15 октября 2019 г. |
Дело N А83-15847/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Малышевой И.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Райбыт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июля 2019 года по делу N А83-15847/2018, принятое по заявлению акционерного общества "Райбыт" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой Оксаны Сергеевны,
о признании незаконным решения,
установил:
акционерное общество "Райбыт" (далее - АО "Райбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, регистрирующий орган), оформленного уведомлением от 06.07.2018 N 1277093/7319 об отказе в государственной регистрации прав.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество просило суд обязать регистрирующий орган в пятидневный срок осуществить за ним государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0,114 га в с. Перевальное, ул. Дачная, 7, с/с Добровский, Симферопольского района Республики Крым, кадастровый номер 90:12:000000:4533 на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 13.02.1998 I-КМ N 001880, как ранее возникшего права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горева Оксана Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Райбыт" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что в нарушение статьи 200 АПК РФ судом не дана оценка соответствию действий государственного регистратора Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регламентирует его деятельность, также судом неверно применены и истолкованы положения статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, поскольку указанные нормы регулируют арендные отношения, а не вопросы регистрации прав. Общество полагает, что государственный акт на право постоянного пользования землей от 13.02.1998 I-КМ N 001880, выданный в соответствии с законодательством Украины, подтверждает наличие у заявителя ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которое признается на территории Российской Федерации по нормам законодательства переходного периода, в связи с чем данный акт является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Отзывы на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Райбыт" владеет и пользуется земельным участком площадью 1143 кв.м., с кадастровым номером 90:12:000000:4533, расположенным по адресу: с. Перевальное (участок N 11), ул. Дачная, 7, с/с Добровский, Симферопольского района Республики Крым на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта от 13.02.1998 I-КМ N 001880, выданного закрытому акционерному обществу "Райбыт" (правопредшественник заявителя) в соответствии с решением 8 сессии 22 созыва Добровского сельского Совета от 12.12.1997, для обслуживания существующего дома быта.
В целях государственной регистрации указанного права 27.03.2018 общество обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением.
Уведомлением от 06.04.2018 N 90/016/162/2018-629 государственная регистрация права была приостановлена на срок до 06.07.2018 на основании пунктов 5, 7 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации прав), в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации заявленного права.
Сообщением регистрирующего органа от 06.07.2018 N 90/016/162/2018-629 обществу отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в связи с неустранением причин приостановления государственной регистрации на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона N 38-ЗРК юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Госкомрегистром в адрес общества направлено уведомление от 06.07.2018 N 1277093/7319 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с изложением тех же мотивов, что и в сообщении от 06.07.2018 N 90/016/162/2018-629.
Полагая, что решением Госкомрегистра, оформленным уведомлением об отказе в государственной регистрации от 06.07.2018 N 1277093/7319, нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения регистрирующего органа.
Суд апелляционной инстанции считает такой вывод суда обоснованным и отклоняет доводы апелляционной жалобы общества, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено в части 12 статьи 29 Закон о регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В качестве документа-основания обществом представлен регистрирующему органу государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии I-КМ N 001880, выданный 13.02.1998 Добровским сельским Советом закрытому акционерному обществу "Райбыт" (правопредшественнику общества).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, предусмотренных статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Из содержания оспариваемого решения следует, что основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы регистрирующего о том, что в силу положений статьи 3 Закона N 38-ЗРК земельный участок не может принадлежать обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем его право может быть зарегистрировано лишь после переоформления права на такой земельный участок на право аренды или выкупа земельного участка в собственность.
Указанные выводы Госкомрегистра соответствуют действующему правовому регулированию, исходя из следующего.
Статьей 12 и частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2019 особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие положений статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ Государственным Советом Республики Крым принят Закон от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 38-ЗРК, действующему на дату отказа в регистрации права, к правам, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом N 218-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 4 статьи 3 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 5 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Из вышеприведенных законоположений следует, что процедура переоформления прав фактически является процедурой приведения ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, введенной законодательством переходного периода с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, в целях приведения правоотношений, возникших по нормам законодательства Украины, в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, применительно к спорным правоотношениям, государственная регистрация прав на земельные участки, предоставленные на праве постоянного пользования по законодательству Украины, допускается лишь после приведения правоотношений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в рамках процедуры переоформления ранее возникших прав.
В рассматриваемом случае заявителем оспаривается отказ в государственной регистрации возникшего по законодательству Украины права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которое, по его мнению, в силу вышеприведенных положений Закона N 6-ФКЗ, признается в Российской Федерации и подлежит государственной регистрации на основании правоустанавливающих документов, выданных официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым.
Вместе с тем, гарантии признания в Российской Федерации прав, возникших по законодательству Украины, на основании документов, выданных компетентными органами Украины и Автономной Республики Крым, предоставленные статьей 12 Закона N 6-ФКЗ и пунктом 1 статьи 8 Закона N 38-ЗРК, не исключают установленных императивных норм действующего законодательства относительно установленной обязанности по приведению правоотношений по использованию земельных участков, возникших в период действия законодательства Украины, в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации и, применительно к настоящему случаю, обязанности заявителя по переоформлению права постоянного пользования спорного земельного участка на право аренды или приобретения такого земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Учитывая организационно - правовую форму юридического лица - АО "Райбыт", на дату обращения с заявлением о государственной регистрации права общество не вправе владеть и пользоваться спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта на право постоянного пользования землей I-КМ N 001880 от 13.02.1998 и обязано переоформить указанное право в установленном законом порядке.
Между тем, общество с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды в отношении указанного земельного участка не обращалось. Причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, обществом устранены не были.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, учитывая, что акционерные общества не включены в круг лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в связи с чем в силу части 4 статьи 3 Закона N 38-ЗРК они обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность, суд первой инстанции, оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа Госкомрегистра.
При таких обстоятельствах отказ регистрирующего органа в осуществлении регистрационных действий не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку не препятствует обществу в осуществлении переоформления права постоянного пользования на право аренды или приобретения спорного земельного участка в собственность, как то предусмотрено частью 4 статьи 3 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена, в связи с чем заявителю в удовлетворении требований отказано правомерно.
Иное толкование заявителем положений закона и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июля 2019 года по делу N А83-15847/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Райбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15847/2018
Истец: АО "РАЙБЫТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Государственный регистратор Горева Оксана Сергеевна, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ