Указанное постановление определяет, что участок дороги от дома N 38 до дома N 53 по улице Орликовой в г. Мурманске относится к автомобильной дороге общего пользования местного назначения муниципального образования город Мурманск.
В свою очередь, указанный участок не относится к дворовым проездам многоквартирных домов N N 53, 54, 55 по улице Орликовой, а является участком дороги, определенным в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку обязанность по содержанию придомовой территории в силу вышеприведенных положений действующего законодательства возложена на организацию, осуществляющую управление общим имуществом собственников многоквартирного дома, а такой организацией по указанным выше МКД определено Общество, выводы суда об обоснованности предписания Комитета, являются верными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15 июля 2019 года по делу N А42-4596/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4596/2019
Истец: ООО "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА