г. Пермь |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А50-685/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЖС Комфорт" (ОГРН 1175958028190, ИНН 5919028153) - не явились;
от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939) - не явились;
от третьего лица Администрация города Соликамска (ОГРН 1025901978068, ИНН 5919420339) - не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЖС Комфорт"
на решение Арбитражный суд Пермского края от 13 июня 2019 года
по делу N А50-685/2019,
принятое судьей Торопициным С.В..,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖС Комфорт"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края,
третье лицо: Администрация города Соликамска,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖС Комфорт" (далее - заявитель, общество, общество "ЖС Комфорт", общество "ЖСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 05.12.2018 N 3432, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган), о назначении заявителю административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2019 года по делу N А50-685/2019 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить полностью.
В апелляционной жалобе приведены доводы об отсутствии события и состава вмененного административного правонарушения в действиях общества.
Заинтересованное лицо не представило в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, по приведенным в нем мотивам просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.10.2018 N 2632 уполномоченным должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Коммунистическая, д. 47, в ходе которой выявлено нарушение правил содержания и ремонта жилого дома: в квартирах N 2, 8 печь не функционирует, наблюдаются трещины и разрушение кладки печи, выпадение отдельных кирпичей из кладки; разрушение кирпичной кладки дымовых труб за пределами кровельного покрытия отслоение штукатурного и окрасочного слоя дымовых труб, чем нарушены подпункты "а", "б", "г" пункта 10, подпункт "а", "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; часть 1, 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); пункты 2.6.2, 4.9.1.3, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ, Правила N 170); пункт 16 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 10.10.2018 N 3432.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений 03.12.2018 административным органом в соответствии с полномочиями, установленными статьей 28.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 3432 и, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.55 КоАП РФ, вынесено постановление от 05.12.2018 N 3432 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Инспекции от 05.12.2018 N 3432, общество "ЖС Комфорт" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, между администрацией города Соликамска и обществом "ЖСК" 13.09.2018 заключен договор на аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирных домов (далее - Договор, договор от 13.09.2018) с приложением перечня работ общего назначения (приложение N 2), перечня работ по ремонту инженерных и конструктивных элементов многоквартирного дома (приложение N 3).
Срок действия договора заключен до момента выбора управляющей организации, согласно чему общество является организацией, ответственной за содержание и ремонт указанного жилого дома (пунктом 5.1 Договора).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии при администрации города Соликамска Пермского края от 21.08.2018 N 46, жилой дом N 47 по улице Коммунистической города Соликамска признан непригодным для проживания. Дом включен в список домов на обследование специализированной организацией на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу.
Согласно перечню работ общего назначения (приложение N 2 к Договору), а также перечню работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию многоквартирных домов (приложение N 3 к Договору) поименованы виды работ, которые обязано выполнять Общество.
На основании пункта 1.1 Договора исполнитель обязуется проводить ремонтные работы на инженерных сетях и конструктивных элементах общего имущества дома согласно Приложению N 3 к Договору.
В обязанности заявителя входит, в том числе: аварийно-диспетчерское обслуживание; выполнение ремонтных работ (в целях устранения аварий) на инженерных сетях и конструктивных элементах общего имущества (Приложение 2); подготовка аварийных домов к отопительному сезону и подготовка паспортов готовности; организация регистрационного учета граждан; работы по содержанию придомовой территории (работа дворников); проверка вентиляции/дымоходов.
Указанный дом отнесен к категории ветхих жилых домов, проведение капитального ремонта в котором нецелесообразно, требуется проведение охранно-поддерживающего ремонта, обеспечивающего безопасные и санитарные условия проживания граждан до момента признания его аварийным и сноса дома.
Поскольку порядок по подготовке домов к отопительному сезону и подготовка паспортов готовности регулируется ПИНТЭЖФ, то именно указанный нормативный правовой акт подлежит применению в данном случае, несмотря на то, что по условиям договора от 13.09.2018 стороны предусмотрели их не применение.
В силу пункта 2.6.2 ПИНТЭЖФ при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
В соответствии с пунктом 4.9.1.3 ПИНТЭЖФ неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
Согласно пункту 5.5.12 ПИНТЭЖФ организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки: а) дымоходов: сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном; кирпичных - один раз в три месяца; асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год; отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время); б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом). Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда. Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами. Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются. После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
В нарушении названных положений общество, проводя осмотр общего имущества в указанном жилом доме, информировано о наличии дефектов, выявленных в результате технического осмотра общего имущества в многоквартирном доме, однако мер по их устранению не предприняло.
Кроме этого, выявленные Инспекцией нарушения по многоквартирному дому при проведении проверки обществом "ЖСК" не оспорены.
Указанные нарушения, допущенные обществом при осуществлении деятельности, образуют объективную сторону и являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что субъектами административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ могут быть любые организации, осуществляющие функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда, доводы заявителя о том, что он не является надлежащим субъектом выявленного административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку из анализа Договора (Приложение N 3) следует, что общество фактически осуществляет совокупность работ и услуг по содержанию спорного жилого дома, в связи с чем должно соблюдать требования соответствующих норм и правил.
Как указано ранее, в силу пункта 2.6.2 ПИНТЭЖФ при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности отопительных печей, дымоходов. Согласно Приложению N 3 к Договору, Общество должно осуществить подготовку аварийных домов к отопительному сезону, что заявителем должным образом не произведено.
Таким образом, заявитель, не выступая лицензиатом в отношении указанного жилого дома, является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения (лицом, ответственным за содержание спорного жилого дома).
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения Правил при содержании проверенного жилого дома, наличии каких-либо препятствий для исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества жилого дома в материалы дела не представлено.
Кроме того, административным органом установлено, что согласно акту выполненных работ от 29.10.2018 обществом "ЖСК" частично выполнены работы по ремонту кладки печи и оштукатуриванию в квартире N 2 дома N 47 по улице Коммунистической города Соликамска: оштукатуривание печи и дымохода, устройство накладки из оцинкованного железа в районе топки печи в квартире N 8 дома N 47 по улице Коммунистической города Соликамска, восстановление кирпичной кладки четырех дымоходов и оголовков квартир NN 2, 4, 6, 8 жилого дома N 47 по улице Коммунистической города Соликамска, следовательно, у общества имелась возможность по своевременному устранению указанных нарушений, однако им не были приняты все необходимые для этого меры.
При таких обстоятельствах, вина общества во вмененном ему административном правонарушении административным органом также доказана. Соответствующий довод заявителя об отсутствии и признании его вины в выявленном правонарушении отклоняется судом как опровергаемый материалами дела.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 7.22 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела общество извещалось, в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
С учётом изложенного, гарантии прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, признаются соблюдёнными, а порядок привлечения к административной ответственности - ненарушенным. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, характер правонарушения, наличия объективной возможности выполнения требований законодательства, количество фактов допущенных нарушений, степень общественной вредности, с учётом конкретных обстоятельств дела при отсутствии доказательств исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности изменения меры административного наказания, назначенного обществу, на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (https://rmsp.nalog.ru/) заявитель включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория "Микропредприятие"), ранее к ответственности не привлекался, иного из материалов дела не следует.
Вместе с тем, нарушения, по результатам, выявления которых заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также угрозу причинения имущественного ущерба.
Учитывая изложенное, к обществу в силу положений статьи 3.4 КоАП РФ не может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.
Основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела по части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в данном деле отсутствуют, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный в статье 7.22 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее ста тысяч рублей (от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции статьи 7.22 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, не нарушает прав общества, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Иные доводы судом апелляционной инстанции исследованы, и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2019 года по делу N А50-685/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖС Комфорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-685/2019
Истец: ООО "ЖС КОМФОРТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: СОЛИКАМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЛИКАМСКА