г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А56-46660/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Мещерова М.Н. по доверенности от 20.05.2019
от заинтересованного лица: Ильина К.С. по доверенности от 29.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27118/2019) АО "Вертекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2019 по делу N А56-46660/2019, принятое
по заявлению АО "Вертекс"
к Санкт-Петербургской таможне
об отмене постановления
установил:
акционерное общество "Вертекс" (ОГРН: 1037821026484, адрес: 197350, Санкт-Петербург, дорога в Каменку, д. 62, лит. А; далее - Общество, АО "Вертекс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (ОГРН 1037800003493, адрес: 199000, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А; далее - таможня, таможенный орган) от 02.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-570/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.
Решением от 15.08.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Вертекс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель АО "Вертекс" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, между Обществом и Министерством экономического развития Российской Федерации заключено Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны от 13.12.2010 N 24210-ОС/Д25, в соответствии с которым Общество планирует осуществлять разработку и производство инновационных лекарственных препаратов от поиска активных молекул и их синтеза, оригинальных комбинаций и современных дженериков до промышленного выпуска готовых лекарственных форм в соответствии с требованиями GMP (правила организации производства и контроля качества лекарственных средств).
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Приказом ФТС России от 23.06.2011 N1327 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах" Обществом подана отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (вх. номер Петродворцового таможенного поста от 15.01.2019 N 51-16/00052) за II полугодие 2018 года.
В ходе проверки представленных сведений с информацией, содержащейся в базе данных таможенного органа и сведений, содержащихся в графе 11 "N таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под иную таможенную процедуру" Отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за II полугодие 2018, должностным лицом таможенного поста было обнаружено, что в отчетности, представленной Обществом, не указаны сведения о помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления по таможенной декларации (далее - ДТ) N 10210190/191118/0000564.
Также в указанной отчетности недостоверно указан номер ДТ, в соответствии с которой товар - форматные части машины розлива и укупорки (позиция в отчете 1939), помещен под процедуру свободной таможенной зоны.
Таможня, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, составила протокол об административном правонарушении от 18.03.2019 N 10210000-570/2019.
По результатам рассмотрения протокола вынесено постановление от 02.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-570/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Общество оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Статьей 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контрою и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, лицам, владеющим и (или) пользующимся товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Статьей 37.4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" установлено, что резидент особой экономической зоны ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах в таможенный орган.
Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и с товарами, изготовленными (полученными) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах.
Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, формы отчетности о таких товарах, порядок заполнения таких форм, порядок и сроки представления в таможенный орган такой отчетности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ФТС России от 23 июня 2011 г. N 1327 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах" утверждены формы отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (приложение N 1) и порядок представления таможенному органу отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (приложение N 2).
Согласно порядку представления таможенному органу отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляется резидентом ОЭЗ таможенному органу, правомочному совершать таможенные операции в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в регионе деятельности которого расположена ОЭЗ (далее - уполномоченный таможенный орган).
Согласно приведенным нормативным актам любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и с товарами, изготовленными (полученными) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах.
Отчетность представляется резидентом особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) таможенному органу, правомочному совершать таможенные операции в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в регионе деятельности которого расположена ОЭЗ.
Кроме того, отчетность в соответствии с указанным нормативным актом предоставляется о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Из буквального толкования изложенных норм следует, что у резидента ОЭЗ отсутствует обязанность предоставления в отчетности информации о товарах, которые не помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Как следует из материалов дела, указанный в ДТ N 10210190/191118/0000564 товар зарегистрирован 13.12.2017 по ДТ N 10210190/131217/0000620 и выпущены из свободной таможенной зоны регистрацией 03.07.2018 ДТ N 10210190/030718/0000292.
Таким образом, на 19.11.2018 - момент регистрации ДТ N 10210190/191118/0000564 товар, указанный в этой декларации, не находился под таможенной процедурой в свободной таможенной зоне, отсутствовал в принципе у декларанта, соответственно не мог подлежать декларированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 указанной статьи. Согласно пункту 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган обязан отказать в регистрации таможенной декларации, если товары, в отношении которых подается таможенная декларация, не находятся на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация.
Кроме того, Санкт-Петербургской таможней было принято решение от 27.03.2019 по делу N 10210000/270319/057-D/2019 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, которым решение Петродворцового таможенного поста о регистрации ДТ N 10210190/191118/0000564 и о выпуске товаров, задекларированных с ее использованием, признано не соответствующим требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской федерации о таможенном регулировании отменено. В указанном решении от 27.03.2019, указано, что у Петродворцового таможенного поста отсутствовали правовые основания для регистрации ДТ N 10210190/191118/0000564 и, следовательно, основания для выпуска товаров, задекларированных с ее использованием (л.д.75 оборот - 77).
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что внесение резидентом ОЭЗ в предоставляемую отчетность информации о декларировании Таможенным органом товаров, отсутствующих в момент регистрации под таможенной процедурой в свободной таможенной зоне, противоречит законодательству о таможенном регулировании.
Вместе с тем указанное действие Общества не подлежит квалификации по инкриминируемой статье КоАП РФ, предусматривающей административное наказание за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, поскольку какая-лимбо отчетность, предоставление которой регламентировано нормами таможенного законодательства, Обществом не предоставлялась, а спорная ДТ неправомерно зарегистрирована таможенным постом.
Апелляционный суд отмечает также, что на момент сдачи отчетности, законодательство о таможенном регулировании, а именно Приказ ФТС N 1327 от 23.06.2011 не содержало прямого указания о том, какие сведения нельзя включать в отчетность. В представленном таможенному органу отчете в столбец "наименование товара", помимо предусмотренного формой таблицы сведений о наименовании товара Обществом внесены сведения о номере ДТ, которые содержали опечатку. Указана ДТ N 10210190/261218/0000668 вместо ДТ N 10210190/261218/0000667. Указание таких сведений при предоставлении отчетности не нарушает требований таможенного законодательства в отношении требований и условий применения процедуры свободной таможенной зоны, так как порядок, установленный Приказом ФТС N 1327, не указывает на необходимость указания сведений о номере ДТ в графе "наименование товара".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обязанность Общества по указанию в соответствии с Приказом ФТС N 1327 от 23.06.2011 сведений о наименовании товара исполнена в полном объеме и надлежащим образом.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба Общества - удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 августа 2019 года по делу N А56-46660/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 02.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-570/2019.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Вертекс" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46660/2019
Истец: АО "ВЕРТЕКС"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ