г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А21-9064/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27848/2019) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2019 по делу N А21-9064/2019, принятое
по заявлению АО "Янтарьэнерго"
к УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (ОГРН 1023900764832; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Театральная, 34; далее - АО "Янтарьэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и изменении постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской области (ОГРН 1023901001552; адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - УФАС, Управление, заинтересованное лицо) от 27.06.2019 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-362/2019 в части наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб., с требованием снизить размер штрафа до 300 000 руб.
Решением от 16.08.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Янтарьэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 300 000 руб. По мнению подателя апелляционной жалобы, назначенный Управлением штраф не отвечает целям административной ответственности, носит чрезмерно карательный характер.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в УФАС поступила жалоба Ермолович С.В. на невыполнение АО "Янтарьэнерго" условий Договора N N5269/07/18 от 30.07.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства индивидуального жилого дома по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, ДНП "Балтийская деревня", ул. Луговая, д. 27 на земельном участке с кадастровым номером 39:03:080814:349, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-5269/18.
На основании поступившей жалобы, должностным лицом Управления в отношении Общества возбуждено дело по признакам нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
При рассмотрении жалобы УФАС установлено, что 30.07.2018 АО "Янтарьэнерго" и Заявитель заключили Договор N 5269/07/18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-5269/18. Согласно пункту 5 Договора датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является 30.07.2018, датой окончания - 30.01.2019.
По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, на момент поступления жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 03.06.2019, не осуществлено. На момент составления административного протокола Управлением установлено, что Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил N861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступившими в законную силу и исполненными Обществом N Э-277адм/2017 от 04.10.2017 (исполнено 19.10.2017), N Э-279адм/2017 от 09.10.2017 (исполнено 19.10.2017), N Э-304адм/2017 от 14.11.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э-305адм/2017 от 22.11.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э281адм/2017 от 19.10(2017 (исполнено 13.11.2017), N Э-310адм/2017 от 05.12.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э-313адм/2017 от 11.12.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э14адм/2018 от 05.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-17адм/2018 от 07.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-18адм/2018 от 13.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э73адм/2018 от 25.05,2018 (исполнено 19.06.2018), NЭ-74адм/2018 от 25.05.2018 (исполнено 19.06.2018), N Э-52адм/2018 от 23.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э40адм/2018 от 19.04,2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-39адм/2018 от 19.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-130адм/2018 от 08.08.2018 (исполнено 28.09.2018), N Э139адм/2018 от 28.08.2018 (исполнено 09.10.2018), N Э-148адм/2018 от 06.09.2018 (исполнено 09.10.2018), N Э-146адм/2018 от 10.09.2018 (исполнено 09.10.2018).
21.06.2019 УФАС в отношении Общества составлен протокол N 039/04/9.21-362/2019 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела АО "Янтарьэнерго" 27.06.2019 привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией согласно постановлению N 039/04/9.21-362/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а также не усмотрели нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для снижения размера назначенного Обществу штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил N 861).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя, в том числе выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором (подпункт "в"), осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (подпункт "д") и составление акта об осуществлении технологического присоединения (подпункт "е").
Срок выполнения работ по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и устанавливается в договоре о технологическом присоединении согласно требованиям подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя с учетом условий Договора должны были быть выполнены Обществом в срок до 30.01.2019.
Поскольку названные мероприятия Обществом в установленный срок не выполнены, суд обоснованно констатировал наличие в действиях АО "Янтарьэнерго" нарушение пункта 16 Правил N 861.
Повторность совершения Обществом названного нарушения установлена Управлением и судом первой инстанции, отражена в постановлении об административном правонарушении и не оспаривается заявителем. При наличии указанной повторности антимонопольным органом рассматриваемому правонарушению дана надлежащая квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства не установлено, вина Общества доказана в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), состав вмененного правонарушения доказан.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности Управлением не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Наказание назначено Управлением в виде штрафа в размере 800 000 руб. в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом систематического совершения Обществом правонарушения, квалифицируемого по указанной норме, а также того обстоятельства, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям Общества на момент поступления жалобы в антимонопольный орган Обществом не выполнены.
Повторное совершение Обществом однородного правонарушения в период, когда Общество считается подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, надлежит рассматривать как отягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, что и было правомерно учтено Управлением при назначении Обществу оспариваемого размера штрафа.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен УФАС в пределах установленной санкции и с учетом характера правонарушения, а именно - бездействие Общества по выполнению условий Договора в течение продолжительного периода, пренебрежительное отношение к выполнению публичной обязанности, серьезности последствий допущенного правонарушения (часть 3 статьи 4.3 КоАП РФ).
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 и 4.3 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Ввиду изложенных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 августа 2019 года по делу N А21-9064/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9064/2019
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области