город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2019 г. |
дело N А53-7311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Манасян Л.В.
при участии:
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу: представитель по доверенности от 27.02.2019 N 03-15/658 Помникова О.И., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.08.2019 по делу N А53-7311/2019
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон"
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" (далее - ответчик, ООО "Экострой-Дон", общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 9 189 716 руб. 35 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2019 с ООО "Экострой-Дон" в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 9 189 716 руб. 35 копеек. В порядке распределения судебных расходов с ООО "Экострой-Дон" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 68 949 рублей. Решение мотивировано тем, что департамент является уполномоченным лицом по обращению в суд с иском, в том числе по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сторонами не оспаривается факт добровольной оплаты обществом 350 000 руб. в счёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 01.08.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что общество не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в 2016 году. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО "Экострой-Дон", не являясь в 2016 году оператором по обращению с ТКО, имеет такую же льготу, которой в спорный период имели право воспользоваться и лица, приобретшие статус оператора по обращению с ТКО. ООО "Экострой-Дон" в апелляционной жалобе полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что отсутствие у ООО "Экострой-Дон" статуса оператора по обращению с ТКО в 2016 году, исключает применение к отношениям по исчислению платы за размещение ТКО нормы ст.9 ФЗ N 503-ФЗ. В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что обязанность по внесению платы за НВОС у операторов по обращению с ТКО возникает с 01.01.2019 за 2018 год, а обязанность по внесению платы за размещение ТКО за 2016 годы у ООО "Экострой-Дон" отсутствует.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ООО "Экострой-Дон", извещенного надлежащим образом
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду задекларировано в сумме 9514716 руб. 35 копеек. Обществом в добровольном порядке погашена плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 350 000 рублей.
02.10.2018 департаментом в адрес общества направлено требование об уплате задолженности в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую за 2016 год в сумме 9 189 716 рублей 35 копеек.
В связи с неисполнением требования, департамент обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федерального закона N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона N 7-ФЗ одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно части 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учёт объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
Из материалов дела следует, что обществом осуществляется деятельность по оказанию услуг по утилизации твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами по обращению с отходами на территории муниципального образования "город Шахты", утверждённых Шахтинской городской думой от 26.04.2007 N 319 (л.д.65-104).
Определение объёма оказанной обществом услуги производится исходя из среднегодовой нормы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённых решением Шахтинской городской Думы от 25.09.2014 N 554 "О внесении изменений в "Правила благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты"".
Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 89-ФЗ и в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в части касающейся обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.01.2019) при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.05.2018) и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (не позднее 01.07.2018).
Таким образом, за 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твёрдых коммунальных отходов.
Статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами получен обществом 26.02.2018.
Постановлением РСТ РО от 20.12.2018 N 85/121, обществу на 2019 год был установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в зоне деятельности Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что на обществе лежит обязанность по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области разработаны нормативы накопления ТКО, утвержденные постановлением от 08.02.2018 N 2.
Из приложения N 1 к данному Постановлению следует, что для каждой конкретной категории объекта утвержден определенный норматив накопления ТКО на территории Ростовской области.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Красносулинского МЭОКа от 26.02.2018, ООО "Экострой-Дон" приобрело статус регионального оператора по обращению с ТКО только с указанной даты. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Экострой-Дон" утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/121. Поэтому ООО "Экострой-Дон" приступило к заключению типовых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и, соответственно, начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО только с 2019 года.
Таким образом, до указанной даты ни ООО "Экострой-Дон", ни иные организации, работающие с ответчиком, не являлись лицами, уполномоченными на осуществление деятельности по обращению с ТКО, и не имели права заключать отдельные договоры на оказание услуг по обращению именно с ТКО.
При этом, заключенные до 2019 года ООО "Экострой-Дон" договоры на оказание услуг утилизации ТКО не соответствуют форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Оказание услуг по данным договорам осуществляется ООО "Экострой-Дон" на основании "Правил по обращению с отходами на территории г. Шахты", утвержденных Решением Шахтинский городской Думы от 26.04.2007, в то время, как деятельность по обращению с ТКО регулируется Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Определение объема указанной услуги производится ООО "Экострой-Дон", исходя из среднегодовой нормы накопления отходов, утвержденных Решением Шахтинский городской Думы от 25.09.2014 N 554. При том, что объем или масса ТКО, в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО, определяются в соответствии с правилами коммерческого учета объема или массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления ТКО".
Нормативный акт, утверждающий нормативы накопления ТКО на территории Ростовской области, вступил в силу с 08.02.2018 (Постановление Министерства ЖКХ РО от 08.02.2018 N 2). Оплата оказанных ООО "Экострой-Дон" услуг производилась, исходя из тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12.08.2014 N 42/3, на услуги утилизации, обезвреживания и захоронения не ТКО, а твердых бытовых отходов.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Экострой-Дон" утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/121.
Довод общества о том, что в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" оно не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 2016 год, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Таким образом, департамент является уполномоченным лицом по обращению в суд с иском, в том числе по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Сторонами не оспаривается факт добровольной оплаты обществом 350 000 руб. в счёт плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что требования департамента о взыскании с общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 9189716 руб. 35 коп., подлежат удовлетворению.
Довод общества о наличии права на льготу по плате за негативное воздействие на окружающую среду в силе приобретения в 2016 году специализированного оборудования по обезвреживанию отходов производства на сумму 9 048 800 руб., обоснованно отклонен судом первой инстанции как нормативно и документально не обоснованным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 24 Правил при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) её размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Правил.
Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчёт платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (пункт 25 Правил).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтверждённые расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчётном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 7-ФЗ и включённых в планы снижения выбросов и сбросов (пункт 26 Правил).
Между тем, какого-либо расчёта снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к показателям по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов, обществом ни в департамент, ни в материалы дела не представлены. План снижения сбросов загрязняющих веществ на 2016 год обществом ни департаменту, ни суду также не представлены.
Довод общества о наличии договоров с потребителями на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов в 2015, 2016 годах, а также ссылки на п. 2.1 всех договоров 2015 и 2016, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в п. 2.1 указано, что общество обязуется оказать услуги утилизации твердых коммунальных отходов.
Общество указывает в договорах, что отходы будут утилизироваться, вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что у общества не было лицензии на утилизацию отходов, в 2015 году у общества была лицензия на вид деятельности - размещение отходов.
Впоследствии, общество переоформило лицензию на виды деятельности - сбор, транспортирование, обработка и размещение отходов, то есть общество не могло заниматься утилизацией отходов.
Более того, в п. 4.1 договора N 512-У от 01.07.2015 указано, что оплата услуг утилизации ТКО производится исходя из тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12.08.2014 N 42/3 "Об установлении тарифов на услуги утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "Экострой-Дон", г. Шахты Ростовской области".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договоры от 2015, 2016 годов, на которые ссылается ответчик, несмотря на то, что в них в п. 2.1 указано ТКО, не являются договорами на обращение с такими отходами, как ТКО.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2019 по делу N А53-7311/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7311/2019
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО
Ответчик: ООО "ЭКОСТРОЙ-ДОН"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3970/20
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7311/19
16.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16013/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7311/19